Игры с НДС
Каждый вор знает: если есть замок, то его можно открыть. Правительству Украины тоже об этом хорошо известно. И оно эту старую истину успешно применяет в своей работе – при этом, правда, слегка видоизменив. То есть формально властями принимается любое из требований международного сообщества, будь то Евросоюза, МВФ или Всемирного банка. И тут же оно изящно обходит их...
Маленькие хитрости
К примеру, выразил ЕС недовольство отменой ранее принятых антикоррупционных законов, разработанных с участием зарубежных экспертов. Нет проблем – Верховная Рада опять проголосовала за них. Только из документа убрали норму об обязательном декларировании расходов чиновниками и членами их семей - "для дальнейшей доработки".
Тем самым выхолощен основной смысл закона, но ведь это уже нюансы. Зато Брюсселю можно с чистой совестью рапортовать: по вашим многочисленным просьбам и следуя провозглашенному курсу на евроинтеграцию, антикоррупционый закон в Украине приняли!То же и с автоматическим возмещением НДС. О нем опять громко заговорили год назад, когда встал вопрос о возобновлении кредитования Международным валютным фондом. Как видно из архива новостей по данной тематике, впервые премьер Николай Азаров и вице-премьер Сергей Тигипко пообещали "автомат" по НДС еще в апреле 2010 г. Затем в их публичных заявлениях этот срок постоянно переносился: на май, июнь, июль, октябрь, декабрь.
Причины никто не пояснял, но один из министров предыдущего правительства "не для протокола" высказал ОстроВу свое мнение на этот счет: "Это просто такая жирная кормушка, от которой никто не может оторваться. Все давно понимают, что автоматическое возмещение надо и придется вводить, эта тема возникла не вчера. Но каждый надеется, что это произойдет уже не при его работе. Поэтому и тянут".
В связи с этим надо вспомнить, что впервые инициатива об автоматическом возмещении НДС была оформлена в виде законопроекта Министерством финансов еще в 2004 г. Как можно догадаться, соответствующие изменения в закон об НДС так и не были внесены до 2010 г.
В прошлом году положение об "автомате" наконец появилось в Налоговом кодексе – деваться было некуда, МВФ давил на этот пункт, а без его кредита правительству нечем было платить пенсии и зарплаты бюджетникам, да еще и вовремя рассчитываться с российским "Газпромом".
Впрочем, и здесь не обошлось без творческого подхода: да, НДС-"автомату" быть, но кому и на каких условиях – разработает впоследствии Кабмин. Тем самым, вроде как, и условие Фонда выполнено, и в то же время ничего не изменилось, по большому счету.
Иное дело, что все эти маленькие хитрости на поверку оказываются шиты белыми нитками. То есть западные партнеры данные маневры понимают правильно. Поэтому и заключение соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом постоянно переносится, и МВФ взял длительную паузу на раздумья – надо ли при таком отношении и дальше иметь дело с властями этой страны.
Легкий заработок
Справедливости ради надо отметить, что возможностей для прямых хищений из госбюджета под видом возмещения НДС в Украине стало меньше после введения в 2009 г. нормы о подаче налоговых деклараций в электронной форме, с приложением расшифровки всех юридических и физических лиц, между которыми прошел платеж по той или иной финансовой операции.
После этого у налоговой инспекции появился инструмент, позволяющий оперативно отслеживать движение денег по счетам и сразу видеть, где они "осели", сформировав фиктивный налоговый кредит. Однако полностью исключить то, что в самой Государственной налоговой службе Украины (ГНСУ) предпочитают скромно именовать "человеческим фактором", не удалось.
Потому что за результатами работы любой компьютерной программы стоят люди, которые анализируют полученные данные и принимают решение: выплачивать заявленную к возмещению сумму или нет. Иначе никто бы "липовый" НДС просто не предъявлял к возмещению – ведь это, в конце концов, уголовно наказуемое деяние.
Но его, тем не менее, предъявляют. Причем если в январе было заявлено 4,3 млрд грн., то уже в феврале – 4,7 млрд грн. В то время как из динамики и объемов промпроизводства в Украине, экспорта товаров и услуг, среднемесячное возмещение должно составлять 3,1 млрд грн., по расчетам самого правительства.
