Газовые посланцы и урок потомкам

740

Украина как никогда приблизилась к реализации проекта добычи сланцевого газа...
Уже в четверг, 24 января, ожидается подписание соглашения правительства с британско-нидерладским концерном Royal Dutch Shell о разделе продукции (СРП) от добычи на Юзовской газоносной площадке. Об этом в конце прошлой недели сообщил премьер-министр Украины Николай Азаров.

Многообещающие инвестиции

Поскольку Юзовская площадка территориально размещена в Харьковской и Донецкой областях, юридическую сторону вопроса — согласование проекта СРП по ней — пришлось решать депутатам сразу двух регионов во время сессий облсоветов. В обоих случаях документ презентовал в регионах недавно назначенный министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков. Он заверил депутатов, что рисков для экологии нет, а вот инвестиции в регион могут пойти колоссальные, и это в условиях кризиса(!).

Этот проект может стать крупнейшим инвестпроектом в истории Украины, убежден он, Shell планирует вложить в его реализацию от 10 до 50 млрд долл. США.Только на этапе геологического изучения планируется привлечь не менее 1,6 млрд. грн. инвестиций и 30 млрд. — на этапе промышленной разработки Юзовской площади, прогнозные ресурсы которой оцениваются в 2—4 триллиона кубометров газа. На эти головокружительные перспективы, нарисованные министром, 16 января купились донецкие депутаты, сказав «да» проекту СРП, а 17 января — харьковские.

«В случае успеха поисковых работ на Юзовском участке (предполагается за первые пять лет использовать около $410 млн. на бурение 15 скважин), мы уже через 5—6 лет выйдем на добычу газа в объеме нескольких миллиардов кубометров в год, через 10 лет — 10 млрд., а на пике добычи, через 15 лет — до 20 млрд. кубометров газа в год только на этом участке», — оптимистично заявил депутатам О.Проскуряков.

Министр также впервые обнародовал данные о принципах раздела продукции между Украиной и инвесторами. «На период окупаемости проекта минимум 31% будет выплачиваться государству, а затем, по мере роста рентабельности и при оптимистическом варианте развития, лет через 15—20, когда будет пик добычи — до 20 млрд. кубометров газа в год, дойдет до 60% государству».

Кто стоит за «СПК-Геосервис»

Любопытно, что Shell будет осваивать Юзовское месторождение не в одиночку. Добывать сланцевый газ компания будет в партнерстве с украинской «Надра Юзовская». Собственно, как и Chevron, которая будет осваивать Олесское месторождение — с компанией «Надра Олесская».

«Надра Юзовская» — это СП «Надра Украины» с долей 90% и «СПК-Геосервис» с долей 10%. У «Надра Олесская» — доли те же.

На вопросы, адресованные экспертам, о том, знают ли они компанию «СПК-Геосервис», есть ли у неё опыт в освоении месторождений сланцевого газа, они лишь загадочно улыбались и пожимали плечами, напомнив об идентичных ситуациях неожиданного и стремительного появления ООО «Геосервис Чауда», Vanco и т.п. В тоже время некоторые из них намекнули, что в этом замешаны большие деньги с использованием фирм-бабочек, приближенных к «семье».

По их предположениям, сланцевый газ — это новый бизнес руководителей нефтегазовой отрасли, в первую очередь нынешнего министра энергетики Эдуарда Ставицкого. Якобы именно с его подачи как министра экологии реализуется схема, заложенная в договоре по СРП, и именно он руководил всем процессом переговоров с Шелл, о чём неоднократно писали СМИ.

Коль эксперты темнят, мы решили не терять времени даром и пройтись по интернет-ресурсам. Забили название в поисковик google, который вывел нас на сайт компании (http://spkgeoservice.com.ua). На главной его странице говорится о том, что компания консалтинговая и предоставляет услуги в проведении геологических работ в пределах нефтегазоносных регионов Украины (Черного моря и Крымского полуострова, Днестровско-Донецкого бассейна и Донбасса, Волынско-Подольского бассейна и Карпат), Египта, ОАЭ и других стран.

Непонятно только, почему она стала партнером по проекту, а не, к примеру, подрядчиком? Если всех подрядчиков делать соучредителями, долей может и не хватить, говорят специалисты.

Не нашли мы на сайте и адреса штаб-квартиры компании и количества сотрудников, в ней работающих, но есть телефон городской и мобильный. Сайт новенький, создан в 2011 году.

В разделе «команда» значатся всего 3 человека, которые руководят компанией, — директор по научным проектам Сергей Стовба, главный геолог Игорь Попадюк и его заместитель Оксана Хрящевская. Причем последняя (соучредитель «СПК-Геосервис»), по официальной биографии, окончила Московский государственный университет по специальности «геология». Как известно, эту же кузницу талантов — геологический факультет МГУ — прошел премьер Николай Азаров.

Еще интересно, что крупнейшие компании мира покорно восприняли навязанные Министерством экологии условия (последнее специально затягивало на месяцы сроки с заключением СРП). Как минимум две компании из пяти, желающие зайти на наш рынок, по оценкам экспертов, добровольно согласились распределять часть прибыли в пользу «СПК-Геосервис». Хотя эксперт по вопросам Восточной Европы Андерс Аслунд предупредил, что газовые проекты Chevron и Shell могут очень легко увязнуть в коррупции, принося пользу узкому кругу олигархов, о чем сообщило издание UAINFO cо ссылкой на The Washington Post.

