Как власть реагирует на вспышки коронавируса в Украине

583

В начале мая 2020 город Украинка Киевской области всколыхнула очередная порция слухов с элементами паники. Выяснилось, что в общежитии профессионального лицея г.. Украинка (в народе — бурса) выявлено 11 лабораторно подтвержденных случаев заболевания COVID-19. И еще 93 жители общежития ждут результатов тестирования. Там жила медсестра, которая подхватила вирус на работе и около 5 дней не знала, что больна.
Официально в городе Украинка зарегистрировано около 16 000 человек и подтверждено 29 случаев заболевания коронавирус. К ситуации с общежитием, больных было почти вдвое меньше, поэтому жителей, чьи разговоры на улицах теперь так или иначе сводятся к коронавируса, можно понять. Паниковать имеется ввиду что: в конце апреля в инфекционном отделении Кагарлыкской районной больнице от SARS-CoV-2 умер 42-летний украинец. Поправилось — восемь.

Общага: запретная зона
Заместитель городского головы Иван Карасев сообщил «Текст», что сейчас в общежитии по улице Юности, 17, находится около сотни людей. Цитата: «Все они находятся на самоизоляции».

События вокруг общежития Профессионального лицея разворачивались следующим образом. До недавнего времени там проживала медицинская сестра педиатрического отделения районной больницы. Украинка.

24 апреля пришли результаты одного из пациентов врачи, с которой она работает. Диагноз — ковид.

В тот же день врач и медсестра сдали анализы на коронавирус и прекратили прием. Сколько времени медики были бессимптомными носителями болезни — трудно сказать.

26 апреля со лаборатории пришли результаты анализа врача и медсестры: они оказались больными. Вечером 26 апреля медсестра и ее муж выехали из общежития и уединились на съемной квартире. Сняли ее за свои деньги. Государство не позаботилась о том, чтобы предоставить место для самоизоляции.

И только 2 мая 2020, практически через неделю после события, председатель Обуховской райгосадминистрации получил распоряжение из области о закрытии общежития на вход и выход.
Поясним: ориентировочно 5-6 дней после заражения (в то время тесты делали около 3 дней) медсестра жила в общежитии, где социальная дистанция минимальна. И уже когда стало понятно, что общежитие — потенциальный очаг возгорания, бюрократы неделю подписывали бумаги, чтобы закрыть общагу на карантин.

И все это время жители общежития свободно ходили в магазины, на рынок и в другие публичные места.

Отметим, что страны, которые успешно преодолевают ковид, быстро тестируют всех, кто контактировал с больными. То есть если Украина эффективно справлялась с эпидемией, то сразу после того, как стало известно, что в общежитии проживает больной, всех кто с ней мог контактировать — например, соседей по блоку — должны немедленно проверить. А выявленных больных отправить на самоизоляцию. Но поскольку тесты у нас делаются по 9 дней, то другого выхода, чем закрыть всех фактически под домашний арест, и не было. Но и это сделали вопиющее поздно.

Как же сейчас выглядит самоизоляция жителей общежития?

Территория бурсы ограждена. Попасть туда можно через двое ворот и один полуофициальный плетень со стороны средней школы №2, расположенной по соседству. И все они закрыты.

Главный вход на территорию лицея со стороны центральной части города закрыт на амбарный замок.

Рядом с общежитием есть детская площадка. Корреспондент был почти уверен, что найдет на нем людей. Дело в том, что жители города, как и в большинстве мест в Украине, очень добросовестно выполняли постановления Кабмина. Практически каждый день на площадках можно встретить детей и их мам. Кстати, масочного режима придерживаются только в помещениях — например, в супермаркетах — и на рынке. На улицах много людей гуляет без масок, как в докарантинные времена.

На этот раз на площадке почти пусто: мама качала ребенка, а на скамейке рядом сидела жительница соседнего общежития и ее дочь. Мы поинтересовались, не боятся ли они выходить на прогулку. Говорят, что это безопасно, ведь с начала мая здесь не видели ни одного жителя «коронавирусной общаги»: «Там все закрыто, их охраняет полиция, вход и выход запрещено, является бело-красная лента».

