Хочется заснуть и не проснуться, смерть становится желанной, — политзаключенный Клых 

1 020

В 2016 году, чеченский суд приговорил школьного учителя истории Станислава Клыха к 20 годам колонии строгого режима за участие в первой чеченской войне на стороне сепаратистов. Российские силовики арестовали Клыха в августе 2014-го, когда он приехал в Орел на свидание к своей знакомой. Позже украинца переправили в Чечню, где и начался процесс. Вместе с ним в рамках одного дела судили еще одного гражданина Украины Николая Карпюка к 22,5 годам тюрьмы. Помимо Клыха и Карпюка следствие также обвинило в участии в Чеченской войне бывшего премьер-министра Арсения Яценюка и лидера запрещенного в РФ движения «Правый сектор» Дмитрия Яроша. Адвокаты украинцев и правозащитники назвали процесс политическим, рассказав о многочисленных ошибках и нестыковках в обвинительном заключении. Сами Клых и Карпюк своей вины не признали, заявив на суде, что оговорили себя под пытками электрическим током. Суд Грозного проигнорировал их заявления.

Почему правительство не помогает?

Политзаключенного Кремля Станислава Клыха пытали в России, заставляя дать показания против экс-премьера Арсения Яценюка, а Яценюк не то, что не помогает заключенному, от него даже не звонят.

Об этом в интервью "Украинской правде" сообщила мать заключенного Тамара Клых.

"Это же история не Карпюка и Клыха, это история Яценюка. Сына, когда пытали, хотели, чтобы он бумажку подписал, что видел Яценюка и Тягнибока в Чечне", - рассказала женщина.

Она добавила, что получила телефон секретариата Яценюка, звонила, но никакой помощи от политика не получила.

"Я думала, что он поможет. Но они даже перестали звонить. Не то что помочь, а перестали звонить! Он ездит за границу, кругом, мог где-то слово сказать", - сказала Клых.

Также, по ее словам, родители узника Кремля не получают помощи от государства.

"Какой-то бизнесмен помогает пяти или шести политзаключенным материально, нам тоже. Если бы не он, то не знаем, как бы выжили. Каждый месяц какие-то две женщины перечисляет по 100 гривен – они для меня просто Оля и Аня, все. От государства ничего не получаем, ничего. Только адвоката МИД оплачивает. Все. А раньше мы оплачивали. Уже бы, наверное, и дом продали ", - рассказала мать.

Она добавила, что в настоящее время ежемесячно высылает сыну 2-3 тысячи гривен с пенсии в 5 тысяч.

"Я была у Порошенко. Он хорошо разговаривает, на каждом саммите говорит. Но как мама, я недовольна, что так долго мой сын там находится. Уже надо пойти на какие-то уступки и забрать тех детей, чтобы они не голодали, чтобы они не мучились. Это они мучаются не только за себя. За всех. Ибо ними торгуются –  "Северный поток" надо открыть, санкции снять", - рассказала Тамара Клых.

Правозащитный центр "Мемориал", который проанализировал материалы дела Станислава Клыха и Николая Карпюка, пришел к выводу, что обвинения против них сфальсифицированы и противоречат реальной картине событий времен Первой и Второй чеченских войн. "Мемориал" признал Клыха и Карпюка политзаключенными.

Пытки украинских политзаключенных в России

Позже стало известно, что украинец Клых сошел с ума в России из-за пыток.

Об этом заявил российская правозащитник, член Общественной наблюдательной комиссии Москвы по контролю за соблюдением прав заключенных Зоя Светова в интервью "Радио Свобода".

"Станислав Клых – это человек, который сошел с ума из-за тех пыток, которые к нему применяли при задержании и во время предварительного следствия", - сказала она.

"Теперь это уже известно, опубликовано его свидетельство о том, что его страшно пытали, заставляя признаться в самых страшных преступлениях, которых он не совершал. Он говорил о совершенно ужасных пытках. По-моему, ему ток присоединяли к половым органам, его подвешивали, ему что-то кололи, в результате он признал все", - сообщила Светова.

Вместе с тем, в эфире канала "112 Украина" Светова сказала, что судебно-психологическая экспертиза показала, что Клых психически здоров и может участвовать в суде.

"Больше всего меня поражает, что в СИЗО Грозного, где по настоянию адвокатов проводилась судебно-психологическая экспертиза, которая постановила, что ничего страшного с ним нет, что он может содержаться в СИЗО, что он может участвовать в судебном заседании", - сказала Светова.

Как сообщалось, 17 октября во время заседания суда по обвинению Клыха в оскорблении суда он заявил об отказе от своего адвоката Марины Дубровиной.

Клых, у которого и раньше были психические срывы, сказал, что он "хочет себе в защитники певца Стаса Михайлова".

ПИСЬМО СТАНИСЛАВА КЛЫХА В «НОВУЮ ГАЗЕТУ»  (для спецкора Павла Каныгина. Апрель 2018)
Здравствуйте, Павел!
Получил ваше письмо от 30.03.2018. По поводу быта, во избежание проблем с цензурой, писать не буду. У меня есть телевизор — ловит 5 каналов (НТВ, ТВЦ, «Культура», «ОТВ-Верхнеуральск», «Матч!»), — антенну для большого приема телеканалов не разрешают передавать, также как и радиоприемник, есть радиоточка — периодически подключают радиостанции Учалы (в Башкирии), Магнитогорска, Уфы.

