ФСБ поможет СБУ

801

Осознание мобилизационного потенциала интернет-площадок заставляет руководителей некоторых стран принимать меры для предотвращения социального взрыва. Невидимый контроль: администраторы российских соцсетей в Украине блокируют проукраинские группы.

Интернет-площадки имеют влияние на общество даже на начальных этапах его мобилизации, еще перед непосредственными призывами к протестам или иным активным действиям. Осознание мобилизационного потенциала интернет-площадок заставляет руководителей некоторых стран принимать меры для предотвращения социального взрыва.

Инициативы по усилению контроля над интернетом все активнее выдвигает и украинская власть. Недавно зарегистрированный регионалом Владимиром Олейником законопроект «О защите информационного пространства» предлагает обязать провайдеров закрывать доступ к сайтам, содержащим «запрещенную» информацию (пропаганда межнациональной или религиозной вражды, насилия, призывы к захвату государственной власти, конституционного строя и т.д.). Правда, автор документа уже успел заявить, что, скорее всего, отзовет его на доработку, пообещав «продолжить дискуссию» о «наведении порядка в интернете».

Пока отечественные парламентарии пытаются строить фундамент для тотального надзора за всемирной паутиной, их попытки контролировать информацию, изложенную в ней, без лишнего шума уже воплощают в жизнь администрации популярных в Украине социальных сетей.
Однобокий контакт

Как показывают исследования, самой популярной среди наших соотечественников является российская «ВКонтакте». Так, по данным компании GfK Ukraine, ей отдают предпочтение 67% украинских пользователей соцсетей. 58% зарегистрированы в «Одноклассниках», что также родом из РФ, 43% облюбовали американский Facebook. Похожую информацию предоставляет «Яндекс»: по итогам 2012 года больше украинских аккаунтов (около 20 млн) было именно в «Вконтакте». Второе место заняли «Одноклассники» (около 6 млн), замкнул тройку Facebook (2 млн)
Самая массовая в стране социальная сеть обзавелась украиноязычной версией. Но в остальном, особенно идеологически, остается чисто русской. «Забанить эту группу», — предлагает администрации «ВКонтакте» один из украинских пользователей, давая ссылку на сообщество «Россия, Украина, Белорусь: Патриоты против ОУН / УПА».

Его стена изобилует новостями вроде «Украинской нации не существует», «Вступаем в группу Крым — территория России», «Уничтожим националистическую нечисть!». «Мы минимально ограничиваем свободу слова в нашем сайте, поэтому все подобные группы блокируем только за конкретные призывы к насилию», — отвечает на русском языке агент поддержки (так называют цензора, который занимается блокированием тех или иных сообществ).

То есть призывы к нарушению территориальной целостности Украины администрацию социальной сети не интересуют. Зато она с легкостью закрывает проукраинские сообщества. Как отмечают пользователи, такие группы никогда не блокируют сразу после создания — внимание обращается только на те страницы, которые уже набрали обороты и имеют немало посетителей.
Во время языковых протестов летом 2012 года «ВКонтакте» заблокировали несколько групп: «Мы против того, чтобы русский был вторым государственным», «За украинизацию Восточной России» и «Информационный портал независимых националистов». Последнее освещало события, связанные с национальным вопросом, в том числе и языковые протесты возле Украинского дома, в регионах.

Причину руководители соцсети долго не объясняли. В результате написали: «Страница заблокирована за призывы к насилию. Подобного мы не любим. Разблокировка невозможна». Впоследствии представители сообщества добились подробного ответа и удивились, узнав, что их вина — это «обещания собраться, потолкать ментов и устроить смерть москвичам». «

Как мы понимаем, именно так администрация «ВКонтакте» интерпретировала призывы собраться под Украинским домом в ночь с 3 на 4 июля и защитить митингующих от возможного штурма. Откуда взялись слова о «москвичах» — это для нас загадка, — говорят они. — Позже от руководства украинского офиса соцсети поступило предложение разблокировать страницу. За это они хотели, чтобы «в бан» пошла половина состава админов «Информационного портала независимых националистов», к тому же мы должны были официально извиниться перед Партией регионов«.
Ностальгия по совку

Вторую по популярности социальную сеть в Украине — российские «Одноклассники» — предпочитают, в основном, те, кому за 30. Эта интернет-площадка в меньшей степени, чем другие, рассчитана на новые знакомства и общение по интересам — здесь ищут людей из прошлого. Профиль «Одноклассников» — это не сплочение протестного электората, а, скорее, многотысячные группы вроде «Ностальгия. Вспоминаем СССР и девяностые» и «Мы из СССР», «Песни нашей молодости».