И действительно, если смотреть со стороны рынка, можно заметить на входе в общежитие палатку, ленту и даже человека в защитном костюме.

Но как-то эти люди ходят в ближайший магазин и на базар за продуктами!

Базар якобы закрыт, если верить табличке «STOP». Но это — лишь на первый взгляд. На территорию заходят люди. И выходят.

Мы поинтересовались у охраны рынке, не видели ли они жильцов общежития на рынке. Все всех знают, поэтому человек из общаги вряд ли осталась бы незамеченной. Как оказалось, со дня закрытия общежития никто оттуда на базар не приходил. Зато охрана неоднократно видела волонтеров, которые закупали продукты для больных.

И действительно, у закрытых ворот со стороны городского рынка мы увидели людей, которые понесли пакеты с продуктами для жителей общежития.

Волонтеры (преимущественно — друзья «заключенных») приносят пакеты с продуктами к воротам. Далее их проводят ко входу в общагу, где и забирают еду и воду.

На сайте горсовета сообщается, что жителям общежития оказывается помощь от благотворительных фондов и районной власти. В частности 7 мая жителям было завезено целый фургон йогуртов.

А кто же заразил жителей общежития? Каждый житель Украинский ответит: «во всем виноваты врачи». Конечно, есть такое понятие, как врачебная тайна. Но в городе, где все всех знают. Нам удалось пообщаться с врачом, с которой вышеупомянутая медсестра вела прием в районную больницу.

Больная ковид врач: «Здоровье в норме. В отличие от отношений с горожанами »
Итак, как только количество больных в городе увеличилось на 11, а общежитие закрыли, весь город узнало имена и фамилии «виновников». Но мы, в отличие от многочисленных групп в социальных сетях, все-таки будем придерживаться врачебной тайны. Мы поговорили с врачом, у которого обнаружили SARS-CoV-2.

Расскажите, пожалуйста, как получилось, что вы и ваша медсестра заболели коронавирус?

Сразу скажу, что я не имею симптомов заболевания. Мы принимали населения до 24 апреля, пока один из пациентов не пожаловался на симптомы заболевания. Его анализы отправили в Киевский областной лабораторного центра. Результат — положительный.

Это был лабораторный или экспресс-тест?

Речь идет о назофарингеальной мазок из носоглотки. То есть — о лабораторный тест. Поскольку врачи является первым кругом общения пациента, мы тоже направили в лабораторию свои мазки. И получили за три дня положительные результаты. С 27 апреля нас с коллегой отправили на самоизоляцию.

А как насчет экспресс-тестов, которые должны проходить все, кто испытывает симптомы Covid?

Я не могу сказать по ситуации на сегодня, но еще до середины апреля экспресс-тестов мы не имели вообще. В лаборатории образцы, полученные в результате назофарингеальной мазков, исследовались методом ПЦР (полимеразной цепной реакции). На сегодня это самый точный метод.

А как насчет средств защиты?

С марта мы принимаем в медицинских масках и резиновых перчатках. Но, как видите, этого недостаточно.

Как вы считаете, адекватным является нахождение всех жителей общежития под замком?

Не думаю, что это нужно. Но таково решение районного руководства. Дело в том, что разница между самоизоляцией и обсервацией. Если люди закрыли, это называется обсервацией. В таком случае власть обязана централизованно обеспечить пациентов едой и водой.

Сколько времени сейчас надо, чтобы получить результаты теста из областной лаборатории?

8-9 дней. Связано это с тем, что оборудование лаборатории рассчитано на проведение примерно 250 тестов в день. А прибывает ежедневно более тысячи. Люди работают круглосуточно.

— Как вы себя чувствуете?

Физически чувствую себя хорошо, но постоянно сталкиваюсь с агрессивным отношением горожан к себе и моей мамы. Результаты ее анализов — отрицательные. Также появляется много ложных публикаций. Медсестре пришлось переселиться в другое место. У меня есть основания предполагать, не она послужила «нулевым пациентом» для общежития. Жители имели контакты с ковид-позитивными людьми и до того.

По материалам: texty.org.ua