Как мотивировать, чтобы был «Синс»?

768

25 апреля официальный Киев встречает министров иностранных дел Польши, Дании, Нидерландов и Литвы. Посланцы объединенной Европы решили еще раз попытаться заглянуть в глаза нынешней украинской власти, и прочесть в них ответ: каков на самом деле геополитический, цивилизационный выбор страны? И, даже если выбор и вправду проевропейский, то, главное, способно ли наличествующее в Украине руководство безотлагательно совершить действия, предполагаемые таким выбором? Или по-прежнему, все как упиралось, так и упирается в пустые словеса? Ведь, к примеру, именно сейчас одиозный Ренат Кузьмин гуляет по Парижу.
Да, этот самый зам генпрокурора, более чем причастный к тому, что мягко называют выборочным правосудием. И именно он там, в Париже, рассказывает европейцам, какой рывок Украина сделала в плане серьезных изменений в этой сфере. Чем больше смотришь на подобное, тем более убеждаешься, что нашему режиму реально выполнить программу, выдвинутую ЕС в качестве условия сотрудничества любого уровня – это то же самое, что Януковичу и Ко синхронно приставить пистолет к виску, написав перед этим записку: «казню себя за вину перед страной». В подобный исход не верится? И правильно. Так что же, как говорится, «будет с Родиной и с нами»? Именно так, потому что вопрос нынешней геополитической невнятности ставит под удар каждого гражданина. И – потомков каждого из нас. Тем временем, официальный Киев выдает желаемое за действительное, от передергивания фактов – до откровенной лжи. Лжи – и «на экспорт», и для внутреннего употребления обществом. Этому есть свежие примеры, на которых мы с вами, уважаемые читатели-собеседники, остановимся в сегодняшних заметках.

Один из визитеров 25 апреля, министр иностранных дел Польши Радислав Сикорский, предварительно заявил: «мы будем мотивировать Украину ускорить проведение реформ для того, чтобы Соглашение об ассоциации Украины и ЕС могло быть подписано в ноябре». То есть совершенно объективно, речь идет не о том, что Украина в хорошем темпе и последовательно внедряет в жизнь изменения, что дает возможность, как вербализируют голоса власти, быть практически уверенным в том, что на осеннем Вильнюсском саммите Соглашение будет подписано. А о том, что власть страны попытаются «мотивировать». Уж не подсчитаешь, в который раз.
Впрочем, следует признать, что мотивы добиться сотрудничества с объединенной Европой все навязчивее и навязчивее кружатся в совокупном разуме режима и прорежимных кругов, что политикума, что бизнеса. От безвыходности. Янучары «проели» практически все, на что может опираться экономика страны. Если не получить поддержки от ЕС в плане как кредитов, так и расширения рынка, инвестиций – то «править» будет нечем. На условно противоположную сторону, так называемый Евроазиатский союз, можно надеяться только в случае самоубийственного согласия быть безоговорочно и бесперспективно проглоченными.
Есть и мотивы из серии «своя рубашка ближе к телу». О состоянии отношений Украина-ЕС достаточно точно высказался человек, знающий нашу страну не понаслышке, экс-посол США в Украине Джон Хербст. В The New York Times он пишет о том, что Янукович не выполняет ничего из того, что вроде бы обещает на встречах с представителями Евросоюза. «Отказ ЕС от ассоциации с Украиной будет санкцией за грехи администрации Януковича». При этом Хербст выражает мнение, что и глобальная санкция, и назревающие возможные санкции по отношению к конкретным лицам «верхушки» и приближенным к ней, приведут к следующему.
«Должностные лица в Украине, которые жалуются на «навязывание западных ценностей», таких как верховенство права, безусловно, любят свои счета в западных банках и европейские резиденции. Они любят отправлять своих детей в Оксфорд и в Сорбонну». Опытный дипломат считает, что многие чиновники и крупные бизнесмены не захотят, исходя из угрозы оказаться за новым «железным занавесом», поддерживать действия режима, нарушающие европейские правила игры, и «будут иметь веские причины либо требовать прекратить подобную политику, либо дистанцироваться от одиозной администрации».
Все – так. Все мотивы – наличествуют. Но возможные действия, которые могут вызвать они, пока что, если можно так выразиться, «нависли», а не «упали на головы». ЕС не сказал окончательного и однозначного «нет» гипотетическому подписанию Соглашения в Вильнюсе. Все чаще упоминает этот вопрос, но пока не ввел персональных санкций по отношению к лицам украинского режима. И те «тяжеловесы» внутри страны, которые осознают нежелательность оказаться перед захлопнутыми европейскими воротами, на данном этапе, если и «вскипают», то пока «под крышкой», не оказывают гласного и массированного воздействия на режим.