Исходя из этого, можно судить о масштабах возможных хищений. Между тем попытки противодействия налоговому криминалу со стороны ГНСУ напоминают пресловутую борьбу пчел против меда. Об этом свидетельствуют данные работы налоговой милиции за январь-февраль. Так, за указанный период предотвращено возмещение фиктивного НДС только на 450 млн грн.
А вообще за первые 2 мес. 2011 г. было выявлено 978 преступлений, из которых874 относятся к тяжким и особо тяжким.В результате имеем дополнительные поступления в бюджет на720 млн грн.То есть в каждом случае сумма нарушений не дотягивала даже до 1 млн грн.
Теперь немного арифметики. Номинальный ВВП Украины за 2010 г. составил, по официальным данным, 1,095 трлн грн. По разным оценкам, в зависимости от методики расчета, в "тени" находится 32-35% национальной экономики. Если взять среднее значение, 33%, то получим в денежном эквиваленте 361,35 млрд грн. "шерсти", проходящей мимо государственных ножниц.
Вспомним, что фискальная нагрузка на экономику в Украине составляет 30% и получим недопоступления в бюджет в размере 108,45 млрд грн., или 18,068 млрд грн. за 2 мес. Отсюда следует, что эффективность работы налоговой милиции, обеспечившей поступление в бюджет 720 млн грн., была на уровне 3,99%.
И, наверное, надо в таком случае признать правоту тех, кто предлагает эту самую налоговую милицию просто разогнать за ненадобностью. Можно лишь добавить, что при вышеуказанном размере "теневого" финансового потока, который идет в основном через расчеты наличными деньгами, налоговая милиция в Украине выявила за январь-февраль 26 конвертационных центров, взыскав с их операторов в госбюджет аж 50 млн грн.
Инструмент влияния
Впрочем, далеко не все высокопоставленные государственные служащие опускаются до содействия прямому воровству из казны. Зато очень многие считают, что нет ничего плохого, если представители реального бизнеса за возврат НДС (своевременный или нет – неважно, просто за возврат) "отстегнут" им определенное вознаграждение, измеряемое в процентах от суммы задолженности.
Понятно, что переход к возврату НДС в автоматическом режиме исключает такую возможность. Вот потому так мало оказалось в Украине предприятий, которые удостоились чести попасть в число "автоматчиков".
Казалось бы, что может быть проще: насчитывать в штате предприятия не менее 20 чел., не находиться в процедуре банкротства, не иметь разницы между налоговым кредитом и налоговыми обязательствами контрагентов (которая и составляет фиктивный НДС), платить работникам достойную зарплату – не менее чем в 2,5 раза превышающую установленный Кабинетом министров минимум (в настоящее время – 960 грн. в мес.).
Чуть сложнее разве что с условием, предусматривающим платежи налога на прибыль выше, чем в среднем по отрасли. Но и это не является проблемой для предприятий, которые занимают ведущие позиции на рынке и не используют схемы минимизации своих обязательств.
Тем не менее, вот цифры: из 248 тыс. зарегистрированных плательщиков НДС в Украине основную часть поступлении в госбюджет формируют 20 тыс. предприятий, ежемесячные отчисления которых превышают 100 тыс. грн. Около 4 тыс. из них относятся к крупным плательщикам. С заявкой на предоставление автоматического возмещения в ГНСУ обратился 1971 хозсубъект. А попало в список только 24 компании, из которых к крупным относится половина.
Из Донецкой обл. право на возврат НДС в автоматическом режиме получили ООО "Торговый дом "Харцызский машиностроительный завод" - дистрибьютер одноименного предприятия, которое специализируется на производстве противопожарной арматуры, а также ГП "Артемсоль" и ЧАО "Донецкий электрометаллургический завод" (ДЭМЗ). Из Луганской обл. в список включено ООО "Литейщик". И все.
Обращает внимание отсутствие в списке таких крупных индустриальных гигантов Юго-Востока Украины, как Алчевский металлургический комбинат и Днепровский меткомбинат им.Ф.Дзержинского, входящих в корпорацию "Индустриальный союз Донбасса", а также Стахановского вагоностроительного завода и крупнейшего в СНГ экспортера железорудного сырья, Полтавского ГОКа.
