Ирпенский арест: что делал татарский киллер в Украине?

737

Информационные агентства и СМИ сообщили сенсационную новость: в Ирпене под Киевом задержан российский криминальный авторитет Валерий Слободин, участник одной из крупнейших ОПГ России – «29-й комплекс», которое контролировало предприятия и банки в Татарстане и Москве. 33 участника ОПГ уже осуждены. Слободину с началом арестов удалось скрыться. Но это не вся интересная информация. Мало кто знает, что Слободин – уже второй арестованный в Украине член этой ОПГ. И что преступники находились здесь не случайно…

Данные о группировке «29 комплекс» можно найти даже в Википедии. «Двадцатидевятники» по своему размаху превосходили многие московские и питерские ОПГ, не говоря уже о провинциальных. Как и пресловутые «любера», эти ребята выросли из подпольных тренажерных залов. И «докачали мышцы» в уличных драках. С той лишь разницей, что драки происходили не в Подмосковье, а в Татарстане, в Набережных Челнах.
Фактически «29-е» были частью так называемого «казанского феномена»: с конца 80-х Татарстан буквально захватили массовые молодежные преступные группировки, такие как «Тяп-ляп», «Хади Такташ», «Жилка», «Павлюхинские», «Кинопленка». Но в отличие от многих перечисленных групп, эти вышли далеко за пределы своей территории, развернув деятельность в Москве, на Кипре, Мальте и… в Украине.

Название группировки происходило от наименования района. В Набережных Челнах было несколько новых микрорайонов: «28-й комплекс», «30-й комплекс», «29-й комплекс». Соответственно и ОПГ назывались так же.

«Биографы» российской преступности отмечают, что у ребят из Набережных Челнов была еще та генетика. Район «29-комплекс» заселяли в основном добровольцы из стройотрядов и заключенные, работавшие на так называемой «химии». Из детей этих добровольцев и заключенных и формировались зародышевые преступные группировки.

Согласно данным следствия, первым лидером «29-го комплекса» стал Мансур Сафин. Он же привел в ОПГ Алика Саляхова, при котором группировка расширила горизонты своей деятельности. В Москве в 1994 году была учреждена фирма «Акбарс». В 2008 году эта фирма была исключена из реестра, успев войти в более чем 200-томное уголовное дело по «двадцатидевятникам» как ключевая база группировки в Москве.

Кроме этого, Саляхов, как считается, не без содействия ряда бывших влиятельных сотрудников силовых структур СССР организовал в российской столице ЗАО «Охранное предприятие «Барс», которое через полтора года преобразовали в ООО «Частное охранное предприятие «Барс». В «Барсе» работали бывшие сотрудники милиции, ФСБ и других специальных служб. Все они имели легальное оружие. Перечень коммерческих структур и банков, которые охранялись «Барсом», занимает два листа убористым шрифтом. Понятно, что все «подшефные» структуры либо платили «29-м» дань, либо были их собственными фирмами, зарегистрированными на подставных лиц.
После переезда в Москву Алика Саляхова лидером группировки в Набережных Челнах остался Рузаль Асадуллин по кличке «Рузалик». В его обязанности входило ежемесячно собирать с местных подконтрольных фирм деньги и отправлять их в Москву. Деньги перевозились прямо в мешках: примерно по миллиарду (!) рублей в год. Их охраняли сотрудники милиции и ФСБ. За незначительное вознаграждение.

В Набережных Челнах под контролем «29-го комплекса» были все рынки, ликероводочный завод в Мензелинске, производство «паленой водки» и многое другое. В середине 90-х группировка вплотную подступила к «КамАЗу2. К тому времени в составе ОПГ были не только «качки» и выходцы из молодежных банд, но и бывшие сотрудники правоохранительных органов, а также «афганцы» и «чеченцы» (ветераны соответствующих войн).

Важно отметить, что из всех руководителей группировки, только Рузаль Асадуллин ныне находится на свободе: правоохранительные органы России разыскивают его уже несколько лет. Арестованный же в Ирпене Валерий Слободин является правой рукой Асадуллина, непосредственным исполнителем заказанных им убийств и, вполне возможно, знает местонахождение «Рузалика». Именно потому Слободина содержат под беспрецедентной охраной, а его экстрадиция, которая должна пройти на днях, тщательно организовывается.

Кто же такой Валерий Слободин, и почему он оказался именно в Украине? Слободин Валерий Николаевич, 1968 г.р., клички «Ванан» и «Ваня». Уроженец города Набережные Челны. В 1986 году, во время обучения в школе №15, познакомился с Маратом Латыповым (кличка «Татарин»), Игорем Буртасовым (кличка «Гоша»), Олегом Шадриным (кличка «Доцент»). Все они занимались боксом в спортзале СШ №15, где тренировался и Алик Саляхов. По его поручению, еще учась в школе, парни принимали участие в рэкете торговцев и кооператоров на Автозаводском рынке.

