Кабинет № 628 или старые грабли в СБУ

1 047

СБУ всегда слушала политиков. Увы, такова традиция. Фролов, Химей, опять Фролов и многие другие. Но, казалось бы, она должна была исчезнуть после Майдана. Не исчезла. Еще в августе этого года в помещении Департамента оперативно-технических мероприятий был переоснащен кабинет № 628. Сотрудники, работавшие в этом кабинете подчинялись непосредственно начальнику Департамента Олегу Фролову. Последний, через одного из зампредов СБУ передавал наработанную информацию непосредственно Виталию Яреме. Он, в свою очередь, готовил ежедневные сводки для Порошенко. Что было в этих сводках? Разговоры по мобильным телефонам, а также телефонам спецсвязи политических деятелей и чиновников высокого ранга. Турчинова, Яценюка, Авакова, Тимошенко и некоторых других, рангом по-ниже. Работает этот кабинет и сейчас. Причем, не только на Порошенко. Учитывая бэкграунд Фролова, не удивительно, что сводки продаются и другим заинтересованным лицам. Для Яремы это, возможно, политика. Для Фролова – просто бизнес. Кстати, весьма опасный во время нынешнего, почти военного положения.
Почитав немного сайт ОРД, мне понравилась одна вешь — все плачутся, но никто ничего не делает. Только и слышно — что можно сделать? Давайте нарисуем сайт про нашего плохого начальника… Грустно, вот сейчас допишу эту статью и буду отправлять письмо премьеру, президенту :), и, обязательно продублирую в пару интернет изданий, уж больно сильно заиграились те о ком я напишу. Итак, с чего начать? В январе 2007 года началась жизнь такой перспективной службы как «ДССЗЗІ», и всё бы ничего, да только поставили у руководства не тех, кто её создавал, доказывал что она нужна и, главное — знал зачем. Так уж вышло,что те кто её создал — остались за бортом, по причине смены тогдашнего руководства страны — читай Кабинета Министров.

Пришёл премьер В.Янукович. Ну тут кто же будет ставить тех, кто работал в комманде с «рыжыми», не порядок, а тут как раз есть обиженные этими самыми создателями «отличные» технические специалисты — Чеботаренко Ю.Б. с парнями вроде Фролова О.В., Мнищенко А.Н. И т.д. (не буду вдаваться в историю о том , как в 2005 О.В. Турчинов создал комисию во главе с Коноваловым И.В. по внутреннему расследованию в СБУ торговли услугами прослушки — шум, поднятый кабмином, те кто надо помнят до сих пор). Кстати, нынешнее руководство ДСС до сих пор помнит как их снимали с постов в СБУ, помнит и обижается. Но сейчас не о том.

Сейчас я расскажу вам куда тратятся настоящие бюджетные деньги и кто обеспечивает в данный момент защиту серверов в ЦВК. И так начнём. Команда пришедшая в ДСС абсолютно не понимала изначально куда пришла, об этом свидетельсвует хотя бы тот факт, что они убрали с руководства одного из лучших подразделений — талантлевейшего человека, который возглавляет в данный момент НКРЗ — Колобова А.С., а также разогнали начальников подразделений, которые занимались настоящей работой в сфере криптографической защиты информации. Но, надо отдать им должное, они привели с собой и ряд талантлевых специалистов таких, например как Лавренчук В.И. - назначили начальником департамента, созданого Колобовым, Тыминский А.Г. - БЫВШИЙ начальник кадров ДСС, Дробаха А.И. - БЫВШИЙ генеральный директор государсвенного предприятия «Украинские специальные системы» и ряд толковых специалистов среднего звена.