Напомним, в 90-х Нигерия расследовала деятельность американских компаний, которые были задействованы в коррупции, в тому числе Shell и Halliburton. Похоже, ExxonMobil и другие компании такие условия работы не устроили, и они отказались от такого партнерства. А вот Chevron пошла на партнерство с фирмой, где директор — человек из Макеевки и, по оценкам СМИ, тесно связан с Эдуардом Ставицким?

Тайны за семью замками

Проект по добыче сланцевого газа в Украине чреват также экологическими и социальными проблемами, если компании будут использовать опасные технологии при пока непонятной себестоимости. Если коротко, то технология гидроразрыва для добычи углеводородов, которую планируют использовать, еще с советских времен используют нефтяники и газовики. К пласту подводят трубу с водой, песком и химическими веществами. Подрывают и добывают газ. Среди химических составляющих — поверхностно-активные вещества, в частности этиленгликоль и изопропанол. Местное население и экологи боятся, что эти вещества приведут к загрязнению окружающей среды, попадут в питьевую воду и подземные горизонты.

Есть и немало других вопросов, которые, к сожалению, остаются без ответа. В частности, возможность землетрясений, загрязнение воздуха, воды, почв, негативное влияние на дороги, национальные парки, природно-заповедные зоны и дикую природу...

Так, к примеру, Великобритания в 2011-м приостановила добычу альтернативного газа с помощью гидроразрыва после двух небольших землетрясений на северо-западе страны. Ряд европейских стран, в частности Болгария и Франция, отказались от геологической разведки и добычи сланцевого газа именно потому, что бурение отрицательно сказывается на окружающей среде. Одна из проблем состоит в том, что в процессе гидроразрыва пласта, так называемого фрекинга, используются вредные химикаты, которые могут попасть в грунтовые воды.

«К тому же непонятно, какие объемы воды будут забирать из рек и подземных источников при гидроразрыве? И какие компенсации будут предусмотрены в случае масштабных экологических катастроф, ухудшения показателей качества воды и почвы при добыче сланцевого газа и в случае закрытия скважин? — спрашивает экс-председатель Национального экологического центра Украины (НЭЦУ) Игорь Сиренко. Он также справедливо замечает: «мы понимаем, когда экономика является предметом коммерческой или межправительственной тайны, но не экология. Ведь последняя касается всего населения Украины».

Более того, как сообщил «2000» президент МОО «Экология—право—человек» (ЭПЛ), профессор Джон Бонайн, Агентство США по международному развитию (USAID) оплатило исследования потенциальных экологических проблем при добыче сланцевого газа методом разрывов в Карпатском и Днепровско-Донецком бассейнах. Итоговый документ был завершен в мае 2012-го, но детали его до сих пор остаются под завесой таинственности.

«Этот документ содержит нечто такое, о чем общественность не должна знать? В США считается противозаконным сокрытие результатов оценки воздействия на окружающую среду. Непонятно, почему в Украине действуют другие стандарты?» — отмечает он.

Заместитель председателя НЭЦУ Алексей Василюк отмечает, что исследования экологами местонахождения Юзовской газоносной платформы показало, что на ее территории, а это почти 8 тыс. га земли, сосредоточено

наибольшее количество дикой природы Донбасса и юга Харьковщины, национальный природный парк «Святые горы» и еще несколько десятков заповедных территорий. В частности, 16,8% территории платформы занимают леса, 12,5% — степи и еще почти 4% — заболоченные участки и водоемы. Разработка газа ставит под угрозу их существование.

— Очевидно, что Shell умышленно не выбрала именно ту территорию, разработка которой приведет к большим потерям для природы, — рассказывает А.Василюк. — Зато это сделали украинские чиновники. Если посмотреть на схему Юзовской платформы, видим, что она размещена как раз там, где больше всего дикой природы. А учитывая, что природа не принадлежит никому, кроме государства, выделить тут новые территории для разработки газа проще всего. В результате Донецкая область может остаться без последних природных жемчужин, а также редких растений и животных. Очень важны также леса вдоль реки Северский Донец и степи Барвенковского района, в которых гнездится большое количество исчезающих хищных птиц.

Комментарий

Председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко:

— Добыча сланцевого газа и газов плотных пород неизбежно разрушает природную среду. Вследствие технологии гидроразрыва уничтожаются плодородные почвы, забирается из водных объектов большой объем воды, которая затем в загрязненном состоянии возвращается на поверхность непригодной для дальнейшего использования. Эта технология угрожает грунтовым и подземным водам. Никакие экономические выгоды не могут оправдать дальнейшее разрушение среды в Украине. Всеукраинская экологическая лига требует от правительства проведения серьезных профессиональных дискуссий с участием, не зависящих от корпораций экспертов, представителей экологической общественности и местных общин.

Однако экологи надеются, что после безрассудных решений Харьковского и Донецкого облсоветов, Львовская область более рассудительно отнесется к своему будущему при рассмотрении возможности освоения Олесской газоносной площади. А там и Донбасс со Слобожанщиной проснутся.

Наконец, 20 марта в пленарном зале Верховной Рады состоятся парламентские слушания на тему: «Экологические проблемы добычи сланцевого газа в Украине», которые должны ответить на вопрос, достаточно ли обоснованы оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду и соответствуют ли все этапы подготовки к освоению Юзовской и Олесской площадей стандартам национального законодательства и международных договоров о предоставлении экологической информации.

Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) ставит Украину на 4-е место в Европе после Польши, Франции и Норвегии по запасам сланцевого газа. Всего месторождениями сланцевого газа обладают 32 страны Европы. Цикл разработки месторождений — от 30 до 50 лет, стоимость бурения одной скважины — $5—18 млн.

По материалам: from-ua.com