Как российская интеллигенция перессорилась из-за Крыма
В новейшие времена русскому интеллигенту легкий налет антисемитизма прощался легко.
Всякий, кто умел сочинять мудрые тексты, писать талантливые симфонии и достоверно изображать Гамлета, априори считался профессиональным радетелем за чистоту русской культуры.
А сохранить собственную чистоту в России всегда считалось возможным только за счет чистоты чужой. Вычистил свои пенаты, вылил помои к соседу за забор - вот и сохранил.
Такими вечно безответными и всегда чуточку виноватыми соседями в России были евреи. Они вроде и не очень мешали, а порой, в минуты жизни трудные, даже и помогали одним фактом своего существования - на них всегда можно было свалить любые наши государственные и национальные неурядицы.
После масштабной "чистки", которую устроил стране Сталин, изничтожив подавляющее число советских евреев на мало-мальски видных позициях, пришел черед более или менее мирного сосуществования - причину всех бед в евреях стали видеть лишь ультрарадикалы-националисты.
Грянула холодная война. Российский интеллигент сосредоточился на американце, как поставщике чуждых ценностей и насквозь химической пепси-колы. Радение за чистоту русской культуры простерлось за океан и материализовалось в демонстративной ненависти к Голливуду и фаст-фуду.
Но минули и эти времена. Холодная война уступила место холодному миру. Внешний враг задремал. Национальная идея, испокон веку в России тождественная идее унижения других наций, дала трещину. Интеллигенция заскучала.
И тут удачно подвернулся Майдан. Забыв о евреях и американцах, Россия сплотилась вокруг старой идеи собирания русских земель и быстро отжала у Украины Крым.
Российская интеллигенция, до того вяло пускавшая отравленные стрелы из лагеря "либерастов" в лагерь "путиноидов" и наоборот, расчехлилась окончательно и перешла к решительным боевым действиям.
Два крайних лагеря сконцентрировались вокруг двух непримиримых столпов-антагонистов - Facebook и Путина. Интеллигенция, предавшая анафеме аннексию Крыма, заняла стихийную оборону в виде эмоциональных гневных постов против властей, другая же часть быстро сформировала дивизию под крылом этих самых властей.
Гордость провластной дивизии составили 500 деятелей культуры, составивших и подписавших письмо невнятного содержания с внятным посылом: "Мы поддерживаем позицию президента РФ Владимира Путина по Украине и Крыму".
На всякий случай, чтобы привлечь под свои знамена больше людей, составители письма не уточнили суть позиции, так что письмо приобрело жанр индульгенции президенту на все его возможные (и даже невозможные) действия.
Актеры, режиссеры, музыканты, поэты и даже "Бурановские бабушки", до того выражавшие свою нежность к Путину лишь периодическими восторженными аплодисментами на съездах "Единой России", да согласием выступать его доверенным лицом на выборах, отбросив остатки смущения, выстроились под боевые знамена.
Оказалось, что большая часть культурного сообщества прилежно усвоила риторику российских федеральных телеканалов и их говорящих голов в лице Соловьева-Киселева. Круглые и трескучие тезисы об "исторической справедливости", "волеизъявлении жителей Крыма" и о "едином русском мире" из выступлений представителей власти перепрыгнули в речи культурных деятелей.
Противоборствующий лагерь ощерился и, вооружившись виртуальными сачками, принялся отлавливать пропутинских художников. В течение многих дней либеральная интеллигенция, побросав насущные культурные дела, вывешивала на Facebook целые мартирологи - имена тех, кто подписал, высказался, поддержал. Культура приобрела багряный отсвет и запах пороха.
Теперь, прежде чем согласиться на участие в том или ином культурном мероприятии, потенциальные участники дотошно изучают списки приглашенных и все чаще, сославшись на непримиримость идеологических противоречий, отказываются.
Либеральная критика то и дело тихонько саботирует премьеры, где в главных ролях - подписанты того самого письма в поддержку Путина. А представители противоборствующих интеллигентских лагерей просят не сажать их на этих премьерах рядом с N., NN. и NNN, потому что "ну вы сами понимаете".
Российская интеллигенция снова споткнулась. На этот раз там, где никто не ожидал, - на украинском вопросе.
Именно он заставил российскую интеллигенцию вспомнить свое главное предназначение - обещать стране все оттенки вкуса внутренней свободы, а в результате своими руками загнать эти свободы в душный и темный угол, где лозунгом стало уже привычное:
- Мочи его, ребята! Он чужой!
По материалам: theinsider.ua