Как коммунальный аэропорт «Полтава» стал «частной лавочкой»

817

Зачем “Українські вертольоти” перебазируются к границе России? Вопросы к Президенту.
В ноябре на территории аэропорта «Полтава» в г. Полтава откроется база ЗАО “Українські вертольоти”, которая поочередно будет принимать 27 вертолетов Ми-8МТВ-1, при постоянной дислокации 6 бортов.
18 сентября коммунальное предприятие Полтавского областного совета «Аэропорт-Полтава» втайне от депутатов подписало договор с частной авиакомпанией “Українські вертольоти” на базирование воздушных судов.
Как сообщил местному изданию исполняющий обязанности гендиректора КП Владимир Окара, ранее вертолеты базировались в Кременчуге. Якобы “там их не могут обеспечить всем необходимым, поэтому решили перебазироваться в Полтаву”. “Плюс” для вертолетчиков — аэропорт «Полтава» имеет статус международного пункта пропуска. И теперь — теоретически — вертолеты частной компании смогут осуществлять переброску грузов и пассажиров через границу.

Интересно, что договор частных “вертолетчиков” с коммунальным предприятием — бессрочный и предполагает постоянное базирование шести “бортов”. За предоставление площадки для вертолетов аэропорт «Полтава» каждый месяц якобы будет получать 150-250 тысяч гривен “в зависимости от операций”.

Как можно было заключать “бессрочный” договор, минуя регламенированные бюджетным законодательством процедуры заключения договора аренды имущества коммунальной собственности с компанией, к тому же с дурной репутацией — вопрос, скорее, к компетентным органам.

Рассмотрим, кто может стать эксплуатантом аэродрома, расположенного всего в 150 километрах от украино-российской границы.
“Українські вертольоти” против Украины
Авиакомпания «Українські вертольоти» — единственный в Украине аккредитованный авиаперевозчик ООН, UNDPKO, UNWFP, ICRC. Официально перевозят гуманитарные грузы и людей, тушат пожары в разных уголках мира, работая в составе миротворческих и гуманитарных миссий ООН.

Главой правления и генеральным директором компании является Ткаченко Владимир Владимирович, который владеет 39% акций компании, еще 61% акций принадлежат его жене Александре Ткаченко.

У компании нет ни одного собственного вертолета: парк насчитывает 28 бортов, 12 из которых арендованы у МВД, еще 16 — у Вооруженных Сил Украины.

Вряд ли случайно, что боевые армейские вертолеты попали в частные руки буквально в последние дни работы министра обороны Владимира Шкидченко — в июне 2003 года. А сменивший его Евгений Марчук (тот самый работник КГБ УССР, который после провозглашения независимости Украины передал все агентурные архивы в Москву) об афере знал, но не пресек.

Непосредственно договор об аренде боевых вертолетов N01/2003-06 подписывал бывший командующий Сухопутных войск Валерий Фролов. Нарушения при подписании договора и стали основанием увольнения его с должности экс-министром обороны Анатолием Гриценко.

С сентября 2007 года Минобороны под руководством Анатолия Гриценко и Юрия Еханурова периодически судилось с «Українськими вертольотами» из-за незаконного, по их мнению, продления аренды боевых машин балансовой стоимостью в то время в полмиллиона долларов. По словам А. Гриценко, в то время уже народного депутата, государство Украина представления не имело о том, где летают его армейские “борты”, в чьих интересах и какие грузы они перевозят. Однако процесс «прикрыли» высокопоставленные чиновники из Генпрокуратуры и Секретариата Президента Виктора Ющенко. Конец попыткам Минобороны вернуть казенное имущество положил … Хозяйственный суд г.Киева, который признал сделку по передаче боевых “бортов” частной компании — законной, а требование армейцев вернуть вертолеты в воинские части — безосновательными (судья С. Мудрый, текст постановления можно посмотреть здесь).

Компания не вернула ВСУ вертолеты даже с началом АТО – потребовала у Минобороны предоставить ей другие борта под предлогом того, что ей придется якобы заплатить ООН штраф в размере $40 млн.

