ГолосUA: Идущие вместе. С кем и куда?

487

Все больше украинцев, из тех, кто раньше исповедовал принцип, «моя хата с краю», выходят на митинги и акции протеста. Таковы социологические показатели последних месяцев. Если за 12 месяцев с октября 2009 года по сентябрь 2010 года акции протеста с количеством участников более 1000 составляли 37%, то за последние три месяца 2010 года подобных по численности акций протестов прошло уже 53%”, – отмечают социологи.

Действительно, только за последние несколько месяцев в Украине был зафиксирован настоящий всплеск гражданской активности: люди выходили на налоговый и автомобильный майданы, под стенами Кабмина протестовали студенты и учителя. Готовятся «походы» против пенсионной и жилищной реформы… О чем это говорит? Какие тенденции должна отследить для себя власть и оппозиция, чтобы правильно реагировать на ситуацию в стране? Ожидать ли нам социальных бунтов или все закончится мелкими «вылазками», которые погасит власть?Первое. Гражданская активность «спровоцирована» самой властью. Как отмечают социологи, растет не столько количество недовольных действиями президента и правительства граждан, сколько увеличилось число поводов для «народного протеста». Жилищная, налоговая, пенсионная, медицинская, образовательная, земельная реформы, которые или проводятся правительством или обещают быть проведенными, возмущают все большее число обывателей. И если власть продолжит «продуцировать» поводы для гражданского недовольства, то ей придется постоянно оправдываться и проводить вместо системных преобразований политику «латания дыр», как это уже было на рынке продовольствия или нефтепродуктов.

Виноваты «отдельные» губернаторы, владельцы автозапровок или супермаркетов. При такой позиции наказания стрелочников власть только усугубляет ситуацию. Да и высокие чиновники нагнетают напряжение. Заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова заявила, что необходимо разрешить иностранцам покупать украинские земли сельхозназначения, а вице-премьер Сергей Тигипко объявил, что МВФ не даст нам очередной транш, если не будут «урезаны» права и финансы украинских пенсионеров.

При этом власть только декларирует проведение болезненных «операций», но не поясняет методов, которыми будут решаться столь чувствительные для общества проблемы. Именно непонимание политики власти и вызывает столь мощные народные волнения. Власти не стоит даже рассчитывать на поддержку своих инициатив со стороны украинцев: как можно быть солидарным с тем, о чем не имеешь малейшего представления?

Второе. До сих пор самыми масштабными акциями в истории государства оставались «Украина без Кучмы» ( 2000 год) и оранжевый Майдан ( 2004 год), где люди стояли «за политику». Сейчас все, без исключения, митинги протеста носят экономический или социальный характер. Украинцы выступают против монополии бензиновых «королей» и роста цен на продукты, против заоблачных тарифов и сокращения социальных льгот.

В последнее время не зафиксировано ни одной акции политического протеста, несмотря на достаточно активную деятельность Президента на политическом поле: возвращение Конституции 1996 года, проведение судебной и административной реформы, активизацию политических преследований оппозиции, давление на СМИ и журналистов, диверсификацию истории, проблемы с двуязычием. И если нас ждет очередной Майдан, то он не будет иметь никакого политического подтекста – только экономика и социалка. Мы возвращаемся во времена, когда шахтеры стучали касками об асфальт возле дома правительства.

Третье. Партии практически выпали из активной общественной жизни. Избиратель в одной стороне, а партии – в другой. За 15 месяцев политические партии приняли участие менее, чем в трети всех акций протеста в Украине. Так, только 26% протестов проводились с участием представителей разных политических сил”, – отмечают социологи. Несложно заметить, что все общественные акции носят стихийный характер, а любые попытки партийных лидеров поймать «народную волну» оканчиваются провалом.

Так было с Ю. Тимошенко, которую отторг «налоговый майдан», с Арсением Яценюком, которого не приняли на площади в День соборности даже молодые и прогрессивно настроенные избиратели. Я уже не говорю о «подготовленных» акциях Партии регионов, где любое собрание граждан в поддержку єтой политсилы заканчивается скандалом с привкусом денег. Партии становятся « страшно далеки» от народа и это – повод для радикального изменения избирательной системы. Как известно, новая власть видит для себя преимущества в смешанной системе выборов, а Президент Виктор Янукович так и вообще не раз выступал сторонником «мажоритарки».

