Как Медведчук и Ко «впаривают» уголь Украине
Петр Порошенко навязывает нации общежитие с подонками из своей и Путина воровских шаек.
Под видом угля из ЮАР люди, приближенные к Виктору Медведчуку, продают антрацит с оккупированного Донбасса.
Украина из-за конфликта на Донбассе уже второй год страдает от недостатка угля. Дело в том, что на оккупированной территории находятся шахты, преимущественно добывающие антрацит, на котором работают украинские ТЭС.
В прошлом году украинское правительство покрывало дефицит угля за счет импорта из России и Южной Африки.
В этом году Кабмин также вынужден был покупать уголь за рубежом. В начале отопительного сезона министр энергетики Демчишин сообщил, что Украина будет покупать уголь в Африке по цене $80 за тонну.
Однако расследование «Украинской правды» показало, что вместо африканского угля украинские ТЭС, вероятно, получают украинский уголь из шахт, находящихся на неконтролируемой территории.
Более того — за его поставками стоят люди, приближенные к Виктору Медведчуку, который участвует в переговорах между Россией и Украиной по урегулированию конфликта на Донбассе.
Украинская энергетика — традиционно наиболее коррумпированная отрасль экономики, схемы в которой обеспечили сверхприбыли не одному бизнесмену.
Вооруженный конфликт на Донбассе содействовал появлению новых коррупционных сделок. Прежде всего речь идет о контрабанде нефтепродуктов и угля с неконтролируемых территорий.
Украинская власть, несмотря на многочисленные обращения общественных активистов и публикации в СМИ, закрывает на такую ситуации глаза. Возможно, потому, что так же является бенефициаром большинства схем. Об одной из них мы и расскажем.
В 2014 году в результате военного конфликта 88 угольных шахт оказались на неконтролируемой Украиной территории Донбасса. Поэтому отечественные ТЭС впервые за годы независимости столкнулись с дефицитом угля, а население оказалось под угрозой веерных отключений электроэнергии. Чтобы этого не допустить, правительство еще летом 2014 года решило закупать уголь в Южной Африке.
В августе 2014 годау государственноей предприятие «Укринтерэнерго» заключило соглашение с английским Steel Mont Trading на поставку 250 000 тонн южно-африканского угля. Впоследствии Генеральная прокуратура обвинила руководство госкомпании в том, что плохой по качеству уголь покупается по завышенным (на $10-15 за тонну) ценам и не горит на украинском станциях.
Поставки на некоторое время прекратились, а место Steel Mont пытались занять неизвестные поставщики угля из России. Осенью 2014 года кипрские Neocar Contracts Limited иSpolina Enterpises Limited и гонконгская Arida Global Limited попытались заключить с государственной «Центрэнерго» контракты на поставку российского угля по цене $86-87 за тонну, при калорийности 6300 ккал/кг.
Тогда два собеседника «Украинской правды» на условиях анонимности сообщили, что интересы компаний представлял Сергей Кузяра — бывший советник министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого. Кузяра в прошлом году подтвердил, что действительно помогает компаниям-нерезидентам договариваться о поставках угля.
В итоге проблему веерных отключений Украина решила, заключив с россиянами соглашение об импорте электроэнергии. Контракт с государственным предприятием подписала только гонконгская Arida.
Уголь из зоны АТО
Покупка угля у африканцев или русских — не единственный путь решения проблемы обеспечения украинских ТЭС антрацитом.
Его также можно вывозить из оккупированных территорий Донбасса. В условиях успешных переговоров этот уголь обходился бы Украине значительно дешевле, чем российский или африканский.
Однако украинское правительство изначально стояло на позиции, что покупать уголь у сепаратистов — плохая идея, украинские чиновники в течение последнего года сделали много заявлений о недопустимости сотрудничества с сепаратистами. Однако перед началом отопительного сезона 2015-2016 гг. в правительстве начали признавать, что без поставок из оккупированного Донбасса не обойтись.
Поставки антрацита из «ДНР» и «ЛНР» не являются секретом — это признает и министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Но при этом до сих пор оставалось неизвестным, каким образом происходит импорт угля с оккупированных территорий и какие компании за этим стоят.
Осенью руководство единой государственной генерирующей компании на депутатский запрос Виктории Войцицкой ответило, что сейчас более 10 компаний поставляют уголь с неконтролируемых территорий.
Но в компании не пожелали говорить о каких-либо подробностях того, каким образом происходят поставки угля и по какой цене государственная компания его покупает.
«Центрэнерго» не ответило конкретикой и на запрос «Украинской правды».
