Как продолжают разваливать дело Курченко
Петра Порошенко обкладывают уголовными делами. Парадокс в том, что делает это Генеральная прокуратура, которая находится в вертикали президента. Дело Курченко + дело Трампа, а теперь и дело Крючкова образуют прекрасные тройные щипцы, из которых обычному смертному крайне сложно вырваться. Но счастье Порошенко в том, что он не обычный смертный. Он опытный политик, который умеет выворачиваться из самых тесных объятий.
Это что-то генетическое. Именную Библию Петра Алексеевича пришлось бы делать из асбеста. Обычные бумажные сгорали бы под ладонью президента, так часто и искренне он врет. Но, опять же к его счастью, Порошенко не клянется на Библии. Он выступает по радио и на телевидении с выражением лица, которое свойственно невинным младенцам, только-только пробующим лимон.
Вот, например, выступление Порошенко на ток-шоу “1+1”. Оказалось, что заместителя генпрокурора Константина Кулика он не узнал, когда встретил в студии телеканала. Зато президент в деталях знал, что Кулик слетал к Коломойскому, а потом к Фирташу, а потом был отстранен от работы в следственной группе.
Я вспоминаю УМХ не просто так. Это именно то уголовное дело, о котором на прошлой неделе говорил прокурор Константин Кулик. Это именно то дело, по которому подозрения выписаны (но не вручены) 98-ми людям, среди которых многие входят в ближайшее окружение Петра Порошенко. Но самое главное, в этом деле фигурирует лично Петр Алексеевич.
Этот факт особенно невыгоден президенту потому, что он проигрывает выборы. К власти, скорее всего, придут другие люди. Они могут воспользоваться делом Курченко, чтобы как можно скорее продемонстрировать населению Украины, что при новой власти закон торжествует. Сам факт суда над экс-президентом и бывшими топ-чиновниками – слишком “сладкий” маневр, чтобы за него не ухватиться.
Ниже я сложу в одно целое все, что известно по делу Курченко – как со слов Кулика, так и из других источников. Вы наверняка оцените масштаб.
ОБВИНЯЕМЫХ СЛИШКОМ МНОГО
По моей информации, Порошенко не просто вмешивался в ход дела Курченко. Он злился, орал и метал пепельницы в живых людей))
Злиться было из-за чего. По делу Курченко подозрения выписаны 98 человек. Из них:
— 12 высших должностных лиц министерств, ведомств и Нацбанка;
— 6 губернаторов
— 14 руководителей государственных компаний.
Всем этим людям предстоит прийти в Генеральную прокуратуру и пройти допрос. После допросов многие из них могут направиться в сторону мест не столь отдаленных.
В частности, из этих 98-ми человек:
— по 42-м уже направлены в суд обвинительные уголовные материалы
— по 27-ми из них суд уже вынес обвинительный приговор.
Есть народная прокурорская примета. Если заговорил хоть один фигурант дела, есть шанс, что сядут все. А если посыпалась уже половина, то впереди маячит ж@па. Вот что такое дело Курченко.
ПОЧЕМУ ДЕЛО КУРЧЕНКО – ЭТО УГРОЗА ВСЕМ
Это не вся печалька для фигурантов дела. Оцените масштабы.
По делу арестовано имущество на 30 миллиардов гривен. А общая сумма убытков, которые предстоит возместить государству, составляет $1,5 миллиарда! Вы наверняка удивились таким цифрам – это овердочерта. Все потому, что в деле Курченко смешались НЕСКОЛЬКО дел:
— торговля сжиженным газом, с участием НАК “Нафтогаз Украины”. Сумма: 2,1 млрд грн.
— купля-продажа Херсонской нефтеперевалки. Сумма: $36 млн. Среди фигурантов: владелец компании “Burisma” Николай Злочевский, бизнес-партнер Игоря Кононенко;
— сделка по продаже “Украинского медиа-холдинга”. Сумма: $440 млн. Среди фигурантов: Борис Ложкин и Алексей Филатов;
— завладение деньгами Аграрного фонда Украины. Сумма: 2,1 млрд грн. Среди фигурантов: Виктория Гонтарева (ICU), Константин Стеценко (ICU), Борис Приходько (экс-НБУ);
— завладение имуществом НАК “Нафтогаз Украины”. Сумма: 4,97 млрд грн.
— операции по отмыванию денег через операции купли-продажи государственных облигаций Украины. Сумма: $1,5 миллиарда.
— действия по захвату власти в Украине. Среди фигурантов: Михо Саакашвили.
Для чего прокуроры укрупнили дело, я примерно догадываюсь – фишка в отягчающей добавке – “в особо крупных масштабах”. Это означает особо жесткий приговор для всех фигурантов. А большое дело всегда лучше маленького. Вот почему в дело Курченко пытались вмешаться и руководители Генпрокуратуры, и даже лично президент.
Лично для действующего президента важно, что в составе дела есть эпизод о продаже УМХ. До продажи этот холдинг принадлежал трем людям: Борису Ложкину, Григорию Шверку и… Петру Порошенко. Небольшую долю в этом бизнесе также имел бизнес-партнер Игоря Коломойского – Геннадий Боголюбов. В частности, он контролировал украинский журнал Forbes, открытый по американской франшизе.
Так вот, в 2013 году УМХ был продан младоолигарху Сергею Курченко. Сумма сделки составила порядка $400 миллионов. По одной из версий, деньги на сделку взяли из “общака” Виктора Януковича. Чтобы уговорить экс-президента дать $400 миллионов – явно завышенную сумму – в СМИ была запущена легенда о том, что реальная стоимость УМХ составляет едва ли не миллиард долларов! Конечно же, это неправда. Реальную стоимость медиаэксперты оценивали от силы в $100 миллионов. Остальное, как можно предположить из версии, – чистый “навар”.
Деньги получили все четверо фигурантов. В том числе много миллионов долларов – Петр Порошенко. Деньги прошли по счетам фигурантов. Юридическое оформление сделки делал сегодняшний главный юрист Администрации президента Алексей Филатов.
Позже Курченко получил в государственном Укрэксимбанке кредит на $166 миллионов. Этот кредит он, по всеобщему убеждению, гасить не собирался – но поначалу платил исправно, чтобы потом тихо подменить залоги и “повесить” долг на государство. Но некстати началась революция, и в “Укрэксиме” остались в блокаде ценные активы, под которые выдан кредит. Что с ними будет дальше? По идее, эти деньги должны уйти в пользу государства. Если дело не развалят, конечно. А развалить пытаются.
КАК ПЫТАЮТСЯ ЗАМЯТЬ ДЕЛО
Следствие и сбор доказательств по делу продолжались до 31 марта 2019 года. Согласен, что это очень долго и само по себе наводит на предположение, что скандал возник накануне выборов президента не случайно.
С другой стороны, много лет подряд сотрудники ГПУ знали о том, что дело ведется и пытались дело затормозить.
В частности, развалить дело Курченко пытались:
— президент Украины Петр Порошенко
— экс-глава Администрации президента Борис Ложкин
— экс-глава НБУ Валерия Гонтарева
— народные депутаты Игорь Кононенко, Александр Грановский и Валерий Давиденко
— действующий замглавы Администрации президента Алексей Филатов
— бывшие и действующие замы Генерального прокурора Евгений Енин, Николай Герасимюк и Анжела Стрижевская, а также другие сотрудники ГПУ. В частности, некоторым из них заинтересованные лица платили деньги.
По материалам: ord-ua.com