Хищная монополия власти

876

Хищная монополия власти распространилась на все сферы деловой жизни. Как стало известно ОРД, в конце прошлого года операция по централизации финансовых потоков была завершена и в сфере торговли оружием. Новое руководство госмонополии окончательно устранило с рынка полунезависимые фирмы. И начало сливать деньги украинской оборонки на счета всего лишь одной оффшорной компании. При всем при этом, за перевод денег на оффшорные счета, правда другой компании, был осужден один бывших оранжевых руководителей украинской «оборонки».

ДМИТРИЙ РАКЕТНЫЙ

Как уже неоднократно писало ОРД, за прошедшие полтора года одним из краеугольных признаков нынешней власти стала монополизация финансовых и коррупционных потоков. Не стал в этом отношении исключением и сектор военно-технического сотрудничества. Сразу же после смены руководства «Укрспецэкспорт» и формирования госконцерна «Укроборонпром» его глава Дмитрий Саламатин предпринял ряд попыток для пересмотра существующих на рынке правил игры.

Традиционно (начиная с конца 1990-х) система торговли украинским вооружением была достаточно диверсифицированной. Уполномоченным органом, имеющим право продавать продукцию военного назначения выступала государственная компания «Укрспецэкпорт». Однако в ее структуру входили дочерние компании. Их насчитывалось шесть: Спецтехноэкспорт, Укроборонсервис, Прогресс, Промоборонэкспорт, Таско-Экспорт и Укринмаш.

Образованы все эти компании были по нескольким причинам. Каждую из компаний еще со времен раннего Кучмы курировал отдельный политико-экономический клан. Поскольку экспорт вооружения немыслим без работы спецслужб и их разрешения, изначально в «дочки» были вшиты интересы разнообразных политико-силовых кланов, напрямую имеющих отношение к экспорту вооружения – группировок Радченко, Смешко, интересы руководства Службы внешней разведки и Службы экспортного контроля. Система дочерних предприятий позволяли безболезненно развести финансовые интересы этих групп и поставить их в прямую зависимость от эффективной работы связанной структуры. Все эти конкурирующие кланы в итоге были заинтересованы в эффективной работе своих компаний, так как только заключение контрактов позволяла бенефициарам украинского оружейного рынка снимать сливки с финансовых потоков. Кроме того была еще одна причина, по которой выстроенная система оказалась довольно эффективной. Международный рынок вооружений – очень тонкая система. Поскольку частная выгода на нем переплетена с государственной, а сам рынок крайне плотного контролируется спецслужбами ведущих мировых держав, работать на нем можно только благодаря выстроенным личным отношениям с заказчиками. Кроме того, необходимо хорошо имеет налаженные отношения с окружением чиновников, принимающих решения о закупке вооружений в странах-импортерах.

Кроме того, разветвленная сеть компаний позволяла Украине без международных последствий торговать со странами-антагонистами, такими например как Индия и Пакистан. Тогда как конкуренту украинского ВПК единому «Рособоронэкспорту» доступ на два конфликтных рынка одновременно был закрыт.

При всем этом никогда рынок вооружений не обходился без теневых схем прокрутки денег. Как правило деньги из оборонки выводились через так называемые посреднические схемы. Под каждый отдельный контракт регистрировалась отдельная оффшорная структура. На нее обычно уходило до 10% от суммы контракта. Обычно под видом «маркетингового исследования» или «консультационных услуг». 5% от переведенных с оффшора денег уходили посреднику, обеспечившему подписание контракта импортером. В случае с арабскими странами – какому-нибудь человеку из окружения министра обороны, поручившемуся за Украины. В случае с западным миром – лоббистским структурам, имеющим отношение к военным ведомствам стран. Остальные 5% делили между собой руководители украинской компании, занимавшейся контрактом и люди прикрывавшие их в верхах. Схему эту можно назвать коррупционной. Однако при этом следует учитывать два факта. Первый: таким образом выстроены отношения на рынке, это общепринятые даже для развитых стран правила игры. Объясняются они просто: сидящие на зарплате чиновники считают эти 5% своими законными комиссионными за труды. Второе: напрямую бюджет Украины от этого не страдает. Так как на лево уводятся поступившая в страну иностранная валюта.

После смены власти новый руководитель отрасли Дмитрий Саламатин затеял крупномасштабный передел рынка вооружений. Ранее многие СМИ писали о том, что из-за неуклюжих действий Саламатина был фактически сорван подписанный в 2008 году дочерней компанией «Прогресс» Иракский контракт на поставку 420 БТРов и 6 самолетов Ан-32 на общую сумму в почти $560 миллионов. Произошло это по причине конфликта Саламатина с посредником, отвечавшим за нормальное прохождение контракта – американцем Олегом Янковичем. Дмитрий Альбертович по своей привычке захотел получить все и сразу, и толком не разобравшись в том, кто кому на рынке Рабинович отстранил компанию Янковича от контракта. Присутствие американских интересов в иракском контракте выглядело логично, так как иракцы просто переадресовывали Украине деньги, полученные ими от США в рамках программы по восстановлению Ирака. Сам Янкович, понятное дело, выступал в качестве представителя американского генералитета, активно заинтересованного в откатах от программы по восстановлению Ирака. Контракт был, в общем, фактически завален. Причем, по нашим данным, Саламатин летал в Швейцарию на встречу с Янковичем в надежде договориться по-новой. Но был американцем не понят.

