Футбольный расизм

776

Украина оказалась в эпицентре грандиозного футбольного скандала на расистской почве.
Капитан донецкого «Шахтера» Тайсон вместе с земляком-бразильцем и товарищем по команде Дентиньо были доведены до слез, услышав с трибун, где размещались динамовские фанаты, нелицеприятные выкрики. Именно так подали информацию об инциденте СМИ, близкие к владельцу этого футбольного клуба. Даром, что тем выкрикам с трибун предшествовали события, в которых Тайсон тоже не выглядел белым и пушистым, отмечает «Главком».
То есть на самом деле речь должна идти о взаимной ненависти, заложенной не столько на расовой, сколько на клубном почве, противостоянии двух непримиримых соперников. Ведь футболисты с другим цветом кожи на самом деле есть и в других украинских командах, в том числе и в «Динамо».
Однако цепляют киевские фанаты «почему-то» исключительно игроков «Шахтера». Да, цепляют обидно и больно, но вряд ли эта нелюбовь основана именно на почве расовой нетерпимости. Вспомнить хотя бы отношение к многолетнему капитану «Шахтера» Дарио Срна.

Вряд ли найдете в среде динамовских поклонников футболиста, которого не любили бы еще больше. При этом Срна — славянин, хорват по национальности. В последнее время в динамовской фанатской среде хорваты являются ближайшими друзьями наряду с литовцами. Однако Срна всегда воспринимали не по национальности, а по эмблеме на груди. И украинский Коваленко и Степаненко ультрас «Динамо» провоцируют не меньше любого из многочисленных донецких бразильцев или грузина Хочолавы. В принципе, в футболе никогда не было по-другому. Вопрос только в том, какую предоставить обертку тому или иному событию.

«Донбасс на колени не поставишь»?
Владельцу «Шахтера» с его разветвленной сетью медиа вполне по силам представить ситуацию в нужном ему ключе. Не манипулирует ли он? Например, заезженная в политическом аспекте фраза о «Донбасс, который не поставить на колени», сначала прозвучала именно в контексте футбола. С конца 90-х годов прошлого столетия, с тех пор как «Шахтер» с Ахметовым во главе начал наращивать мышцы и становиться реальной оппозицией непобедимому до этого «Динамо», вся риторика дончан базировалась на негативе по отношению к соперникам и к Киеву, и не дает развиваться главной команде шахтерского края.

Собственно, доля истины в донецких сентенциях была, ведь один из братьев Суркисов руководил Национальной Федерацией футбола, а другой — клубом «Динамо». Понятно, что в интересах киевлян тогда работала и ФФУ, и подчиненная ей судейская братия. Впрочем, в том-то и дело, что дискриминация касалась не только «Шахтера», но и остальных украинских клубов. Фактически, Суркис все это время искусственно сдерживал в интересах своего клуба развитие футбола в стране в целом. Однако почему-то ни в Днепре, ни в Одессе, ни во Львове, где в разные годы появлялись команды, способные стать для «Динамо» реальной оппозицией, не додумались петь привычную для дончан песню о том, что кто-то кого-то собирается ставить на колени.

Сознательно или нет, но ненависть между Киевом и Донецком, а фактически между Донецком, который себя противопоставил всем остальным, и остальной Украиной начала распространяться именно через футбол. Агрессивное навязывание «Шахтера» в сочетании с несколькими фарм-клубами в украинском футболе достигло апогея в то время, как в 2010 году президентом государства стал Виктор Янукович. Любимая команда Виктора Федоровича жила тогда, словно в теплице, пенальти в ее ворота судьи не назначали 55 матчей подряд.

«Спасибо жителям Донбасса …»
В результате каждое следующее классическое противостояние между «Динамо» и «Шахтером» превращалось в «дерби ненависти». В прямом смысле. Количество спецназовцев в городах в дни матчей достигало нескольких тысяч человек, иногда мэрии городов вводили запрет на употребление алкоголя. Именно во время одного из таких поединков, в финале Кубка Украины-2010/2011 в Сумах впервые прозвучало крылатое «Спасибо жителям Донбасса …». Еще больше футбольно-политическое противостояние между Киевом и Донецком обострилось, когда были заключены за якобы убийство судьи Зубкова Дмитрий и его сын-фанат Сергей Павличенко. «Дело Павличенко» стала одной из предвестницей Революции Достоинства.
Вбитый донецкой властью через каналы Ахметова, в том числе, и в футбольной плоскости клин стал катализатором тотальной ненависти.