Пришли, разобрались и началось. Фролов поссорился с Сыровым, Клебаном, начались междоусобные войны. Но в чём причина этой грызни? Об этом немоного позже. Сейчас об умении указанныйх людей быстро менять цвета. Когда Юля Владимировна вновь пришла к власти она почему-то не сняла этих «бело-голубых», наоборот они стали чувствовать себя ещё лучше. Почему? Да просто не имея совести и принципов, как таковых, очень легко найти язык с кем угодно, даже с тем, кто тебя чуть не посадил. Теперь о причине ссор и ругани руководства ДСС. Причина не возвышенные цели, идеалы, взляды на дальнейшее развитие службы и т.д., нет всё проще — деньги, которые можно украсть, или получить в виде откатов за хорошо пролоббированный проект. Первой ласточкой было построение Единого реестра избирателей Украины, где фигурировала служба на ровне с Центральной избирательной коммисией.

Проводился тендер на поставку работ и услуг. Всё бы ничего, но одна компания работающая в этой отрасли, но абсолютно не имеющая ни опыта ни сотрудников, которые бы умели хотя-бы написать качественно техдокументацию, не согласилась с тем, что ей не удалось выиграть данный тендер (не буду вам указывать пальцем на компанию УНИС), и её «курирующий» зампред не помог «разрулить» данную ситуацию. Сотни миллионов гривен тратилсь ЦИК самомтоятельно, без помощи так необходимого некоторым людям генподрядчика. «УНИС» подали в суд на ЦИК Украины (детально данный процесс рассматривался многими изданиями), но у них ничего не получилось. Следует заметить, что я не просто так рассказываю об Светлане Викторовне Зварыч, она много и плодотворно работала с Олегом Владимировичем Фроловым, и, даже хвасталась в определённых кругах о том, что купила ему квартиру, но нам это не интересно, она бизнессмен (вумен) и ей надо продвигать свой бизнес, а каким образом она это делает — это её проблеммы (пока они не начинают касаться государства http://www.cvk.gov.ua/news/l_03072008.htm ).

Так вот, ссора Фролова и Сырова возникла просто — один хотел чтобы оборудование криптографичекой зищиты информации, которое будет использоваться для шифрования каналов связи в Реестре было от компании «Трител», второй, как куратор криптографии в стране, продвигал модуль к оборудованию компании Cisco. Что лучше? Пусть на этот вопрос дают ответ специалисты. Любое решение вопросов по продвижению средств защиты информации в органы государственной власти щедро оплачивается поставщиками таковых, за счёт того-же государства. Приведём пример о котором уже говорилось — Единый реестр избирателей Украины (державний реєстр виборців України). Только в 2009 на него было потрачено порядка 15 млн. гривен (госбюджет Украины http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T080835.LHT.html). Можете теперь понять за что боролись зампреды. Как это делается? Просто вы курирете экспертизу в сфере КЗИ/ТЗИ, к вам приходят и говорят — «в Министрестве госпредбредкраденого хозяйства строится электронный реестр разворованного имущества, приблизительная стоимость — 100 млн. грн., надо влезть!».

Далее вы проводите БЫСТРО экспертизу основных устройств и програмного обеспечения, которое продают те, кто к вам приходил, едете в министерство, договариваетесь о создании межведомственной рабочей группы и помогаете писать тендерную документацию, куда естественно войдут требования по защите информации и, конечно же, обязательное наличие на все средства экспертных выводов от ДСС. Кто понимает как работает тендер знают — выигрывает тот, кто пишет условия. У меня не так много времени на написание данного материала, поэтому можете в интернете найти сами информацию о том, где в государстве были построены крупные реестры или датацентры и проверить то, что я пишу. Теперь о деньгах самой службы. Здесь всё ещё интересней. Если в министерствах или ведомствах куда пытался залезть Олег Владимирович иногда надо было что-то делать (в госказначействе он поставил своего начальника департамента ИТ и там сразу-же появилась Светлана Зварыч), то в своей службе это вообще не обязательно. За время работы в госспецсвязи Фролов очень сильно сдружился с начальником финансово-экономического департамента Мнищенко Александром Николаевичем и на пару этот дуэт развернулся по настоящему.