Единственное, что нам удалось узнать, что за прошлый год компания закупила 4,5 млн тонн угля, 37% которого были с временно оккупированной территории. Также предприятие сообщило, что закупает российский и южно-африканский уголь.
Такая таинственность оказалась не беспочвенной.
Загадочный уголь
В ноябре прошлого года на связь с корреспондентом «Украинской правды» вышел работник отдела обеспечения топливом Змиевской ТЭС, входящей в состав «Центрэнерго» , пожелавший не называть свое имя. Мужчина сообщил, что электростанция начала получать вагоны с углем вообще без какой-либо сопроводительной документации.
По его словам, руководство предприятия избегало ответов на вопрос, откуда уголь. «Нам не говорят, что это за уголь. По качеству и калорийности он очень высокого качества, поэтому еще более странно, почему поставки идут инкогнито», — рассказал он.
Спустя две недели ТЭС получила документы относительно происхождения топлива. Однако они вызвали еще больше вопросов.
Ключевым участником сделки была компания Arida Global Limited, зарегистрированная в Гонконге, которая ранее уже поставляла уголь на «Центрэнерго».
Но на этот раз, по декларации от 14 ноября 2015 года, копия которой есть в распоряжении «Украинской правды», 76 тыс. тонн угля она купила в Южной Африке, привезла до Черного моря, после чего балкер пошел не в украинские порты, а в российские:
Оттуда по железной дороге товар был доставлен к границе с Украиной на пограничный переход «Соловей-Тополі», где его приобрела ГП «Укринтерэнерго». Затем эта государственная компания перепродала его «Центрэнерго», которое, в свою очередь, доставило уголь на ТЭС.
Такая версия удивила не только работников предприятия, но и всех опрошенных «Украинской правдой» трейдеров и участников рынка.
Во-первых, не понятно, зачем везти уголь через Ростов, если судно уже в Черном море и может зайти в украинский порт «Южный», сэкономив тысячу километров пути?
«Если бы балкер с импортным товаром зашел в российский порт на Черном море, это была бы сенсация мирового уровня, но я ничего подобного не слышал», — заявил генеральный директор группы компаний ТИС Андрей Ставницер, к которому корреспондент «Украинской правды» обратился за экспертным комментарий. «Дело в том, что единственный их порт, который может принять судно с таким тоннажом — это Новороссийск, но он полностью работает на экспорт, а об импорте даже не мечтает», — добавил Ставницер.
Удивились и в компании ДТЭК Рината Ахметова: «Указанный в запросе маршрут: через Черное море в Россию — имеет более длинное логистическое плечо, что приведет к дополнительным затратам времени и денег. Кроме того, существуют серьезные инфраструктурные ограничения российских портов Черного моря».
Во-вторых, по документам, 76 тыс. тонн угля транспортировались из ЮАР одним судном.
Этим судном является указанный MV MBA MOONRAY — балкер, который преимущественно используется для транспортировки зерна. Это судно может везти максимум 57 тыс. тонн груза.
Также «Украинская правда» исследовала, где именно судно находилось в последние полгода. В отчете никак не фигурируют российские порты. Так, в конце октября, когда судно, по расчетам, должно было бы двигаться в сторону Европы, оно курсировало у берегов Ганы.
Также удалось «поймать» руководство самой ТЭС — на вопрос корреспондента «Украинской правды», был ли поставлен на Змиевскую ТЭС африканский уголь, директор станции Игорь Бабенко ответил: «Нет». После чего сразу бросил трубку.
Работник электростанции, который сообщил об угле неизвестного происхождения, добавил, что его калорийность значительно выше, а зольность — ниже топлива из ЮАР, хотя и не смог назвать точных цифр, потому что не имел доступа к лабораторным данным входного контроля.
«Просто температура плавкости золы слишком низкая для „африканца“. Если бы меня спросили, я бы сказал, что прекрасно знаю этот уголь — это наш антрацит».
Трейдер — активный участник рынка, пожелавший не раскрывать свое имя, так же подтвердил сомнительность сделки.
«Российские порты в Черном море не принимают импорт, — сказал собеседник. — Они будут рассказывать, что не растаможивают угля, а разгружают прямо в море на баржи, но это глупость — это уголь из Донбасса. Его везут через Россию под видом африканского, потому что так можно зафиксировать цену в долларах, да еще и увеличить ее за счет якобы сложной логистики».
По его словам, стандартная схема «легализации» донбасского угля выглядит так: топливо доставляют на станцию Гуково в Россию, а от нее оно направляется к переходу Соловей-Тополі в Харьковской области, как видно на карте.