Я требую перевода в другое учреждение ФСИН — с этой целью отказываюсь от завтрака и обеда, могу сказать, что здешнюю еду, в отличие от той, что была в грозненском СИЗО, есть невозможно — она отвратительная.

Вот этот перевод как раз и не дается — тюремщики, по-видимому, заняли здесь глухую оборону во избежание возможных проверок из Москвы в том случае, если меня все-таки переведут, но, скорее всего, здесь будут подвергать т.н. насильственному кормлению.
Телепрограммы (а телевизор Horizont у меня с октября 2017 г.) надоели, книги в принципе тоже, 20.03 консул привез здоровые энциклопедии по Свердловской, Челябинской, Тюменской обл., в принципе интересно прочитать с точки зрения изучения территории, на которой находишься. Сложнее всего преодолеть боль в глазах — это от замкнутого пространства, нехватки кислорода, нервного перенапряжения, в таких условиях некоторые заключенные лишаются зрения. Время в тюрьме днем идет гораздо дольше, чем ночью. Хочется заснуть и не проснуться, смерть становится желанной. Некоторую разрядку дает чтение писем — они дают ощущение надежды. Считаю, что заключенные должны иметь доступ к интернету, соцсетям для защиты своих прав, обжалования приговоров, формирования общественного мнения, в том числе доступ к т.н. «порно», уверен, что проявлений суицида было бы намного меньше. Понятно, что такого рода изоляция выгодна оппонентам, поскольку это не дает возможности осужденным влиять на ситуацию с целью изменения приговора, условий содержания и т.д.
По поводу того, что делают украинские власти для моего обмена или освобождения, скажу, что не знаю всей картины происходящего, связанного с отсутствием доступа к информации.

Уже второй год (даже третий!) получаю поздравления с Новым годом от президента Порошенко и министра Климкина.

Почти целый год с момента задержания консулы «не знали» о моем местонахождении, и только после прибытия в грозненский СИЗО стали меня навещать. Как я могу быть удовлетворен их «усилиями», если я до сих пор не дома? Исходя из этого можно делать вывод, что ситуация, управляемая определенным «пулом» медийных олигархов и спецслужбистов с обеих сторон, которые решают, кого выпускать, а кого держать в тюрьме. Некоторых (Гриценко, Губарев, Юрченко) — выпускают почти сразу же, другие — очевидно, в силу особых причин или симпатий, вынуждены годами ждать обмена/освобождения. Сразу после ареста в ИВС г. Ессентуки я узнал, что в августе 2014 года в Киеве задержан Дмитрий Соин — вроде его планировали обменять на меня. Но сейчас Соин (до 18.03.2018) является доверенным лицом С.Н. Бабурина на выборах, оказывается, его давно отпустили, как и Клинчаева. Вот сейчас, благодаря моей маме и, в значительной мере, вам, решается вопрос с Виктором Агеевым, надеюсь, наконец-то решен он будет положительно, и в нашу обоюдную пользу.
Павел! Мне прислали статью Риммы Ахмировой (автор газеты «Собеседник». — Ред.) от 14.02.2018. «Свои среди чужих». Прошу довести до ее сведения, что я не являлся и не являюсь активистом «Правого сектора». В 2004–2014 гг., то есть до ареста в г. Орёл, я был членом «Партии регионов», о чем свидетельствует, надеюсь, сохранившийся партийный билет в г. Киеве, и развивал структуры ПР в Киеве, в частности, в Днепровском и Оболонском районах, занимался организацией работы партийных штабов и избирательных комиссий.

Поэтому прошу не считать меня в этой связи политзаключенным — в момент въезда в РФ я довольно лояльно (аполитично) относился к руководству Российской Федерации и российской политической системе, чего не скажешь о моих нынешних представлениях.

Меня, в отличие от Карпюка, не выманивали на переговоры с администрацией РФ, границу я проехал без происшествий и был арестован на следующий день в г. Орёл, куда был приглашен Симоновой-Скобелевой Викторией Геннадьевной, с которой я ранее, еще до событий на Майдане, познакомился в Крыму.
Поэтому в связи с этим прошу Вас и Римму писать обо мне в дальнейшем: «Станислав Клых, секс-турист из Киева». Общеизвестный факт из крымской жизни — русские женщины более доступны, чем украинские.
Павел! Приезжайте в Верхнеуральск — в этом году здесь отмечают 100-летие Дутовского мятежа. Верхнеуральск был его оплотом. Адвокат Илья Новиков говорил, что здесь были массовые расстрелы 100 лет назад. Поговорим о восстановлении мирных отношений.
Станислав КлыхВерхнеуральск, ФКУ «Т»

В 2015 году глава СК РФ Александр Бастрыкин заявил, что Арсений Яценюк воевал против российской армии в Чечне.

Пресс-секретарь Яценюка посоветовала России провести психиатрическую экспертизу Бастрыкина.

Согласно биографии Яценюка, в 1991 - 1996 годах он учился в Черновицком национальном университет имени Юрия Федьковича на юридическом факультете и параллельно в 1992 - 1997 годы был президентом юридической фирмы "ЮРЕК-ЛТД" в Черновцах.

В феврале 2017 года Россия заявила, что Яценюк объявлен в международный розыск, а в марте суд города Ессентуки вынес решение о заочном аресте бывшего премьера Украины.