Как чиновники легализируют свои доходы для деклараций

804

Два года электронного декларирования для властьимущих — превратились в два года очковтирательства. Реальных наказаний за ложь в декларациях нет. Зато есть целая система рисования (легализации) доходов, которая организована на “Украинской бирже” под прикрытием депутатов и Нацкомиссии по ценным бумагам.
Как работает эта схема я покажу на примере заместителя главы комитета ВР по вопросам банковской деятельности Руслана Демчака. В конце 2017 года он “нарисовал” себе доход для капитализации своего РВС Банка, и уже успел получить на эту операцию разрешение АМКУ.
Наверняка эту легализацию серых доходов пропустил бы и Нацбанк. Если бы не было этой публикации 😉
Как известно, для борьбы с коррупцией в июле 2016 года был создан Единый реестр деклараций доходов чиновников. Нововведение должно было обеспечить декларирование имущества и доходов чиновников и депутатов, а также общественный доступ к их декларациям.

Таким образом якобы пытались заложить основы «прозрачности» доходов власть имущих, которые теперь обязаны декларировать любые доходы и расходы, а также дорогостоящие предметы и вещи, стоимость которых превышает 50 минимальных зарплат.
Однако легализация доходов, полученных преступным путем, происходит прямо у нас с вами на глазах.

И судя по отсутствию реакции всех надзирающих органов на ниже описанную схему — она одобрена на самом высшем уровне.

Итак, схема состоит в том, что путем фиктивных действий на фондовом рынке, деньги, полученные преступным путем, легализируются и отображаются у себя в декларации.

Происходит это так:

Создается оффшорная компания, ведь проследить происхождение ее активов довольно сложно, у которой приобретается и ей же продается ряд гос. облигаций. Операции осуществляются по конкретным адресным заявкам, чтобы ограничить участников рынка. Для того что бы данные операции осуществились необходим еще и «свой» брокер на фондовом рынке, который сможет обеспечить проведение сделки. Сначала облигации приобретаются по заниженной цене и тут же реализуются обратно в оффшор с наценкой. Разница в конечном итоге и будет тем доходом, который необходимо легализировать. Данные операции происходят несколько раз. После обналичивания денег- брокерская компания как правило ликвидируется, а полученные средства официально декларируются.

Как подобные схемы реализуются в жизни я покажу на примере нерядового депутата БПП, замглавы банковского комитета Рады Руслана Демчака.

Демчак, кстати, и ранее подозревался в незаконном обогащении, в связи с тем, что в 2015 году задекларировал 52 миллиона гривен, которые не подтверждались его доходами, но дело было закрыто.

Скорее всего, благодаря близким связям Демчака с другим депутатом БПП, “серым кардиналом” президента, Игорем Кононенко.

По данным СМИ, по команде Кононенко и при содействии Гонтаревой Демчак выкупил у Фонда гарантирования вкладов “ОмегаБанк” на базе которого он создал свой “РВС Банк”.

Главный офис банка расположился в том же помещении, где находился предыдущий банк Демчака “ЭрДэ”, который при “злочинной владе” обвиняли в махинациях и обнале, а самого Демчака садили в тюрьму.

Учитывая такое бурное прошлое, я постоянно анализировал декларации Демчака и в обнаружил очень интересный факт: доход Демчака за 2017 год от отчуждения ценных бумаг составил 30 155 083,00 гривен, и был получен буквально за три недели до конца года, ну а если быть совсем точным — ещё и всего за несколько финансовых операций.
Данные операции по отчуждению ценных бумаг происходили в ноябре — декабре 2017года и попали в декларацию Демчака по мере получения дохода, а именно: 8 декабря 2017 года, 11 декабря 2017 года, 20 декабря 2017 года, 26 декабря 2017 года.

Общая сумма проданных Демчаком “с наваром” ЦБ составила 645 684 269 гривен. Затраты же, понесенные на приобретение ценных бумаг в этот же период, составили 615 529 188 гривен.

Почему операции были разбиты на несколько дней? Очень просто, ведь официальные доходы Демчака не позволяли провести разовую операцию на стоимость покупки в 615 млн. гривен, конечной целью которой было легализовать 30 млн. гривен.


Меня заинтересовала законность данных операций, и я обратился в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (далее — НКЦБФР) что бы прояснить ситуацию.

От комиссии был получен ответ, в котором отображены операции с облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ) происходящих на фондовой бирже «Украинская биржа» (подконтрольна Dragon Capital, владелец которого Томаш Фиала в близких отношениях с Кононенко) в интересующий нас период — ноябрь-декабрь 2017 года.

Как выяснилось, все операции на «Украинской бирже» проходили по адресным заявкам на покупку-продажу ОВГЗ с участием нерезидента — юридического лица, где указаны аналогичные суммы тем, которые Демчак указывал при отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав в декларации.

