Как керченский мост украинскому судоходству помешал

1 117

С весны в Азовском море разгорается конфликт, в результате которого Украина практически лишилась доступа в эту акваторию. После того как украинские пограничники задержали несколько иностранных судов в ответ Россия начала неадекватные агрессивные действия по массовому задержанию всех судов, следующих в Бердянск и Мариуполь под предлогом досмотра. По факту происходит полноценное блокирование судоходства. Досмотры затягиваются, грузы простаивают, что дорого обходится владельцам. Мининфраструктуры отмечают что за каждый час простоя судно средних размеров терпят убытки от 5000 гривен. В общей сложности министерство оценило сумму убытков около 500 млн. грн. Проверкам российских пограничников подверглись уже сотни судов. В результате того что проверялись не только российские, но и иностранные маршруты многие попросту внесли Азов в черный список. Судовладельцы опасаются направляться в азовские порты из-за потенциальных убытков.

Власти при этом действуют достаточно странно. Лишь министр транспорта предложил такой же неадекватный ответ как прекращение пассажирского сообщения с Россией. Статистика подтверждает что судовладельцы стали избегать акваторию Азова. Так в администрации морских портов уточнили, что за последние полгода на Мариупольский порт сократил грузооборот на 11%, а Бердянский на 22%. При этом отрицательная динамика постоянно растет. Например, два месяца назад падение в Бердянске составляло 18%. Эксперты считают, что за 9 месяцев падение увеличится до 30%. Так в министерстве транспорта считают, что азовские порты покидают наиболее важные партнеры, зернотрейдеры и металлурги. Как правило, товар доставлялся по железной дороге до порта, а затем морем. Теперь же железнодорожные поставки переместились на лишние 600 километров. Экспортеры отмечают что такие транспортные затраты делают их неконкурентными. Вероятнее всего в предстоящем сезоне из-за этого в Украине поступит меньше валюты. К тому же железная дорога и черноморские порты не могут принять в себя весь объем грузов, что может и вовсе привести к блокировке поставок. Властям необходимо было ее несколько лет назад подумать о разработке альтернативной логистики для азовских портов, ведь тогда вообще был риск потери Мариуполя, но никто об этом не думал. Сейчас же приходится все желать на скорую руку, из-за чего возникают проблемы. Также железнодорожники сетуют на отсутствие вагонов, а южные порты перегружены.

О том что Азовское море является внутренними водами для Украины и России указано в двустороннем договоре. При этом договор предусматривает возможность для обеих стран проводить досмотры судов. Получается, что согласно документу Россия ничего не нарушает. К тому же время проверки в договоре не уточняется. В свою очередь Украина проводила досмотр российских кораблей, но значительно реже из-за нехватки катеров. Ранее также возникали конфликтные ситуации в Азовском море. Так в 2013 году большой резонанс получила история с тараном российскими пограничниками баркаса украинских рыбаков, затем ситуация лишь накалялась. Начались массовые взаимные нарушения границ. С началом строительства Керченского моста уже можно было предложить что навигация будет ограничена вместе со снижением тоннажа судов, но и тогда власти не задумывались об этом вопросе.

Весной нынешнего года украинские пограничники задержали судно «Норд», приписанное к керченскому рыбпромхозу. Само судно арестовали и направили в Бердянск. У моряков на борту оказались российские паспорта, и они до сих пор находятся в Украине. Это послужило началом дипломатического скандала, после чего Россия объявила о массовых проверках судов, направляющихся в порты, причем проверки длятся более суток. Такса за простой составляет более 50 тысяч долларов в час. Досмотр проводится по формальным поводам, к примеру, по информации о провозе запрещенных грузов или проверке документов. Затем сообщается, что информация не подтвердилась, и судно отпускают, но убытки уже причинены, и судиться не с кем. В конце мая судоходный район Азовского моря и вовсе закрывали для проведения учений. Эксперты считают что таким образом Россия вынудит судовладельцев менять маршруты. Тем временем минобороны сообщает, что российские катера неоднократно нарушали морскую границу Украины. Вместе с тем наращивается и корабельный состав российских пограничников, где уже более 50 единиц техники, а у Украины между тем имеется всего несколько катеров. Власти реагируют на эти события крайне вяло, ограничиваясь лишь громкими постами в Фейсбуке. Анонсированная отмена пассажирского сообщения с Россией, предложенная Омеляном, и вовсе выглядит глупо, так как от нее материальный ущерб понесет лишь Украина. Недавно политики предложили разорвать укрионо0российской договоров по поводу Азовского моря. МИД отмечает что необходимо изменить его статус и признать море не внутренним, а обычным территориальным для принятия в нем норм международного судоходства. Павел Климкин также лишь обещает судебные иски.

По мнению общественников конфликт украинская сторона не только не решает, но и пытается завести его в тупик. Все напоминает договорные отношения с российской стороной вместо реальной реакции наблюдается конкретное бездействие. Даже на зафиксированные заходы российских пограничников к украинским берегам не следует даже ноты протеста, что достаточно странно. Кроме того все суда, которые заходят в Азовское море, фактически для Украины являются нарушителями, так как платят лоцманский сбор керченской компании, которая теперь российская. По сути деньги платятся России, но на это не следует никакого ответа, так как в случае полной остановки судоходства Украина потеряет 50% металлургической логистики. Ничего не делается и в сфере альтернативных маршрутов. Так идут разговоры об очередном разделе Азовского моря, но никаких движений не делается в сфере железных дорог.

Кроме нехватки вагонов растет и стоимость перевозки, что влияет на себестоимость продукции. Так с осени тарифы на транспортные перевозки могут подняться на 25%. Уже подготовлен проект приказа Мининфраструктуры, по которому бизнесу придется заплатить на 5 млрд. больше. У металлургов имеется свой подвижной состав, которого нет у зернотрейдеров. По их подсчетам железнодорожная перевозка зерна добавляет 4 доллара к каждой тонне продукции, при этом повышать цены уже невозможно из-за риска потерять рынки. Компании сокращают рентабельность, что может привести к остановке предприятий. Из-за проблем с железнодорожными перевозками страдают и другие направления. Так недавно цистерны с нефтепродуктами из Беларуси не смогли проследовать по Львовскому направлению, где образовалась пробка. Транспортная ситуация стабильно ухудшается и конфликт в Азове лишь усугубляет ее.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org