Как «Приватбанк» раздавал миллионы в никуда

948

Самым большим банком в Украине является «Приватбанк», и едва ли не половина украинцев являются его клиентами. Однако полгода назад коммерческий банк превратился в государственный. История с национализацией оказалась не так проста, как многие считали. Ведь долгое время «Приватбанк» раздавал кредиты фирмам-пустышкам. Огромное количество средств попросту исчезло, и это не просто деньги, а деньги вкладчиков. Среди клиентов «Приватбанка» 20 млн. украинцев, 700 корпоративных клиентов и 500 тысяч ФОП, самое большое количество терминалов и банкоматов также у него. Развивался он крайне стремительно, а бенефициарными владельцами практически изначально были Коломойский и Боголюбов. Перед национализацией прямо или косвенно им принадлежал 91,5% акций. Все остальные акции были распределены между миноритарными акционерами. Успешная деятельность быстро сменилась негативными показателями, а у банка появилась огромная финансовая дыра.

В НБУ говорят о том, что до национализации «Приватбанк» довела выдача миллиардных кредитов фирмам, которые в результате стали неплатежеспособными и вернуть деньги не могут. Примечательно, что этим фирмы принадлежат в основном акционерам. Банк собирал деньги у физических лиц, вкладчиков, юридических лиц, затем выдавал их в виде кредитов фирмам, связанным с акционерами. Через такие схемы было выедено около 150 млрд. гривен. По заявлениям НБУ частные акционеры, подразумевающиеся под структурами Коломойского и Боголюбова, выводили миллиарды за границу на счета своих фирм. В результате и появилась та самая финансовая дыра. Однако каких-либо доказательств или соответствующих документов опубликовано не было, никакие расследования не ведутся и уголовные дела не заведены. Акционеры же утверждают, что сами стали жертвами злоупотребления властью.

Более того в «Приватбанке» уверены, что можно было обойтись без национализации, но к ней привела информационная атака. В результате распространения информации о существующих финансовых проблемах клиенты бросились снимать свои деньги, в результате каждый день банк терял по 2 млрд. гривен. По мнению Коломойского, НБУ злоупотребил властью. Кроме того, управляющие банком говорят о том, что там был сбалансированный кредитный портфель, что подтверждают международные аудиторы. Однако в НБУ регулярно придумывали новые нормативы, искусственно снижая капитализацию. Об этом заявил и сам Коломойский.

Сама национализация была разделена на несколько этапов. Сначала в «Приватбанке» была введена временная администрация, затем 100% акций были проданы за 1 грн. министерству финансов. Для покрытия дыры в 150 млрд. гривен минфину пришлось вложить в капитализацию государственных облигаций на сумму 116 млрд. гривен. Последний перед национализацией аудиторский отчет проводила компания «Эрнст и Янг» 22 ноября 2016 года. Согласно этим документам финансовая дыра на 1 апреля 2015 года составляла 82 млрд. гривен. Таковы сумма кредита с риском невозврата. Однако к апрелю 2016 года, то есть годом позже, эта сумма выросла до 140 млрд. гривен, то есть в НБУ были осведомлены об огромной финансовой дыре, которая постоянно разрасталась. Причем в самом Нацбанке соглашаются, что диагностика качества активов финансового учреждения проводилась еще в 2015 году, однако тогда был разработан план совместно с акционерами. Согласно ему предполагалось убрать компании–пустышки и внедрить те, которые занимаются операционной деятельностью.

Также предполагалось реструктуризировать кредиты на рыночных условиях, чтобы исключить убытки для банка. Под кредиты должны были вноситься нормальные залоги. Согласно документации «Приватбанк» реструктуризировал задолженность 170 прежних заемщиков, переведя их на 30 новых. В результате новые заемщики стали должны банку сумму более 110 млрд. гривен. Через единый реестр физических лиц журналисты смогли выяснить, что это за фирмы и где они зарегистрированы и как они смогли получить миллиардные кредиты, а также чем будут расплачиваться. Оказалось, что все адреса этих фирм находятся в многоэтажных жилых домах, на заправках или подвалах и, по сути, они являются пустышками – ни собственников, ни директоров в рабочее время застать не удалось. Двери были закрыты, а по телефонам никто не отвечал. Возможно, даже юридические адреса использовались без ведома их реальных хозяев, либо помещения осознанно предоставлялись фирмам, которые умышленно брали миллиардные кредиты с целью невозврата. Тогда почему сам менеджмент «Приватбанка» выдавал огромные кредиты малоизвестным фирмам, то есть переводил деньги из карманов населения в чьи-то руки? Делалось это с согласия акционеров Боголюбова и Коломойского, так как они вряд ли могли об этом не знать. Сами акционеры на связь с журналистами не вышли. Впрочем, розданные многомиллиардные кредиты никуда не делись – теперь эти фирмы должны вернуть деньги уже государственному «Приватбанку». Однако если они все же не расплатятся по долгам, то отдавать деньги придется налогоплательщикам, так как государство ввело в капитализацию банка облигации внутреннего госзайма на сумму 100 млрд. гривен. В НБУ выражают надежду, что заемщики успеют вернуть кредиты до 1 июля. Однако очень сомнительно, что сотню миллиардов смогут выплатить какие-то маленькие никому не известные фирмы, зарегистрированные в подвалах.

Примечательно, что заемщики обновились буквально перед национализацией, что напоминает попытку кинуть концы в воду. Непонятно почему Нацбанк не провел национализацию раньше, когда тенденция уже была видна, а дыра в балансе была поменьше. Эксперты полагают, что в НБУ прекрасно знали о принципах работы «Приватбанка», покрывая эту деятельность.

За последние три года с банковского рынка страны исчезли почти 100 банков, однако за доведение до банкротства не был наказан ни один руководитель или собственник. Потому есть сомнения в наказании и для бывших собственников «Приватбанка» за то, что они выдавали миллиардные кредиты фактически в никуда, а расплачиваться теперь придется налогоплательщикам.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org