Борьба с ультрас
«Дело Павличенко» было первой ласточкой давления, которое оказывала власть Януковича на футбольных ультрас. Их справедливо считали достаточно организованной и самодостаточной уличной силой. И время показало: считали не зря. Параллельно под маркой подготовки к Евро-2012 был введен перепись активных футбольных болельщиков. И если в других городах он был, за небольшими исключениями, проигнорирован, то в Донецке стараниями клубных структур «Шахтера» ультрас действительно переписали. Затем, с началом революции и боевых действий на востоке нашего государства личные данные сторонников донецкого клуба странным образом оказались в руках сепаратистов. За ними людей разыскивали и брали в плен.

Понятно, что с переездом «Шахтера» сначала во Львов, а затем в Харьков количество его активных сторонников существенно сократилась. Однако клуб не остановился и продолжил борьбу и с ними. Апогей этого противостояния наступил летом этого года, когда клуб «Шахтер» сделал обязательным паспортный контроль для всех болельщиков, которые собираются посещать выездные матчи своего клуба. Наученные горьким опытом ультрас принимать условия не стали и хотя от команды и не отреклись, но посещают матчи «Шахтера» не в тех частях выездных стадионов, которые выделяются для клуба. И часто позволяют себе неприятные для Ахметова заряды.

На динамовских ультрас владелец «Шахтера», конечно, повлиять не может. Однако по иронии судьбы с их помощью может киевскому клубу существенно навредить. Без разницы, спровоцировали ли динамовских фанатов или нет, какого содержания были возгласы, но кадры со слезами Тайсона, которые всячески смаковали режиссеры трансляции ахметовского канала, облетели весь мир.

Наказания и репутационных потерь «Динамо» не избежать. Особенно если учесть, что до недавнего времени клуб играл с надписями «No to racism» на футболках, реабилитируясь тем самым за избиение чернокожих болельщиков английского «Челси» во время матча Лиги чемпионов на НСК «Олимпийский» в 2016-м. К этой истории тоже было немало вопросов, но в современном мире любые факты с намеками на расизм трактуются однозначно.

Удар по себе
Однако главное, что Ахметову, как и его подчиненным, безразлично, что во всей этой истории репутационные потери несет не столько «Динамо», сколько имеет государство Украина в целом. Творимые российскими пропагандистами мифы об украинских «фашистах», «нацистах» и «расистах» получили новое «подтверждение». Даром, что люди разных рас чувствуют себя в столице и других украинских городах вполне комфортно. В частности, чернокожих болельщиков можно встретить на каждом футбольном матче «Динамо» в Киеве.

Самое парадоксальное, что СМИ донецкого миллиардера в сочетании с теми репортерами, которые с радостью подхватили тему «расизма динамовских фанатов» могут сыграть в первую очередь против «Шахтера». Дело в том, что футболист Тайсон глубинную суть своих мыслей выдал еще задолго до слез на ОСК «Металлист». Летом он всеми силами стремился вырваться из «золотой клетки» «Шахтера», потому что имел предложения от нескольких ведущих итальянских клубов. Но его остановил действующий контракт. Капитан дончан не мог с этим смириться — бойкотировал матчи и даже в одном из интервью сказал, что не может жить в Украине именно из-за расизма. Десять лет жил, а сейчас не может.

То, что в минувшую субботу в Харькове Тайсон был хорошим актером, подтверждают его дальнейшие заявления. Буквально сегодня футболист заявил, что больше сил оставаться в Украине у него нет, а потому пора возвращаться домой. «В Бразилию». Почти нет сомнений, что с помощью международных организаций вроде ФАРЕ игрок после инцидента в матче против «Динамо» сможет добиться одностороннего расторжения контракта. Тем самым, клуб «Шахтер» в союзе с журналистами телеканалов «Украина» и «Футбол» могут обокрасть прежде всего своего владельца, который может потерять от расторжения соглашения с Тайсоном значительно больше, чем дисквалифицированное на несколько матчей пустыми трибунами «Динамо». Да, киевлян тоже оштрафуют, но не на 12 млн евро. Именно столько, по данным Transfermarkt, стоит футболист Тайсон.

По материалам: argumentua.com