Все очень просто – совладельцами АлМК и ДМКД является Сергей Тарута, давний бизнес-партнер которого Виталий Гайдук руководил группой советников в правительстве Юлии Тимошенко, главного оппонента нынешней власти. А ПГОК и СВСЗ принадлежат предпринимателю Константину Жеваго, до сих пор состоящего в парламентской фракции БЮТ.
Нет в списках "автоматчиков" и Днепропетровского метзавода им.Коминтерна, Запорожского, Стахановского и Никопольского ферросплавных заводов - предприятий, входящих в орбиту интересов группы "Приват". Причем ее совладельцы Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов также поддерживали предыдущую "оранжевую" власть.
Зато из крупных плательщиков в перечне оказались Нижнеднепровский и Новомосковский трубные заводы днепропетровского предпринимателя Виктора Пинчука, который ранее сохранял политический нейтралитет, а теперь активно стремится наладить сотрудничество с "регионалами". Побеспокоился о своих интересах и вице-премьер Сергей Тигипко – этим объясняется присутствие в списке подконтрольного ему ОАО "Днепровагонмаш".
И тут надо отметить, что НДС, точнее, его возмещение/невозмещение, может служить не только средством фантастического и быстрого обогащения для чиновников. Это еще и эффективный инструмент влияния власти на отдельно взятых представителей бизнеса.
Ведь если предприятие "А" не получает НДС, в отличие от выпускающего аналогичную продукцию предприятия "Б", оно через какое-то время утрачивает конкурентность из-за "вымывания" оборотных средств. Потому что, уплатив значительные налоговые платежи, "А" сталкивается сначала с нехваткой, а потом и полным отсутствием денег на закупку материалов, оплату труда работников и другие текущие потребности.
И добровольно выпускать из рук такой инструмент власть, разумеется, никогда не согласится. Кстати, отсутствие в перечне "автоматчиков" предприятий, входящих в сферу интересов Рината Ахметова: Харцызского трубного завода, Енакиевского метзавода, Мариупольского меткомбината им.Ильича и "Азовстали" – никого не должно вводить в заблуждение.
Точно так же, как и отсутствие "Ровноазота", черкасского "Азота", горловского концерна "Стирол", Крымского содового завода, входящих в холдинг GroupDF Дмитрия Фирташа. Владельцы этих предприятий и без "автомата" не жалуются на задержки с возвратом НДС – благодаря лояльным отношениям с властью.
То же самое относится и к мариупольскому "Азовмашу", подконтрольного народному депутату от Партии регионов Александру Савчуку, а также к Сумскому НПО им.Фрунзе и ОАО "Запорожтрансформатор", принадлежащих предпринимателю Константину Григоришину. Также можно отметить, что среди предприятий, принадлежащих иностранным владельцам, право на автоматическое возмещение НДС получили только те, которые контролируются российским капиталом.
Это ОАО "Днепрометиз" (входит в группу компаний "Северсталь" Алексея Мордшова), комбинат "Запорожсталь" (на паритетных основах с владельцами запорожского "Индустриалбанка") и уже упоминавшийся ДЭМЗ (российский "Альфа-банк").
Зато в числе "автоматчиков" не оказалось ни одной крупной компании с американским капиталом. Хотя именно со стороны США звучали наиболее настойчивые призывы к правительству Украины перейти на автоматический возврат НДС. Например, в октябре прошлого года об этом заявила сопредседатель украинско-американского Совета по торговле и инвестициям, заместитель торгового представителя СШАМариамШапиро.
Очевидно, список компаний, получивших автоматический возврат НДС, является своеобразным ответом на это заявление. И проявлением многовекторности внешней политики Президента Виктора Януковича.
Тем временем фискальное давление на бизнес продолжает расти. Об этом можно судить хотя бы из того, что за 2010 г. сбор налоговых отчислений в Донецкой обл. увеличен в 2,4 раза по сравнению с 2009 г. А уже в январе-феврале нынешнего году крупные предприятия уплатили в бюджет в 1,9 раза больше, чем за тот же период 2010 г. – 1,6млрд грн.
В условиях, когда вопрос о прозрачном и непредвзятом возвращении НДС в Украине по сути остается нерешенным, это угрожает бизнесу, не имеющему прямого отношения к власти, нарастанием финансовых проблем.