Несмотря на то, что на этой площадке оппозиционные сообщества вряд ли будут иметь целевую аудиторию, его администрация ведет собственную информационную политику, которую можно охарактеризовать фразой «о власти или хорошо, или ничего». Особенно заметно это на примере российских реалий. Как отмечают местные блогеры, в поиске на сайте «Одноклассники» не отображаются сообщества, которые остро критикуют кремлевский режим. Поиск по ключевым словам «Путин», «Медведев» и т.д. дает только положительные результаты. В случае с первым это «Путин — наш президент», «Путин — красавчик!», «Путин, мы с тобой!».
По запросу «Янукович» в украинском сегменте сети «Одноклассники» можно отыскать несколько сообществ, участники которых, вероятно, не слишком любят президента: «Спасибо жителям Донбасса...», «Украина без Януковича» и другие. Но остальные результаты свидетельствуют: украинский президент, как и Путин, тоже «красавчик». И даже «надежда Украины на светлое будущее».
Политические френды

Третью по популярности в Украине социальную сеть Facebook можно назвать наиболее политизированной. Ее, кстати, выбирают и сами государственные деятели — среди украинских политиков Facebook, несомненно, самый популярный. «Продвинутая» аудитория этой интернет-площадки отвечает взаимностью: именно здесь по состоянию на февраль 2013 политические деятели «нашли» максимальное количество друзей (204 тыс. человек на всех вместе).
Другая особенность Facebook — независимость от украинской или российской власти, ведь компания западная. Это соцсеть № 1 в 127 из 137 государств мира. Среди 10 стран, в которых доминируют другие интернет-площадки, рядом с Украиной и Россией расположились Китай и Иран, где доступ к FB стали ограничивать после массовых беспорядков.

Именно переходом на Facebook традиционно «угрожают», столкнувшись с цензурой, украинские пользователи администрациям российских соцсетей. Впрочем, и здесь случались подозрительные прецеденты. Так, после апрельского выездного заседания ВР фейсбуковцы начали мобилизироваться на митинг.

Однако по социальной сети мгновенно распространился вирус, который ломал аккаунты, что не позволило оперативно сплотиться на акцию протеста. Жаловались на цензуру в «сети Цукерберга» и некоторые пользователи, например, блогер Александр Сухомлин. Он рассказал, что администрация FB удалила его профиль после публикации о роскошном авто главы Донецкой области.
Спасительный шум

Кроме контроля над сообществами, администрация социальных сетей нередко помогает правоохранителям в установлении личности и местонахождения определенных лиц. Почти детективная история поисков сотрудниками СБУ одного из администраторов сообщества «Мы — Патріоти України» Сергея Шайдаюка.

В «ВКонтакте» парень был зарегистрирован под ником «Пересічний Українець» (Рядовой Украинец — «А»). Силовики вычислили его местонахождение по IP-адресу и сначала вышли на брата, но узнав, что страница принадлежит Сергею, вызвали последнего на допрос. Начали угрожать уголовной ответственностью, ведь в сообществе были призывы к массовым беспорядкам в случае фальсификаций выборов, которые они расценили как «призыв к свержению режима».

Наконец посоветовали ему создать новую группу и в дальнейшем писать только на «правильные патриотические темы», то есть «человек должен иметь жену, детей, ходить на работу и смотреть телевизионные новости». Допрашивали и другого администратора того самого сообщества львовянина Романа Черновецкого — его пригласили в местное Управление по борьбе с организованной преступностью. Вовремя сменив пароль, страницу «Мы — Патріоти України» ребята оставили при себе. Ее администраторы уверены: в свое время «патриотов» спасла исключительно публичная огласка вокруг этой истории.

Как отмечает научный сотрудник Стэнфордского университета Евгений Морозов, попытки контролировать социальные сети приводят к обратному эффекту, то есть способствуют популяризации идей «диссидентов». «Умные диктаторы не подавляют интернет», — убежден исследователь. Понимают ли это утверждение в Украине, можно будет увидеть в ближайшее время.

По материалам: argumentua.com