Такое поведение Саламатина, в принципе не вызвали ни у кого удивления. Так как к тому времени всем работникам «Укрспецэкспорта» стал примерно понятен личностный портрет нового руководителя отрасли. Чего стоят только истории о том, как всех сотрудников останавливали на КПП, для того чтобы Саламатин смог через пустой холл пройти к специально подогнанному для него лифту.

Год назад Дмитрий Альбертович издал ряд приказов, запрещающих дочерним компаниям вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Кроме того было принято решение об их ликвидации. Почти весь год дочерние компании боролись за свое выживание. Однако успехом это не увенчалось. Самую строптивую (и эффективную, добывшую для страны иракский контракт) компанию «Прогресс» окончательно разогнали к концу прошлого года. В начале декабря в офис «Укрспецэкспорта» перестали пускать работников «Прогресса»: охрана получила соответствующее устное распоряжение. Между тем, как отмечают наши знакомые в «Укрспецэкспорте» фактическую деятельность «дочки» прекратили еще летом: никакие новые контракты не заключались, специалисты ДП обеспечивали выполнение только уже подписанных соглашений.

При этом, весной произошло еще одно, невидимое для неосведомленного глаза, изменение в структуре рынка: все деньги украинской оборонки начали сливаться на одну оффшорную компанию.

Посмотрите на очень интересные документы, которые наши друзья в «Укрспецэкспорте» сумели вынести на свет божий. Это платежные поручения на перевод валюты на общую сумму примерно в $500 тысяч. Все эти платежи в период с декабря 2010 по май 2011 были произведены с дочерней компании «Прогресс» на кипрские счета белизского оффшора Primavera financial Ltd. На первый взгляд кажется, что эта операция вписывается в стандартные правила игры на рынке и на Primavera перечисляется процент посреднику. Однако деньги на Primavera перечислялись в рамках нескольких контрактов. Все платежки кроме тех которые прошли под номерами 24 и 38 – в рамках ряда польских контрактов (С-5-02\2007\PR, C-16-02\2010\PR, C-2-2\2008\PR, 2P\2005) на постоянный ремонт в Украине МИГов-29. Платежка №38, по которой перечислено 206 тысяч долларов – в рамках контракта C-14-02/2010/Pr на поставку запасных частей для МИГ-29 с малазийской компанией AMP Systems. $6840 по платежка №24 перечисляются в рамках сербского контракта С-7-02\2010\PR на поставку деталей от танковых боеприпасов. Как уверили нас знакомые со структурой рынка люди никогда до этого один и тот же посреднический оффшор не мог работать для нескольких разных стран. При этом, по их сведениям, по аналогичной схеме работают и другие пока что не до конца ликвидированные дочерние компании-спецэкспортеры. Деньги с фирм сливаются на Primavera. Что говорит как минимум о полной централизации финансовых потоков компании. А как максимум – что деньги могут выводиться туда без учета интересов иностранных посредников.

Primavera начал функционировать в конце 2010 года. До лета 2011 из одного только «Прогресса» выводилось примерно по 1 миллиона долларов ежемесячно. Сколько денег на Primavera было направлено с других дочерних компаний «Укрспецэкспорта» остается неизвестным.

Пикантности в ситуацию с Primavera добавляет один примечательный факт: к пяти годам условно в конце прошлого года был приговорен человек, осуществлявший то, чем сейчас неприкрыто занимается руководство компании-спецэкспортера.

Документы показывают, что с июня прошлого года бывший руководитель фирмы «Прогресс» Дмитрий Пономаренко сидел в СИЗО по обвинению в том, что в 2008 году направил 120 тысяч долларов на оффшорную компанию Brintex Limited в рамках контракта с иорданской компанией Superior Heavy Ekuipment Co. В постановлении на обыск и арест сказано, что дополнительное соглашение с оффшором было составлено Пономаренко несмотря на то, что он знал «реализацию контракта не требует привлечения компаний-консультантов». Дело было возбуждено Департаментом контрразведывательной защиты экономики государства СБУ.

При этом, осуществление платежей Primavera осуществляется по абсолютно идентичной схеме: по платежкам видно, что в структуру контрактов Primavera оказалась вписана путем подписания дополнительного соглашения в декабре 2010 либо январе 2011 годов. Какие консальтуционные услуги по абсолютно разным контрактам может оказывать белизский оффшор – также непонятно.

Какие еще доказательства нужны для обвинения украинского правосудия в избирательном применении права? Если 5 лет условно для Дмитрия Пономаренко – справедливый приговор. На сколько в таком случае должны сесть нынешние руководители украинской «оборонки»?








По материалам ord-ua.com