Где Украина остается уязвима для российских санкций

634

4d7f254--------500 Уже на следующей неделе заработает режим свободной торговли Украины и ЕС, а вместе с тем – ограничения в торговле с РФ. В каком состоянии Украина подошла к этому рубежу? Последняя статистика, которую дает Госстат – по итогам трех кварталов 2015 года. Данные по всему году появятся уже в следующем году, когда условия двусторонней внешней торговли будут совсем другими.

Поэтому попробуем посмотреть региональную статистику внешней торговли по итогам трех кварталов 2015 года. Эти данные позволяют оценить, как меняется зависимость от рынков сбыта по отдельным регионам страны, а следовательно, для каких областей "торговый разрыв" с РФ будет более болезненным.

Интересный момент – до сих пор эти данные не публиковались Госстатом в открытом доступе. Однако после серии публикаций ЕвроПравды в статистическом ведомстве признали важность этих данных и теперь планируют публиковать их.

Последние статистические показатели удивляют – согласно им, в украинских областях вновь растет доля экспорта в СНГ.

Напомним, весь прошлый год наблюдался обратный тренд. После получения Украиной автономных торговых преференций ЕС страна стала быстро наращивать объемы экспорта в Европу. Одновременно с началом торговых войн с РФ стал падать экспорт в СНГ.

Соответственно, весь прошлый год росла доля экспорта в ЕС – даже при том, что во втором полугодии из-за активизации боевых действий на Востоке темпы роста экспорта стали резко тормозиться. Вместе с тем снижалась и доля экспорта в страны СНГ.

Подобная динамика наблюдалась и в первом квартале 2015 года, однако уже по итогам первой половины года появились обратные тенденции. Тогда это можно было считать случайностью.

Теперь они проявились более очевидно.

О чем идет речь?
По итогам первого квартала 2015 года лишь в одной области – Харьковской – доля экспорта в СНГ превышала 50%. Спустя полгода таких областей стало две – прибавилась Сумская.

Другой пример: по итогам начала года сразу в восьми областях фиксировалось подавляющее большинство экспорта в ЕС. Теперь таких регионов семь.

Менее заметные изменения – по многим областям доля рынков ЕС снижается, а доля СНГ вновь растет.

Что случилось?

Многие объяснения лежат на поверхности. Так, украинские производители сумели приспособиться к российским ограничениям, найдя новые пути на рынки РФ и СНГ. Например, через белорусский рынок.

Еще одна причина роста доли СНГ – фиктивный экспорт. Не секрет, что поставки на оккупированные территории часто проходят транзитом через РФ. При этом в налоговых накладных эти поставки зачастую подаются как экспорт в РФ или другие страны СНГ.

К слову, российское эмбарго на экспорт продуктов питания из Украины, которое вступает в силу с 1 января, должно уничтожить эту схему. Или же "экспортеры" придумают новую?

Однако основная проблема – падение украинского экспорта в ЕС. Она берет начало во второй половине прошлого года в связи с обострением боевых действий. То, что эта проблема актуальна и сейчас, вопреки эффекту базы сравнения, показывает, что она глубже, чем кажется.
Украина нуждается в европейских инвестициях, но европейский бизнес не спешил в Украину, поскольку не был уверен, что мы снова не отложим старт ЗСТ с ЕС.

Для полноценного экспорта мы должны синхронизировать все техстандарты с европейскими, но эта работа, хоть и движется, еще далека от завершения.

И наконец – украинский бизнес лишь настраивает деловые контакты с европейцами, и это далеко не простой процесс.

Как результат – Украина подходит к старту ЗСТ с ЕС и новому витку торговых войн с РФ, сохранив зависимость от российского рынка. А значит – правительству и бизнесу придется резко активизировать свою работу.

По материалам: cripo.com.ua