Впрочем, нынешний визит представителей ЕС действительно может стать последним в жанре попыток мотивировать. Поскольку время – поджимает. Уже 27 мая министры иностранных дел государств Евросоюза должны рассмотреть отчет Еврокомиссии по вопросу Украины, и принять решение, подписывать ли Соглашение в ноябре нынешнего года на Вильнюсском саммите. А при этом немало говорилось по поводу того, что либо в ноябре, либо – «неизвестно через сколько лет-десятий». По вполне объективным причинам. Над беспрецедентно широким Соглашением работа шла не один год, она началась еще до янучаров (и, когда Соглашение было признано полностью готовым, те же, получившие всевластие янучары, своими действиями заморозили его подписание). С течением времени обстоятельства и законы объединенной Европы будут меняться. И придется, в плане Украины, приступать к работе над новым Соглашением. Если придется. Потому, что если у нас не изменится власть, причем, не в плане фамилий, а в смысле сути деятельности, то начинать работу над обновленным Соглашением Европе попросту не будет смысла.
Есть аспект, который нельзя обойти молчанием. Условный «маленький украинец», ознакомившись со всей этой информацией, может подумать: а мне лично что с того, в какие именно столицы с высокими визитами будет отправляться верховная власть? И уж тем более при чем я к счетам в зарубежных банках и обучению чада в Сорбонне? С одной стороны, так оно и есть. Но подобные «размышлизмы» приводят к в корне неверным выводам: мол, мне без разницы, будет ли подписано Соглашение с прицелом на членство в ЕС. А это – не так.
«Навязывание западных ценностей», это не каприз зарубежных правительств, до которых нам и вправду – дела нет. Наличие или отсутствие этих ценностей в стране касается непосредственно каждого. Потому что речь идет о справедливом правосудии для каждого; о честных выборах «менеджеров» страны, которые могут обуздать коррупцию, а значит, и украинцу будет легче хоть работать на бюджетном предприятии с гарантированной зарплатой, хоть завести свое маленькое собственное дело, да и инвесторы, при нынешней власти стремительно покидающие страну – вернутся. С вложениями в нашу экономику, рабочими местами. В конце концов, и гражданские свободы так или иначе затрагивают интересы каждого. Если выполнить то, что выставляет ЕС в виде непреложных рекомендаций, в Украине МОЖНО БУДЕТ ЖИТЬ. По крайней мере, начинать жить лучше и безопасней, имея гарантию продвижения вперед — в виде нормальных законов.
Так или иначе, можно надеяться, что миссия четырех европейских министров «мотивировать» официальный Киев, будет жестче и конкретней предыдущих уговоров. Вспоминается анекдот из чапаевской серии. Послал, это, Василий Иваныч Петьку к Фурманову за водкой. Тот возвращается ни с чем, и слышит вопрос: «не дал? А как он это мотивировал?» — «ой, еще как мАтивировал. Меня мАтивировал, Вас и Вашу мать – тоже мАтивировал…». Кажется, что наш режим тоже можно мотивировать исключительно через букву «а». Естественно, в пределах дипломатического протокола.
А то ведь – за невиданный и главный в деле евроинтеграции прорыв пытаются выдать синхронные действия: украинский парламент ратифицировал соглашение об упрощении визового режима с ЕС, и Европарламент одобрил – упростить визовый вопрос с Украиной. Дело, конечно, положительное. Но можно ли расценивать этот факт так, как член комитета ВР по вопросам евроинтеграции Антон Кисе: «это своего рода сигнал»; «не сомневаюсь, что Соглашение подпишут 20 ноября»?
Ведь «из-за бугра» по тому же поводу звучит иное. Глава комитета по иностранным делам Европарламента Эльмар Брок: «мы должны сделать так, чтобы этим (упрощением визового режима – В.А.) не пользовались те обладатели госфункций в Украине, которые нарушают европейские принципы». Можно привести еще ряд цитат с тем же смыслом. Но главное – встает вопрос: если визовое послабление, это любезность по отношению к незапятнанным гражданам (в Европарламенте было сказано прямо: «мы сделали это для украинского народа, но не для украинского правительства»), то под категорию нарушителей европейских принципов попадает власть. А тогда – с КЕМ же подписывать пресловутое Соглашение? С народом, к которому нет претензий, во всем объеме населения, международные документы подписать невозможно. А для власти, сказанное выше, и вправду, сигнал. Но негативный.