Подчеркнем: когда летом 2014 года, в месяцы самых горячих боев на Донбассе потребность в армейских “бортах” была критически важна, руководство компании зяняло, по сути, антигосударственную позицию. Отказавшись вернуть вертолеты в распоряжение МВД и ВСУ в 3-дневный срок в исправном состоянии, что было предусмотрено приложением к договору в случае возникновения “особого положения”, каковыми являются боевые действия.

Впрочем, где в те жаркие месяцы 2014-го было больше предательства — среди ориентированных на Россию украинских бизнесменов, судейского корпуса или в руководстве Нацгвардии — сказать трудно. Материалы хозяйственного спора № 910/14734/14 08.09.14, по результатам которого боевой вертолет в самый разгар боев остался в распоряжении частной фирмы — документальное свидетельство краха государственного управления в стране.

Это о моральных качествах потенциальных арендаторов аэродрома г. Полтава, расположенного, повторимся, всего в 150 километрах от границы с Россией по прямой.

Ежемесячно за использование каждой машины частные вертолетчики сегодня платят государству около 65 тыс. грн. (то есть приблизительно $2500/месяц, в то время как час аренды такого вертолета в среднем стоит столько же!). Об этом свидетельствует, в частности, постановление Хозяйственного суда г.Киева от 03.12.2018г. Когда три истца одновременно — Министерство внутренних дел, Главное управление Национальной гвардии Украины и в/ч 2269 НГУ требовали от компании “Українські вертольоти” погасить долг за аренду борта Мі-8МТ № 93512 за период с ноября 2016 года по август 2018 года в сумме 1.356.057,41 грн. И таки взыскали недоимку, очевидно, приложив к иску все доступные силовикам формы убеждения и склонения мошенников к “сотрудничеству”.

Подобная тяжба была и в истории с арендой “борта” Мі-8МТ № 94917, и с тем же результатом.

Кстати, эти хозяйственные споры как нельзя лучше илюстрируют платежную дисциплину будущего (если такое все же случится) арендатора КП “Аэропорт-Полтава”.

Кстати, среди соискателей работы в Сети компания имеет массу негативных отзывов. А положительные написаны словно под копирку и опубликованы на всех ресурсах, где обсуждаются условия работы в этой компании и своеобразный, дикарский по отношению к наемным работникам, стиль ведения дел ее руководством.
Коммунальный аэропорт стал “частной лавочкой”?
В 2019 году из восстановленного полтавского аэропорта начали с горем пополам отправлять чартеры в Египет и Турцию. В конце июня полеты прекратились: авиакомпания SkyUp пояснила, что прекратила полеты из-за плохой взлетной полосы. К тому же выяснилось, что регион просто не может обеспечить количество пассажиров, необходимое для прибыльной работы авиакомпании. Из-за полностью разрушенных в регионе дорог жителям области легче добраться в аэропорты Киева, Харькова и Днепропетровска, чем в свой областной центр. А разруха дорог — следствие 50-70% “откатов” на их “ремонт” и “строительство” в пользу теперь уже бывших и все еще нынешних руководителей ОГА.

В результате КП “Аэропорт-Полтава” стало еще одной бездонной “кормушкой” местной власти.

Мы уже писали: депутаты бюджетной комиссии Полтавского облсовета выяснили, что с 01.01.2016 года по 01.05.2019 года ПОКП «Аэропорт-Полтава» принял всего 1645 пассажиров, отправил — 1911, а вместе — 3556 пассажиров. За это же время аэропорт обслужил 122 чартерных рейса с пассажирами и 190 рейсов — без пассажиров. Таким образом, ежесуточно полтавский аэропорт обслуживал в среднем менее чем трех пассажиров! При утвержденном штате предприятия на 01.05.2019 г.. 62 человека. Средняя загрузка одного «борта» «с пассажирами» составила 29 человек.

В то е время, согласно имеющегося отчета Госаудитслужбы, за период с 01.01.16 года и по сентябрь 2018 года аэропорт совершил 43 рейса, а официальный ответ управления инфраструктуры Полтавской ОГА содержит совсем другую цифру рейсов — 312!