Чего стоят их козни в подведомственном им предприятии «Украинские специальные системы», которое законом определено как распорядитель Национальной системы конфиденциальной связи Украины, а это уже десятки милионов гривень в год. Внутри службы через госпредприятие были созданы опытно-конструкторские работы на миллионы гривень. Но по всей видимости что-то пошло не так, то ли тогдашний гендиректор предприятия не захотел «в тупую» разворовывать деньги, то ли ещё почему, но Дробаху Анатолия Ивановича убрали с предприятия, и заменили более сговорчивым и ничего не понимающим человеком. После такой замены с предприятия ушли технический директор Чернов В.В. И все мало-мальски толковые специалисты.

Результат — у предприятия задолженность по зарплате, коммунальным услугам, но деньги на закупку оборудования выделяются, и быстрым ходом идёт их оприходование. Так, например, служба ещё не приняв опытно-конструкторскую работу по созданию защищённой телефонной сети на базе комутации пакетов (IP телефония с исспользованием отечественніх криптографических аппаратов), уже иницировала второй этап работ. Также развал предприятия загубил на корню прекрасную идею создания единой точки доступа органов государственной власти к интернет. Первый этап данной работы закончился закупкой оборудования и разворачивания одного из узловю данный узел даже работает и имеет всю техническую документацию (наверное потому, что строился под руководством Дробахи и Чернова). Но смена руководства привела к тому, что первый этап до сих пор не закрыт, поскольку предприятие не предоставило соответсвующих финансовых документов (они где-то есть, но новое «компетентное» руководство не может их найти).

Но, внимание — сейчас будут эмоции! Второй этап проведён и, поговаривают, все документы закрыты, оборудование не развёрнуто, документации не предоствлено, ремонт помещений не произведён, а поставщик оборудования Cisco — вообще до этого ни разу его не продавал, да и вряд ли смогжет ещё раз продать по цене в 2 раза дороже реально йстоимости. Мелочь, 2 — 3 миллиона гривень. Но, может сказать сомневающийся человек, в ГП «УСС» и Госспецссвязи полгода работало КРУ и Счётная палата и так ничего и не нашли. Это уже вопрос к руководителям этих ведомств, ведь по результатам этих проверок должны были кое-кого банально посадить. Начфин Мнищенко даже срочно ушёл на пенсию (не забыв получить 500 тыс. грн. выходного пособия и по слухам стать инвалидом). Да и слухи ходили что скоро в службе может всё измениться. Но не дошли. Отмазались, заплатили, или что-то кому-то пообещали. Не важно, они остались. Мнищенко опять начфин, просто госслужащий. Я не зря регулярно вспоминаю Мнищенко и Фролова, поскольку они инициаторы самых нахальных и беспринципных деяний службы. Возвращаемся к опытно-конструктоорским работам. Денег на НСКС, как я уже говорил, на предприятие выделяется много, есть только один нюанс — кто приймет работы.

Вот тут и пошла ссора с уже упоменавшимся мной Лавренчуком Виктором Ивановичем. Много общаясь с его подчинёнными я понял, что это неоднозначный человек. Он достаточно сдержан, грамотный специалист, руководитель и, как оказалось, очень приципиальный человек. Отказавшись принимать участие в откровенном разворовывании он тем самым навлёк на себя гнев сладкой парочки, но свято веря в непогрешимость главы службы особо этого не опасался (наверное как и Дробаха будучи гендиректором УСС). Следует заметить, что Виктор Иванович возглавляет самое сильное и, наверное, единственное по настоящему техническое и высокоразвитое подразделение. Именно этот департамент строил НСКС, единую точку доступа, центр реагирования на компьютеные инцеденты и т.д., это подразделение действительно помогало государству и его утрата означает для госспецсвязи — смерть.

