Фальсификации на выборах: нечестная борьба за власть
Для участников избирательного процесса сравниться с ночью подсчета голосов может разве что последняя неделя перед выборами. Кто-то уже практически уверен в своем поражении и заранее к нему готов, другие же таят надежду и изучают социологические рейтинги в поисках своих шансов. Но есть и такие, кто уже начинает готовиться к набору нужных цифр на избирательных участках. Есть и те, кто в своей победе уверен. Так например на некоторых округах результаты фактически заранее известны. Мало кто сомневается, что Фельдман проиграет в Харькове или Балога в Закарпатье. Соответственно в таких округах избирательная кампания идет вяло, а результат выборов будет вполне ожидаемым. Впрочем, на большинстве округов все же есть несколько лидеров гонки, каждый из которых считает что победит именно он. Такие округа более всех подвержены риску фальсификаций, а может быть даже срыву избирательного процесса, если вдруг одна из сторон увидит, что все складывается не так, как хочется. Учитывая, что досрочные выборы проходят по тому закону, который писали еще «попередники», скорее всего методы фальсификаций будут теми же что и в 2012 году.
Впрочем для того чтобы заняться фальсификациями, нужно чтобы определенным образом были предрасположены обстоятельства. Так для подгонки результатов нужны не только деньги, но и возможность повлиять на правоохранительные органы или местные власти. Одними лишь деньгами вопросы не решаются. В 2012 году в Киеве неоднократно наблюдались попытки подкупа избирателей, но ничего не получилось, так как все быстро вскрывалось. Даже если будет задействован административный ресурс, участковые комиссии вряд ли будут нарушать закон, если их предварительно финансово не мотивируют. С одной стороны административные рамки, а с другой денежные лимиты делают масштабы фальсификаций ограниченными как по количеству дорисованных процентов, так и по участникам этого процесса. Как правило, верхушкой фальсификации являются лишь олигархи, которые пребывают в системе власти, и они в состоянии не только оплатить, но и надавить. Считается, что результаты подделываются именно в день голосования на участках. Иногда говорят и о подмене бюллетеней при перевозке их в территориальные комиссии или же про добрасывание бюллетеней в урны, но чаще всего это вымысел.
Фальсификации СБУ и прокуратуры
В Украине традиционно используются три основных вида фальсификаций. Все они воплощаются в жизнь прямо в день голосования. Для них требуются именно настоящие бюллетени, при этом подловить фальсификаторов на таких нарушениях очень трудно. Украинское изобретение – карусели – начинаются с подкупа избирателей, этим же и заканчиваются. Возле участка обычно находится нужный человек, который предлагает за определенный сумму голосующему вынести пустой бюллетень из участка. Затем механизм карусели считается запущенным. Второй избиратель за определенную сумму должен вбросить этот бюллетень, а взамен вынести свой пустой. Как вариант можно использовать фотографирование бюллетеня с отметкой возле нужного кандидата. Сложностью здесь для фальсификаторов может оказаться то, что избиратель уже после того как сделал фотографию может испортить бюллетень, поставив еще несколько отметок. Впрочем, таких явно немного и в большей степени результативность карусели очевидна. Кроме того, всю эту схему может разрушить один особо сознательный избиратель, которому вздумается вызвать милицию. Конечно, этот метод является изрядно устаревшим, но можно не сомневаться, что и на предстоящих выборах он будет активно использоваться.
Применяется также метод под названием «косынка». Как правило, явка на участках не превышает 60%, следовательно, у избирательной комиссии остается множество незаполненных бюллетеней. Часто на выборы ходят одни и те же люди, их уже знают в лицо. Многие же наоборот традиционно на выборы не ходят. О таких избирателях можно узнать от различных источников – ЖЭК, председатель домового комитета и т.п. После получения подобной информации членам избирательной комиссии вручаются определенные суммы, а взамен получаются бюллетени на имена реально существующих людей, которые не ходят на выборы. Впрочем, и здесь есть определенный риск. Так, например избиратель, который ранее на выборы не ходил, может заявиться на участок, и когда выяснится, что его бюллетень кому-то отдали, может случиться неприятная для комиссии ситуация. Впрочем, такие случаи бывают редко. По предварительным подсчетам эксперты уже сделали выводы, что каждый такой голос стоит в среднем 500-700 гривен. В эту сумму включена не только сама взятка, но и оплата участников команды и прочие расходы. Данный метод может стать наиболее популярным.
Несомненно, еще одним методом фальсификации является порча бюллетеня конкурента. Этот метод реализуется только при помощи членов избирательно комиссии, а точнее ими самими. Происходит все просто – в тот момент, когда из урны высыпают содержимое нужный член комиссии использует компактное пишущее средство как, например, карандаш и незаметно ставит лишние пометки, превращая бюллетени в недействительные. Очевидно что в этом случае одним членом комиссии не обойтись, кроме того в обязательном порядке должен быть проплачен и ее глава, так как это он должен будет предложить признать бюллетень недействительным и обратить внимание на пометку. Впрочем, портить бюллетени не так-то просто. Гарантировать определенное количество испорченных бюллетеней сложно. Не все соглашаются участвовать в таком процессе, разве что те, кому очень нужны деньги, либо близкие представители определенного кандидата.
Все методы фальсификаций будут проявляться все чаще, чем дальше комиссия находится от административного центра. Наибольший процент фальсификаций – в провинциях, и именно там существует хоть какая-то политическая конкуренция.
Нынешний парламентский созыв уже закончил свою последнюю сессию, через неделю будет избран новый парламент. Может быть его состав будет работать для народа, но пока об этом ничего не говорит.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org