Торговцем данных облигаций являлась компания «Мастер Брок». При этом нужно пояснить, что адресная заявка — это заявка, поданная участником биржевых торгов и адресованная другому участнику биржевых торгов. То есть все операции заранее были оговорены, а в роли продавца и покупателя — контрагента Демчака- выступал один и то же нерезидент.

В результате чего он получал убыток на ту сумму, на которую Демчак получил доход от отчуждения ценных бумаг на 30 млн гривен, которые отразил в декларации как легализованный доход.

Данные операции по приобретению – продаже ОВГЗ осуществлялись на протяжении одного дня. Таким образом предположительно Демчак утром приобретал ОВГЗ у нерезидента, а в течении дня ему же их и реализовывал, но уже с колоссальной финансовой потерей у его «нового/старого» покупателя.

Действия, которые предусматривает ответственность, согласно ст. 222-1 Уголовного кодекса Украины и Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Ну, и логично, что торговец ценными бумагами не мог не знать про фиктивность данных сделок, поскольку сам в них участвовал от лица Демчака.

Я попытался подтвердить или опровергнуть информацию о том, что Демчак Руслан Евгеньевич был клиентом торговца ценными бумагами ЧАО «Мастер Брок»(код ЕГРПОУ 21608094) по продаже / покупке ОВГЗ на «Украинской бирже» по адресным заявкам с нерезидентом юридическим лицом за период с 29.11.2017р. по 20.12.2017р.

И согласно полученного ответа от НКЦБФР данная информация не была опровергнута.

Кстати в этом же письме было указано что 11 апреля 2018 года НКЦБФР аннулировала лицензии ТЦБ ЧАО «Мастер Брок» за умышленные действия, имеющие признаки манипулирования на фондовом рынке.

Еще ранее, 13 июля 2017 года, было вынесено постановление про наложение санкций на ТЦБ ЧАО «Мастер Брок» за нарушение деятельности на рынке ценных бумаг, то есть компания была в чёрном списке еще до осуществления операций Демчаком. А решение про остановку действия лицензии было вынесено 19 декабря 2017 года, поскольку штраф в размере 170 тыс. гривен по постановлению от 13.07.17г. не был уплачен в течении 3 месяцев, что предусмотрено п. 4 р. 2 Порядка приостановления действия и аннулирования лицензий на отдельные виды профессиональной деятельности на фондовом рынке.

Теперь уже вопросы возникают к НКЦБФР, ведь согласно этого же Порядка уплата штрафа должна была произойти до 13 октября 2017 года. Поскольку этого не произошло, то почему приостановление лицензии произошло лишь в декабре 2017 года? И целых еще 2 месяца “Мастер Брок” предоставлял свои услуги по легализации доходов своим клиентам, в том числе и Демчаку.

Возникает еще один вопрос были ли законными операции по приобретению/продаже облигаций после приостановления лицензии 19 декабря 2017 года. Ведь 20-21 декабря 2017 года Демчак продал облигаций на общую сумму 25,3 млн. гривен, за что получил доход в размере 903 795 гривен.

В целом, на протяжении 2016-2017 года “Мастер Брок” постоянно нарушал требования законодательства о ценных бумагах, в том числе к ней применялись санкции в связи с нарушением законодательства за отмывание и легализацию доходов.

Данная компания «умирала» и ее специально использовали под такие операции. Сколько существует подобных брокеров можно только догадываться.

С какой целью Демчак легализировал дополнительно 30 млн. гривен должны разбираться соответствующие органы. Я лишь могу предположить одну из версий.

На официальном сайте АМКУ, 09.02.2018 года было обнародовано решение о том, что «Демчаку Р.Е. дано разрешение на приобретение акций ПАО «РВС БАНК» (г. Киев) обеспечивает превышение 50% голосов в высшем органе управления общества». Видимо, под эту сделку и понадобились легальные доходы, нарисованные столь топорным способом.

На мой запрос про законность данного приобретения АМКУ ответил, что к их полномочиям, согласно ЗУ «О Антимонопольном комитете Украины» и ЗУ «О защите экономической конкуренции» — не относятся действия по проверке источников происхождения денежных средств для осуществления концентрации.

Но в тоже время в соответствии с п.п. 7 п.2 р. ІХ Положения о концентрации и дополнения 3 данного Положения — заявитель должен описать финансовые аспекты концентрации — то есть, указать источники средств.

Поэтому, проверяющим органам типа потешного НАБУ будет не сложно проверить данную версию и запросить соответствующую информацию у АМКУ 😉

Я обратился с вопросом о происхождении 30 млн. гривен непосредственно к народному депутату Украины Демчаку.

Не был неожиданностью и его ответ, в котором Депутат сообщил:

“Викладена інформація у Вашому запиті носить недостовірний характер”.

Впрочем, возможно у Демчака будет возможность и желание объяснить происхождение данных средств представителям НАБУ, САП и МВД Украины?

По материалам: ord-ua.com