В дальнейшем Слободин занял одну из ведущих позиций в среднем звене ОПГ. После отъезда Саляхова в Москву он примкнул к оставшемуся на хозяйстве Рузалю Асадуллину. В 2000 году Рузаль Асадуллин был приговорен к лишению свободы на три года за избиение. Пока он сидел за решеткой, его обязанности исполнял другой лидер ОПГ Валиев. Валиев сформировал так называемую «бригаду Рамушкина» и попытался занять место арестованного босса.

Выйдя из тюрьмы досрочно, «Рузалик» немедленно навел порядок. Валиев был расстрелян из автомата АКС-74 на площадке перед входом в подъезд дома 45/09 Нового города. А руководитель его боевиков, бывший сотрудник милиции Марат Гарипов, выполнявший в сообществе роль киллера, был убит 1 августа 2001 года на территории садового общества «Восход» в Набережных Челнах. Причем с особой жестокостью: сначала его долго пытали, потом задушили, после чего отрезали голову и руки.

По мнению следствия, Слободин причастен к обоим убийствам. Именно за это его 10 лет разыскивали российская милиция и Интерпол. Сколько всего убийств совершил арестованный в Ирпене преступник, видимо, знает только он: после расправы над Гариповым «бригада Рузалика» начала планомерный отстрел членов «бригады Рамушкина».

Но мы не ответили на самый важный вопрос: почему Слободин оказался в Украине, и что он здесь делал? Дело в том, что в деловой географии криминального сообщества Украина занимала не последнее место. Упомянутая выше базовая структура ОПГ в Москве «Акбарс» занималась финансовыми махинациями и установлением контроля над прибыльными сферами, в том числе в Одессе.

По данным источников в правоохранительных органах, это объясняется тем, что мозговым центром «Акбарса» являлся некто Сергей Миронов, уроженец Бугульмы, но выпускник юрфака Одесского университета. Миронов занимал должность гендиректора «Акбарс-холдинга». Под его руководством были открыты оффшорные фирмы на Кипре и Мальте, развернута широкая торговля наркотиками в ночных клубах Москвы, взяты под контроль банки и рестораны в Татарстане. Но при всем этом большое внимание уделялось именно Одессе. Где Миронов, по слухам, начинал карьеру… следователем. Наш источник утверждает, что «двадцатидевятники» контролировали в Одессе рестораны, магазины, а также имели бизнес в Южном порту. В других регионах Украины банда якобы имела влияние на очень известный завод безалкогольных напитков, крупный мясокомбинат и маслозавод.

Еще одна связующая нить «Вани» с Украиной – это некто Беленко. Александр Беленко – уроженец Одессы, штатный киллер «29-го комплекса», кличка «Фига». На его счету более десяти убийств. Из всей группировки он был единственным близким другом Слободина. В 2009 году Беленко был арестован в Одессе. Сейчас приговорен к 25 годам лишения свободы, из которых первые 10 лет он проведет в тюрьме, остальные 15 – в колонии строгого режима.
Наш источник допускает, что в Украине Беленко также занимался заказными убийствами, получая заказы в криминальных кругах. Не исключено, что некоторые заказы после его ареста перешли к Слободину, и он тоже причастен к ряду заказных убийств «авторитетных людей» в Украине.

Но главное, что его нынешний арест дает следствию надежду нащупать ниточку, ведущую к «Рузалику». Правда, если верить российским оппозиционным блоггерам, далеко не все влиятельные лица в Москве заинтересованы в поимке Рузаля Асадуллина.

Так, журналисты газеты “Ведомости” провели расследование, в ходе которого установили, что среди учредителей «Акбарса» в свое время числился глава федерального агентства по делам молодежи, один из лидеров движения «Наши» Василий Якеменко.

«На запрос «Якеменко Василий Григорьевич» ЕГРЮЛ выдает четыре организации, включая собственно движение «Наши». Сюрприз преподнесла одна из них – ТОО, учрежденное в Москве в марте 1994 г., его учредителями значатся Адыган Саляхов (23,36%), Василий Якеменко, Александр Власов, Наиль Нуриахметов, Росиль Рахматуллин (по 18,69%) и Юрий Еременко (1,87%)», – пишет издание.

Правда, пресс-служба Якеменко ответила, что их шеф был включен в состав учредителей «Акбарса» без его ведома и согласия. По версии пиарщиков Якеменко, «лица, учредившие организацию, незаконно воспользовались для этого его паспортными данными. Никакого участия в деятельности фирмы, в открытии счетов и проч., естественно, не принимал. В управление федеральной налоговой службы уже подано заявление с требованием разобраться, на каком основании посторонними лицами в состав учредителей ТОО «Акбарс» был введен Якеменко. Аналогичное заявление сейчас подается в ОБЭП». Так ли это, знает, видимо, Рузаль Асадуллин. Может, именно поэтому его не могут найти до сих пор?

ord-ua.com