И о прокурорах – в частности. Еврокомиссар Сесилия Мальстрейм заявила: «не всем украинским прокурорам удастся попасть в ЕС». Информационным поводом стала несколько удивительное желание Украины (в отличие, от, скажем Молдовы, тоже получившей визовое упрощение, но не ходатайствующей именно о представителях этого сословия) – 5-летние визы для всех прокуроров страны. Комиссар начинает с технического момента: на такую визу украинский прокурор может претендовать, лишь доказав служебную необходимость постоянных поездок в Шенгенскую зону. Но дело не только в этом. Если хоть одна из стран ЕС будет возражать против въезда на свою территорию лица, замеченного в нарушении европейских норм в своей деятельности в Украине, «визу этому заявителю не дадут, даже если он прокурор. И если не прокурор…тоже».
А Ренат Кузьмин, как упоминалось в начале этих заметок, аккурат – в Париже. Упомянутый глава комитета Европарламента Брок выражает возмущение. Считает, что ЕС должен поступить так же, как США, объявившие нашу «главМурку» невъездным. «Это вопрос не только лично к Кузьмину. Это в целом касается ведомства генпрокуратуры Украины».
Но дело даже не в том, гулять ли в окрестностях Лувра и по прочим Брюсселям хоть Кузьмину, хоть Пшонке. В том дело, что Кузьмин – не гуляет, а представляет нашу страну на «круглом столе» — «Судебная реформа в Украине: на пути укрепления правового государства». И в таком свете представляет, что закачаешься. Заявляя, что критика ЕС в отношении дел Тимошенко и Луценко «обусловлена устаревшим советским законодательством», действовавшим до 2012 года. «Старый Уголовно-процессуальный кодекс обладал явной обвинительной направленностью».
И теперь – Кузьмин имеет все основания хвастаться новым, прогрессивным УПК. Но ведь в таком случае напрашивается простой вопрос: если лидерам оппозиции впаяли срока из-за отвратительного, по словам Кузьмина, «пронизанного советской коммунистической идеологией» закона, и режим геройски заменил его прогрессивным еще в 2012-м, то почему Тимошенко – за решеткой, а Луценко – «помилован», а не реабилитирован? Интересно, прозвучит ли этот лежащий на поверхности вопрос на «круглом столе»? Или представителю генпрокуратуры, как и столпам режима из других ведомств, дадут возможность не без удовольствия вешать лапшу на уши «доверчивым и слепым» европейцам?
Но если уж говорить о политзаключенных, то невозможно не отметить, что «распахнутая клетка» Луценко ставится режимом себе в заслугу, перекрывающую все. Поговоривают и о том, что ревностный христианин Янукович то ли к Вербному Воскресенью, то ли к Пасхе, может одарить «помиловкой» и Тимошенко. Кажется, что вряд ли… Но сейчас – речь не об этом. «Выпуск заложников» ни в коей мере не отменяет глобальных требований ЕС. Когда представитель Еврокомиссии Майя Кочиянчич приветствовала освобождение Луценко, то подчеркнула: «одновременно мы призываем украинскую власть срочно выполнить все, что задекларировано в итоговуом документе, предложенном нами в декабре»; «у Украины еще долгий перечень дел». Ангела Меркель, по поводу коей прорежимные «рупоры» говорят, что зачем-то лично ей нужна «лично Тимошенко», и все, достаточно — заявляет: «дело Тимошенко, приговоренной к лишению свободы, это не единственная проблема Украины»; «речь идет в целом о правовой системе в Украине, и об отношении этой страны к правам человека и гражданским свободам». Так что, по дикарски, откупиться «головами», режиму не светит.
А вот – еще один, свежий факт геополитического вранья. Прежде, чем сказать о нем, стоит, наверное, объяснить, что это за «синс» в заголовке заметок? Ну, это нечто, равное незабываемым «кровосисям». В среду, на заседании Кабмина, Азаров, ругая апазицию за попытку отставить его, молвил, что в такой критике он не видит «синса». Обладатель несравненного языкового воляпюка так выговорил украинское слово «сенс» — «смысл». Но хихикать над этим уже противно.
Именно Азаров, все равно, на каком языке, заявил зарубежным журналистам, что Украина договорилась о своем статусе наблюдателя в структурах Таможенного союза: «решение принято, и речь идет о технических формулировках». И тут же – ответ из Москвы: «решение о наделении Украины подобным статусом не принималось». И вынужденное, судорожное уточнение какого- то чиновника Кабмина: Киев только направил проект меморандума странам – членам ТС.
Как можно так врать, невзирая на отсутствие информационной герметичности в современном мире? От, извините, беспросветной глупости или столь же безнадежной наглости?
И как – при условии такого вранья по всем направлениям, добиться хоть сенса, хоть смысла, хоть «синса», пытаясь мотивировать такую власть? Публицист и историк Станислав Овчаренко как-то сказал по иному поводу, об освобождении политзаключенных: путь в Лукьяновку и Качановку лежит через Межигорье. Кажется, можно добавить, что исключительно через Межигорье, то есть срочную и безоговорочную смену власти, лежит путь в Европу.

По материалам: ord-ua.com