В то же время доход аэропорта как предприятия за этот же период составил аж 3,3 млн. грн. — это вместе с доходом от реализации металлолома (!), который образовался при реконструкции аэропорта. Об экономической целесообразности и прибыльности речь не идет.
Мы приводили подсчеты: если разделить только суммарный фонд заработной платы сотрудников аэропорта на количество пассажиров, воспользовавшихся его услугами (период с 01.12.2015 — 01.04.2019 гг.), без учета других текущих расходов на поддержание жизнедеятельности ПОКП «Аэропорт-Полтава», то расходы этого КП на одного пассажира достигнут феерической для мировой практики суммы в 3186 грн. или почти $123 на пассажира.

Для сравнения: за такую ​​сумму сегодня рядовой украинец может слетать почти в любую европейскую столицу и вернуться домой.

Нет пассажиров — не беда: зато до конца октября в полтавском аэропорту планируют обустроить магазин с duty free. Для кого? Загадка. (об этом “экономическом чуде” подробнее можно ознакомиться на сайте Полтавщина: Аеропорт «Полтава»: необхідність чи марнотратство?)

Неопровержимый факт: аэропорт ”Полтава” со статусом “международный” физически не способен обеспечить стабильный пассажиропоток, необходимый для его безубыточной деятельности. Зато его аэродромом уже сегодня вовсю пользуется частная киевская летная школа “Кондор”, совершившая с него (на него) за три последние года почти 26 000 (двадцать шесть тысяч!) авиавылетов (посадок). А теперь “зайдет” и “Авіакомпанія “Українські вертольоти”.

В результате, деньги областного бюджета, потраченные якобы для организации пассажирских перевозок жителей области, уже работают на частный авиабизнес, не имеющий никакого отношения к перевозкам пассажиров. А чтобы частный бизнес и дальше успешно паразитировал на публичных финансах области, руководство Полтавской ОГА и облсовета продолжают и дальше субсидировать КП “Аэропорт-Полтава” бюджетными миллионами.

Срочно нужен ревизор!
Вообще, воровство бюджетных денег в Полтавской области, кажется, уже достигло апогея. Регион с марта 2019-го “обезглавлен”: с тех пор, как НАБУ объявило подозрение тогдашнему главе ОГА Валерию Головко и его первому заместителю Андрею Песоцкому (взятки в особо крупном размере) и они были сняты с должностей указом президента Петра Порошенко, хищение бюджетных средств в регионе чиновниками приняло характер пандемии. Официально снятые с должностей Головко и Песоцкий продолжают контролировать налаженный процесс хищений. А расставленные ими главы департаментов ОГА при содействии руководства Полтавского облсовета и ряда глав РГА усердно “пилят” каждую бюджетную копейку уже будущих периодов.

Руководство областной прокуратуры и СБУ, судя по отсутствию какой-либо реакции на очевидные процессы, пребывают в тесной преступной спайке с чиновничьим ОПГ.

Пока Киев медлит с назначением главы Полтавской ОГА, прокурора области и начальника местной УСБУ, что в корне могло б изменить ситуацию, область несет огромные материальные и финансовые потери.

Но хуже того — растет разочарование новой властью простых людей. И это при том, что накануне президентских выборов протестный электорат в регионе был одним из самых высоких в Украине. Ненависть людей к уже бывшей власти была прямо пропорциональна уровню коррупции, воровства и цинизма власти по отношению к этим самым “простым людям”.

И вот проходят месяцы. Новая власть в Киеве говорит правильные слова и делает правильные шаги. Но на Полтавщине полуторамиллионную область грабят все те же воровские хари, ряженые в вышиванки, что и при Петре Порошенко.

Более того: ощутив свою безнаказанность и понимая, что “в последний раз”, эта преступная группировка буквально обескровливает область. Параллельно консолидируясь в районных и областном совете для встречи “чужаков” — представителей команды Президента Зеленского.

И каждый день безвластья укрепляет позиции этой шайки воров.

Промедление со сменой власти в области может привести к тому, что исправлять ситуацию придется дорогой ценой. Которую, как всегда, заплатят эти самые “простые люди”.

По материалам: argumentua.com