Генпрокуратура Украины получила доступ к телефонам журналистов «Радио Свобода» и «Новое Время». Очередное наступление на свободу слова?

2 051

По решению Печерского суда города Киева генеральная прокуратура Украины получила доступ к данным мобильных телефонов журналистки «Радио Свобода» Натальи Седлецкой и журналистки «Нового Времени» Кристины Бердинских, в том числе к СМС-перепискам и геолокации за последние полтора года.

Представители Евросоюза уже высказали свою обеспокоенность такими событиями. «Решение украинского суда о предоставлении генпрокуратуре Украины доступа к мобильному телефону журналистки Натальи Седлецкой вызывает очень серьезные вопросы. Никакое решение суда не может нарушать основные свободы СМИ и такие международные журналистские стандарты как защита источников журналистов»,- заявила пресс-секретарь Европейской службы внешних связей Майя Косьянчич. Кроме того, она подчеркнула, что «журналистские расследования» в значительной мере помогают в борьбе с коррупцией в Украине.

Сам генеральный прокурор Юрий Луценко объяснил необходимость получения доступа к телефону журналистки в комментарии к посту. Генпрокурор заявил, что другого способа получить необходимые для следствия данные у правоохранителей не было. Впрочем, Юрий Луценко успокоил всех, что никакого вмешательства в профессиональную деятельность и в личную жизнь Натальи Седлецкой со стороны генеральной прокуратуры не будет.

Вторая журналистка, Кристина Бердинских узнала о том, что в её телефоне тоже хочет «покопаться» генеральная прокуратура совсем недавно. Такое решение районного суда Киева не вызвало у неё каких-то возмущений или удивления. Мол, хотят покопаться – пусть копаются!

А вот Наталью Седлецкую предстоящая проверка её телефона сотрудниками прокуратуры не очень радует. На своей странице в Фейсбук журналистка сообщила, что пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган передала ей накануне приглашение от своего шефа. По её словам, Юрий Луценко хотел встретиться с Натальей Седлецкой без камер, чтобы объяснить журналистке, зачем ГПУ пришлось пойти на такой шаг – изъять информацию с её телефона за полтора года. Мол, генеральную прокуратуру совсем не интересуют СМСки, а всего лишь пути передвижения и местонахождения телефона. Журналистка отказалась прийти на закрытую встречу и пригласила Юрия Луценко прийти на прямой эфир в студию «Радио Свобода», объяснить свои действия и ответить на поставленные вопросы.

Юрий Луценко на прямой эфир вполне ожидаемо не явился и очевидно, что на вопросы журналистов отвечать не захотел. Тогда Наталья Седлецкая сама предложила главе ГПУ ответить на подготовленные вопросы. Почему запрос только на доступ к данным телефона Натальи Седлецкой? Не является ли такой запрос легитимизацией проведенных ранее незаконных следственных действий? Кто сделал аудиозапись разговора во время встречи журналистов и директора НАБУ? Зачем прокуратуре нужны данные за полтора года, если речь идет об одной конкретной встрече? Всего журналистка подготовила десять важных на её взгляд вопросов для Юрия Луценко.

Еще в декабре 2017 года её вызывал следователь генеральной прокуратуры в качестве свидетеля. Основной вопрос, который интересовал сотрудника прокуратуры: была ли Наталья Седлецкая на приеме у руководства НАБУ «не под запись» и что журналистка услышала на встрече. Журналистка тогда отказалась сообщить следователю какую-либо информацию о том, была ли она на встрече с Артёмом Сытником и слышала ли она там что-либо. В принципе, её отказ подтвердил и генеральный прокурор Юрий Луценко в вышеупомянутом комментарии. Не желая сотрудничать со следствием, Наталья Седлецкая ссылается на пункт 6 части 2 статьи 65 Уголовно-процессуального кодекса Украины, где написано что «…не могут быть допрошены как свидетели журналисты – о сведениях, которые содержат конфиденциальную информацию профессионального характера, предоставленную при условии неразглашения авторства или источника информации». Вполне аргументированно. Но не для генпрокурора Юрия Луценко.

Сама Наталья Седлецкая связывает настойчивое желание ГПУ получить доступ к данным её мобильного телефона за 17 месяцев не только следственными действиями в рамках уголовного дела против руководства НАБУ. Журналистка считает, что за указанный период она общалась со многими своими источниками, которые помогали ей бороться с коррупцией и готовить разоблачающие материалы против самого Юрия Луценко, президента Петра Порошенко, министра МВД Арсена Авакова, премьер-министра Владимира Гройсмана, Юлию Тимошенко, Виктора Медведчука, Рената Ахметова, Дмитрия Фирташа, а также других известных украинских политиков и бизнесменов.

Конечно же, не существует никакого личного конфликта между журналисткой и генеральным прокурором или между «Радио Свобода» и ГПУ. Генеральной прокуратуре необходима информация, которая даст возможность дискредитировать НАБУ и избавиться от Артёма Сытника.

Тот факт, что журналистки Наталья Седлецкая и Кристина Бердинских находились в определенное время на приеме у руководства НАБУ не даст прямых доказательств Юрию Луценко для привлечения Артема Сытника за разглашение государственной тайны. Но Юрию Витальевичу обязательно нужно наказать главу НАБУ за своего протеже Константина Кулика, бывшего прокурора сил АТО. Кстати, сам Сытник тоже не исключает свое задержание и даже арест по делу о разглашении государственной тайны ближе к проведению президентских и парламентских выборов.

Что же касается журналисток, которые пострадали пока только морально от грубого вмешательства генеральной прокуратуры в свою жизнь, то им стоило бы знать, что европейское государство, за которое они как журналисты тоже боролись во время Евромайдана, получило европейскую власть и европейских правоохранителей в лице Юрия Луценко. Это их демократический выбор, также как и остальных миллионов украинцев.

Наступление на свободу слова, в связи с которым ЕС в очередной раз выразил обеспокоенность – это не подготовленная кампания власти или правоохранителей против так называемых независимых украинских журналистов. О свободе слова речь не должна идти в принципе. Это скорее побочный эффект междоусобных разборок между генеральной прокуратурой Украины и НАБУ. И в данных разборках генеральная прокуратура просто использует украинских журналистов в своих интересах.

Дмитрий Калина

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org