Четвертое. Общество переходит от состояния крайне политизации, в котором находилось при «оранжевых» руководителях, в состояние экономического возбуждения. Как показывают опросы, людей все меньше интересует политика, а все больше – выживание. Самая активная политичски часть общества ушла в интернет и социальные сети. Все остальные – вышли на митинги против повышения цен и тарифов. Согласно данным КМИС, 53% украинцев поддерживают протесты предпринимателей. В том числе, и на Востоке страны. Этот показатель демонстрирует недовольство политикой власти и ситуацией в Украине. Соответственно – расширятся поле деятельности для оппозиционных сил.

Пятое. Происходит деидеологизация общества. Партия власти, как мы отмечали выше, также не в состоянии объединить Запад и Восток, украинцев и русских под общими знаменами проведения реформ или евроинтеграции. Что могут сегодня предложить политические силы избирателям? Борьбу вокруг языковой проблемы, поиски исторической правды (взрывы памятников, героизация Бендеры и судебные баталии вокруг этих событий – яркий пример)… И что еще?

Согласно общественным опросам – 47% выступлений, в которых участвовали партии, связаны с борьбой за власть. Другими словами, партии отстаивают свои личные, «шкурные» вопросы, которые совершенно не волнуют большинство украинцев. Поэтому ни одна партия не в состоянии поднять массы на борьбу: это касается как « Батькивщины» Юлии Тимошенко или ВО «Свобода» О. Тягнибока, так и сил, которые представляют власть – Партии регионов или Народной партии Литвина.

Чтобы заручиться поддержкой избирателей на ближайших выборах, соискателям мандатов всех мастей придется либо перестраивать свою партийную и идеологическую работу, либо сворачивать партийные проекты и «строить» общественные структуры. К этому все идет и к этому варианту склоняются как власть, так и оппозиция в лице БЮТ. На днях Виктор Янукович выступил с инициативой запрета чиновникам иметь отношение к партийной работе. Другими словами, админресурс теперь не сможет работать в пользу конкретных партий. Как долго продержаться на плаву такие силы- вопрос риторический…

Со своей стороны, лидер официально признанной на Западе оппозиции Юлия Тимошенко, берется осваивать нишу общественных организаций. Партия « Батькивщина» слишком неэффективный инструмент работы с избирателем, а именные блоки запрещены законом. Нет оснований сомневаться, что Юлия Владимировна привезла из Брюсселя не только «наставления» о конструктивном сотрудничестве во благо Украины, но и новейшие избирательные технологии. Она уже и так не раз выражала восхищение арабскими революциями, родившимися в социальных сетях. Следующим ее шагом станет либо организация и сплочение общественных организаций выступающих под экономическими и социальными лозунгами, либо построение собственного всеукраинского общественного движения, которое как море, «поглотит» более мелкие гражданские структуры.

Чем ответит своей сопернице Виктор Янукович? Судя по всему, устаревшей системой мажоритарных выборов, при которой округа «расписываются» прямо в кабинете на Банковой, а неугодных кандидатов снимают с выборов суды или силовики. Наблюдать за этой борьбой систем: мажоритарки и гражданских организаций, желающих влиять на закон о выборах, будет крайне увлекательно.

Тем более, что европейцы уже сделали свои ставки: представители ПАСЕ и Международного республиканского института отказались работать в специальной группе Минюста под руководством министра А. Лавриновича, которая разрабатывает новый формат избирательного законодательства. «Действия украинского правительства в части внесения изменений в избирательное законодательство являются хаотическими, несмотря на то, что речь идет об одном из важнейших процессов в стране», заявила региональный директор Национального демократического института Лора Джуэтт

Одновременно, ряд общественных организаций во главе с Комитетом избирателей требует общественной и публичной экспертной оценки электорального закона, который «пишет» рабочая группа при Администрации Президента Украины. Стартовала война электоральных систем и кто в ней выйдет победителем, мы увидим перед выборами в Верховную Раду.

provokator.com.ua