Так вот, откровенный отказ от сотрудничества для Лавренчука был подписанием себе приговора. Так как просто убрать его не могли, было принято решение о разделе его департамента. В новый дерпартамент вошли 3/4 штатных должностей прежнего департамента. Старый департамент, поговаривают, скоро вообще изчезнет, будет расформанован. Новый департамент возглавил Александр Николаевич Чаузов, человек ничем не приметный, никогда толком не руководивший, достаточно ограниченный, но амбициозный и, самое главное, бывший заместитель Лавренчука, бодро его предавший, а эти качества для его «хозяев», как мне кажется являются главными. Этот человек будет подписывать всё, что ему прикажут, и не будет задавать глупых вопросов. Есть ещё один вопрос который меня в этом деле заинтересовал. Зачем службе, которая кормится из бюджета, создавать подразделения, которые могут зарабатывать деньги? Это абсурд, люди за зарплату от государства (это у начфина с председателем и зампредами она большая, могут поработать и ночью) будут защищать информацию кому угодно но только не информацию государства, ведь договора приоритетней и их надо выполнять.

Буду завершать мой рассказ, поскольку его можно продолжать год, но не перескажешь всех пакостей которые натворили в службе Руководители с большой буквы. В завершение хотелось бы обратиться ко всем здравомыслящим людям, возможно даже политикам и спросить — сколько можно терпеть наглое расхищение государства? Кстати Виктор Фёдорович, эти люди Вас предали, я думаю они будут снова пытаться подмазаться к Вам, если Вы выиграете на выборах, а Вы Юлия Владимировна должны реально анализировать действия своих подчинённых, кинули тех, кинут и Вас. Кстати Юрий Борисович Чеботаренко и Олег Владимирович Фролов отстранили от работы с Центральной избирательной комисией всех членов совместной рабочей группы которые в подчинении у Лавренчука (распоряжение ЦИК №64), а это люди, которые реально создавали и проводили экспертизы электронной системы «Выборы» с 2004 года, люди которые могут помочь если что-то произойдёт и предотвратить попытки несанкционированного доступа.

А те кто сейчас дежурит в ЦИК это всего навсего нахальные прихвостни руководства, котрые уже подали себя в списки на награждение, с чего смеётся вся администрация службы, а их главная задача — сидеть и стеречь пароль. Именно для такой отважной миссии и необходимо отправлять на время выборов в ЦИК не проффесионалов, которых разбуди во сне и они смогут настроить систему любой сложности, а начальника нового департамента (Департамент Информационной безопасности), его заместителя и ещё пару начальников такого же сомнительного пошиба. Вот так, люди без особых принципов, которые предают тех кто считает их другом, считающие своим призванием воровать, воровать, и ещё брать откат, сейчас охраняют наши Честные выборы. ГОТОВСЯ СТРАНА, информация не будет фальсифицирована (здесь бьют барабаны и звучат фанфары). И вот подходя к моменту с которго начал — часто кто-нибудь пишет «что мы можем сделать?».

Идея кировоградских связистов написать письмо главе службы, совместное письмо — глупость, писать тому, с чего молчаливого согласия творится всё зло в этой службе. Так вот берите пример с тех парней которые не пошли опустив голову из одного департамента в другой как стадо загнанных баранов, а встали дружно и сказали новым начальникам — мы остаёмся в старом департаменте (департамент безопасности информационно-телекомуникационных систем), не будем принимать участие в разворовывании своей службы и своей страны. Берите пример с людей готовых идти на понижение в должности, лишь с одной целью — сохранить колектив, лицо службы, преемственность и быть верным принятой присяге. Эти люди готовы встать и уйти все вместе, но они борятся до последнего. Мне, как человеку служившему в СБУ у Колобова и регулярно общающемуся с теми, кто ещё служит в ДСС и пытается не только поддерживать то, что осталось, но и вопреки всем стараниям Мнищенко, Фролова и еже с ними — развивать спецсвязь и борьбу с кибер-тероризмом, глубоко жаль нашу страну, которая скоро вообще потеряет последних специалисов на границе защиты информационной ресурсов Украины.»

По материалам: ord-ua.com