Государственное бюро расследований обрастает новым шлейфом скандалов

1 071

Причина скандалов — кадры, претендующие на руководство ГБР и контроль над деятельностью Бюро. Пожалуй, самым громким скандалом в этой череде является «избрание» 17 мая с. г. на должность председателя Совета общественного контроля при ГБР Максима Болдина — известного одесского адвоката, фигуранта ряда громких уголовных дел.
Именно Максим Яковлевич Болдин будет контролировать кадровый отбор в ГБР, а позже, когда будет набран штат Бюро — его работу.
Вкратце напомним, какой практикой известен юрист М. Болдин.

Больше известный как «решала Гурвица», М. Болдин причастен к четырехлетнему (2006 — 2010 гг.) периоду разграбления региона преступной группировкой тогдашнего мэра Одессы Эдуарда Гурвица. О чем много, обстоятельно и доказательно информировали СМИ. Формально занимая скромную должность и. о. начальника юридического департамента мэрии, а позже — заместителя начальника этого департамента, в действительности Болдин являлся «теневым» руководителем этого департамента. Осуществляя юридическое прикрытие оборудок Э. Гурвица и его бизнес-партнеров.

Уже в 2011 году М. Болдину было предъявлено обвинение по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением), совершенное по предварительному сговору, в особо крупных размерах. Позже следствие предъявило М. Болдину новое обвинение — по ч. 1 ст. 365 УК Украины «Превышение власти или служебных полномочий» и по ст. 367 Уголовного кодекса Украины (служебная халатность).

Фабула дела: с подачи бывшего начальника представительства по управлению коммунальной собственностью Эдуарда Смоляра 23 объекта недвижимости в историческом центре Одессы, среди которых и центральный ЗАГС, были переданы в частные руки — ООО «АРТ», которое связывают с учредителем «Соцкомбанка» Владимиром Галантерником. «Золотая» по цене недвижимость была «обменяна» на запущенное, пустующее здание-«бомжатник» на окраине города. После чего сражу же перепродана «родственным» Гурвицу фирмам. Тем самым городу был нанесён ущерб в сумме 37,1 миллиона гривен (на то время — порядка $4,5 млн).

Подпись под этими документами поставил бывший работник юридического департамента одесской мэрии М. Болдин …

… 31 октября 2011 года Одесский окружной административный суд удовлетворил иск областной прокуратуры и отменил пункт решения Одесского горсовета от 14 апреля 2010 года, на основании которого эти объекты были реализованы по заниженной цене. Драгоценная недвижимость была возвращена Одессе. Но вот так называемое «дело Смоляра» с фигурантом Максимом Болдиным в суде развалилось. Во-первых, сам Смоляр и еще ряд фигурантов скрылись от следствия и правосудия за границей (сбежали в Израиль).

А в смутные дни февраля 2014 года, за несколько дней до расстрела «небесной сотни» на Майдане, «решала Гурвица» Максим Болдин был освобожден от уголовной ответственности Приморским районным судом Одессы. Освобожден «за истечением срока давности».

Что — и это очень важно! — не является реабилитирующим основанием.

Подробно о криминальной составляющей юриста М. Болдина, его покровителях во властных коридорах, а также о том, как его «протолкнули» в руководители Совета общественного контроля при ГБР (СОК при ГБР), мы подробно рассказали в публикации Максим Болдин: от «адвоката Гурвица» до «смотрящего» над ГБР от Порошенко.

При этом, собирая материал и проверяя факты, мы обратили внимание на отсутствие детальной биографии новоназначенного председателя СОК при ГБР. Но самое главное — декларации о его доходах. То есть контролировать один из ключевых правохранительных органов государства намерен человек без «прозрачной» биографии и с непрозрачными активами.

Такая ситуация заинтересовала не только нас.

Известный правозащитник Алексей Святогор по поводу декларации о доходах М. Болдина сделал адвокатский запрос как в ГБР, так и в Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК):



Ниже — ответ НАПК на адвокатский запрос. Суть ответа содержится на 2-й странице документа — «По результатам рассмотрения указанной в запросе информации сообщаем, что в публичной части реестра (https://public.nazk.gov.ua/search) отсутствуют декларации, поданные Болдиным Максимом Яковлевичем, членом Совета общественного контроля при Государственном бюро расследований»:



А вот ответ из ГБР:

«Во исполнении требований статьи 49 Закона Украины „О предотвращении коррупции“ была проведена проверка фактов подачи деклараций членами Совета (Совета общественного контроля при ГБР — прим. А).

В соответствии со статьей 49 Закона Украины „О предотвращении коррупции“ Бюро проинформировало Национальное агентство по предотвращению коррупции о случаях неподачи деклараций членами Совета: Болдиным Максимом Яковлевичем (председатель Совета) …»

Отметим, что всего 11 из 15 членов Совета общественного контроля ГБР НЕ ПОДАЛИ декларации о доходах — это большинство состава СОК:


При этом эти люди, согласно ст. 28 Закона Украины «О Государственном бюро расследований», имеют огромные полномочия в системе ГБР. В частности, СОК:

«1) заслушивает информацию о деятельности, выполнения планов и задач Государственного бюро расследований;

2) рассматривает отчеты Государственного бюро расследований и утверждает свое заключение по ним;

3) избирает из его членов трех представителей, входящих в состав Дисциплинарной комиссии Государственного бюро расследований;

4) имеет иные права, предусмотренные Положением о Совете общественного контроля».

То есть члены СОК контролируют оперативную деятельность всего ГБР, действия руководства ГБР, а также прямо влияют на кадровую политику Бюро. При этом большинство членов СОК при ГБР не спешат подавать декларации о своих доходах.

В то же время ст. 49 «Установление своевременности представления деклараций» Закона Украины «О предотвращении коррупции» содержит требование к НАПК проверять своевремнность подачи деклараций, в том числе — и членами общественных советов при центральных органах власти. А в случае непредоставления деклараций — НАПК обязана уведомить нарушителя закона, а тот, в свою очередь, в 10-дневный срок обязан декларацию о доходах — подать.

Неподача деклараций содержит признаки криминального правонарушения, предусмотренного ст. 366-1 ККУ, а это — либо штраф от 2500 до 3000 минимумов необлагаемых доходов граждан, либо до двух лет лишения свободы.

Поэтому логичен следующий шаг — подача заявления в НАБУ о расследовании возможных криминальных правонарушений новоизбранными членами СОК ГБР. Что и было сделано — в отношении следующих членов Совета общественного контроля при НАБУ:

1. Болдин Максим Яковлевич (председатель СОК при ГБР);

2. Вольвак Александр Михайлович;

3. Дмитрусь Ростислав Миронович;

4. Колесник Анна Николаевна;

5. Коринная Надежда Николаевна;

6. Кувита Екатерина Юрьевна;

7. Марчук Максим Эдуардович;

8. Попович Ростислав Игоревич;

9. Проценко Игорь Алексеевич;

10. Романенко Ярослав Михайлович;

11. Свирид Анатолий Алексеевич.

О результатах этого шага мы и проинформируем читателей.

По материалам: argumentua.com