«Укрзализныця» на запрос УП не предоставила точного маршрута движения поездов, которые могли бы перевозить уголь с шахт на неподконтрольных территориях.
Однако два собеседника «Украинской правды» — работник «Донецкой железной дороги» и менеджер энергетической компании заверили, что уголь направляется с ГП «Донбассантрацит» и ГП «Луганскантрацит», которые находятся на оккупированной территории.
Следовательно, украинские энергетические госпредприятия, вероятно, покупают уголь из зоны АТО через российского посредника, маскируя это под контракты на поставку южно-африканского антрацита.
В это же время Министерство энергетики и угольной промышленности в ответе на запрос «Украинской правды» утверждает, что энергогенерирующие компании осуществляют закупку угля исключительно у предприятий, зарегистрированных на территории Украины.
Министр Демчишин отказался ответить на вопрос о загадочном контракте и посреднике, и посоветовал «идти по стандартной процедуре» — прислать запросы к «Центрэнерго».
Кто за этим стоит
Что известно о загадочном трейдере Arida из Гонконга? Информация Anonymos указывает на связи компании с российским Газпромбанком.
Также СМИ, как уже упоминалось выше, связывали компанию с предпринимателем Сергеем Кузярой, который с ней сотрудничал.
Корреспонденту «Украинской правды» господин Кузяра сообщил, что имел с Arida дела, но к самой компании не имеет никакого отношения, а об указанной схеме слышит впервые и не понимает ее логики. «Такая схема для меня сюрприз. Не секрет, что все поставки ЮАРовського угля шли через порт «Южный».
Кузяра как участник рынка подтвердил, что Украина получает уголь с временно оккупированных территорий, но делается это крайне странным образом. «Уголь все равно завозится, но делается это криво и косо: НДС там никто не платит, деньги идут отмыванием наличных через непонятные схемы», — ответил он.
Контракт Arida Global Limited с «Центрнэерго».
«Украинская правда» нашла этому подтверждение.
Опрошенные УП трейдеры, работающие на угольном рынке, связывают успех компании с персоной кума президента России Виктора Медведчука.
В распоряжении редакции оказался контракт Arida Global Limited с «Центрэнерго» от 14 декабря 2014 года на покупку российского угля. В нем как представитель Arida фигурирует некий Никита Поз.
Он известен как владелец доли акций ООО «Консул-Украина», которое занимается гостиничным бизнесом, и которое, в свою очередь арендовало участок у противотуберкулезного санатория имени Боброва под строительство дачи Виктора Медведчука.
Козак долгое время работал на различных должностях в Государственной таможенной службе, был там заместителем председателя, возглавлял Западную региональную таможню.
Сейчас он является народным депутатом от оппозиционного блока. В парламенте его знают как ближайшего соратника Виктора Медведчука. Один из трейдеров рассказывал УП, что Козак также выступает переговорщиком от Arida Global Ltd.
Господин Козак ответил на звонок «Украинской правды», но услышав вопрос, сказал: «Вы, наверное, ошиблись», и бросил трубку.
Медведчука давно считают главным лоббистом интересов Владимира Путина в Украину, не зря же они являются кумовьями.
Сегодня Медведчук, как известно, является специальным представителем Украины по гуманитарным вопросам в трехсторонний контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе.
Медведчук участвует в переговорах по освобождению у пленных и утверждает, что защищает исключительно интересы украинского государства. Хотя украинские политики утверждали, что он представляет интересы России и своего известного кума.
В одном из отчетов ОБСЕ Медведчук также фигурировал как представитель «ДНР» и «ЛНР» в переговорном процессе.
Тем не менее, расследование «Украинской правды» доказывает, что Медведчук имеет бизнес-интересы на оккупированных территориях. Благодаря сложившейся ситуации на Донбассе, у его окружения появились новые возможности для заработка на схемах, которые должны вызывать интерес у правоохранительных органов.
Открытым здесь остается вопрос — будет ли заинтересован такой переговорщик в урегулировании военного конфликта, если вместе с этим станут невозможными и заработки на подобных схемах?
Во-вторых, реализация такой сделки была бы невозможной без поддержки украинских чиновников, в частности министра энергетики Владимира Демчишина, назначенного на свой пост по президентской квоте.
Украинскую власть устраивает переплачивать больше за донбасский уголь, который компания из Гонконга продает под видом южно-африканского.
Вероятно, у нее есть свой личный интерес в этой сделке. Этот интерес называется «коррупция», которая, как известно, несет не меньшую угрозу для страны, чем российские танки.
По материалам: argumentua.com