Как реестр недвижимого имущества стал «полузакрытым»

553

За два месяца перед первым туром президентских выборов «смотрящий за минюстом» Андрей Довбенко и его миньон экс-министр юстиции Петренко осчастливили пользователей открытого реестра недвижимости. В феврале 2019 года многие зарегистрированные пользователи электронного реестра недвижимости увидели, что больше не имеют к нему доступа. Сайт кабинета электронных сервисов Минюста предложил для возобновления доступа пройти повторную регистрацию с обязательным использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Немного истории. Благодаря реформам экс-министра юстиции Петренко, за гранты международных организаций, в октябре 2015 года заработал открытый электронный государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (ГРВП). Это означало, что любой человек, будь то гражданин Украины либо иностранец, лицо без гражданства, мог получить открытый доступ к электронному реестру недвижимости. Для этого необходимо было лишь пройти верификацию и активировать почтовый ящик на портале mail.gov.ua. До недавнего времени, для входа в Кабинет электронных сервисов, пользователь мог выбрать три способа входа в реестр:

— через логин и пароль почтового ящика mail.gov.ua;

— с помощью ЭЦП;

— через Bank ID – способ верификации граждан через банки для предоставления административных услуг через Интернет.

Однако, 04 февраля 2019 года, как раз перед очередными выборами президента Украины, Минюст решил «улучшить» качество доступа к открытым реестрам недвижимости. На сайте Кабинета электронных сервисов было вывешено объявление об изменениях в порядке получения информации из ГРВП. Суть этих изменений заключается в необходимости пройти повторную авторизацию, путем регистрации пользователя на портале электронных услуг «Онлайн дом юстиции» с обязательным использованием Электронной цифровой подписи. Вторым сюрпризом для пользователей стало изменение оплаты за предоставление информации из ГРВП. Раньше, до февраля 2019 года, при поиске информации по наименованию собственника, реестр за 23 гривны выдавал информационную справку, в которой раскрывались записи по всем объектам недвижимости, а также арестам и прочим обременениям на имущество. Теперь же, если в реестре будут найдены несколько записей об объектах недвижимости, то чтобы получить информацию о них, нужно платить по 23 гривны за раскрытие каждой записи. Более того, теперь также отдельно нужно оплачивать информацию и об арестах, наложенных на собственника объектов недвижимости.

В связи с этими «улучшениями», к регулятору возникает ряд вопросов.

Вопрос №1. Неужели у держателя реестра недвижимости есть такая необходимость дополнительно зарабатывать на каждом запросе о каждом отдельном объекте недвижимости, находящемся у одного и того же собственника? Держателем ГРВП является Государственное предприятие «Национальные информационные системы». Предприятие это было создано четыре года назад, в мае 2015 года. Одновременно с регистрацией ГП «НАИС», Андрея Довбенко приглашают «смотреть» за минюстом. Согласно данным единого реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, ГП «НАИС» относится к сфере управления Министерства юстиции Украины и является хозрасчетным предприятием, действующим на основании самофинансирования. Себестоимость каждого информационного запроса в ГРВП составляет 20 гривен, 3 гривны составляет комиссия, которую берет себе платежная система за каждую транзакцию. Так вот, за все время существования ГП «НАИС», по состоянию на июль 2019 года выдало порядка 169 миллионов информационных справок. Только за прошлый год ГП «НАИС» получило 524 миллиона гривен поступлений от реализации административных услуг.

И это только одна из коррупционных кормушек, на финансовых потоках которых пасется Андрей Довбенко. Чего только стоит построенная им система вымогательств денег за решения так называемой анти рейдерской комиссии, в которой цена любого вопроса начинается от 10 тысяч долларов и до космических высот. Все эти «анти-рейдерские» решения пересмотрят, а некоторых участников повторно «обилетят».

Вопрос №2. Почему наше государство формально заявляет о поддержке иностранных инвесторов, а на деле ущемляет их права? Ведь для того, чтобы следить за своей собственностью в Украине, иностранному инвестору теперь необходимо:

— лично приехать в нашу страну с целью получения сертификата электронной цифровой подписи;

— либо найти в Украине человека, на которого выдать доверенность на получение ЭЦП, заплатив при этом за апостиль и перевод документов. При этом инвестор подвергается риску мошеннического использования третьими лицами своей цифровой подписи;

— либо обращаться к посредникам: нотариусам, адвокатам, которые будут просить себе минимум по 200 гривен за каждый такой информационный запрос.

Вопрос №3. Почему в других странах любой пользователь может иметь удаленный открытый доступ к их реестрам недвижимости без получения ЭЦП, а в Украине это теперь стало невозможно? В качестве примера приведем Россию где, как известно тоже не ахти как обстоят дела с открытыми данными. У них существует своя специфика получения выписки из реестра. Держателем электронного реестра недвижимости в РФ является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии «Росреестр». Оказывается, что получить интересующую информацию о российской собственности может любой пользователь, вне зависимости он наличия у него российской ЭЦП. При подаче запроса посредством ЭЦП, ответ росреестра формируется в момент подтверждения оплаты. В случае подачи запроса без использования ЭЦП, росреестр высылает ответ в течение 3-х -5-ти дней.

То есть, сейчас, благодаря стараниям Довбенко и Петренко у нас с доступом к реестру недвижимости дела обстоят еще хуже, чем в России.

Выводы пока неутешительные. Украина декларирует гармонизацию внутреннего законодательства с европейским правовым полем, осваивая солидные гранты на создание открытых данных. Однако в угоду политическим веяниям, таким как президентские выборы, вводятся искусственные ограничения на доступ к информации реестра недвижимости. Остается надеяться на то, что новая власть обратит внимание на ущемление прав пользователей реестра недвижимости и изменит к лучшему свою государственную политику в сфере доступа к информации.

Также к государству возникает важный вопрос, а какова эффективность и польза для народа украины от деятельности всех правоохранительных органов в деле выявления и борьбы с коррупционными схематозниками в частности печально знаменитого своими наездами на айтибизнес департамента кибербезопасности СБ Украины (за время существования не существует уголовных дел по которым вынесен обвинительный приговор, кроме как по микрофонах в брелках) в функциональные обязанности как раз и входит выявление и пресечение подобной противоправной деятельности. Но оказалось, что зампред куратор Фролов и руководство данного департамента – климчук и его зам, а ныне новый начальник кулешов не только в теме, но и в доле, получали и получают призовые отчисления от этой деятельности, закупок оборудования и программного обеспечения не только для минюста, но и для других министерств и ведомств. Ранее мы уже писали о том, что по имеющейся информации сразу после своего назначения кулешов позвонил ряду руководителей ведомств и поставщиков с напоминанием, что теперь все финансовые вопросы необходимо решать уже с ним, а не с Фроловым и Климчуком.

По материалам: ord-ua.com