Джинса в прошлом – будущее за Facebook

717

Ряд общественных организаций провели мониторинг украинских СМИ с целью изучения ненадлежащего позиционирования, а также размещения скрытой рекламы. Согласно их выводам, так называемая «джинса» на прошедших выборах оказалась неудачной технологией. По данным Института массовой информации в Киеве и областях избиратели не поддержали многих из тех, кто лидировал по заказу «джинсы». Другой мониторинг, который проводила организация Internews Network, обозначил, что массовый заказ размещения предвыборных материалов принес серьезный репутационный вред для СМИ. По мнению медиа-экспертов, избиратели и заказчики все больше воспринимают СМИ как бизнес, цель которого – достижение прибыли. Ввиду массового распространения заказных агитационных материалов, замаскированных под важную информацию наблюдается вытеснение реальной журналистики. Особенно заметно это было во время выборов.

Многие общегосударственные печатные издания даже не имели возможности размещать собственные редакционные статьи, так как практически всю площадь скупали политики для «джинсы». При этом стоит отметить, то колоссальные средства, которые были затрачены на заказные материалы на прошедшей предвыборной кампании совершенно не преобразовались в результат. Народ голосовал по совершенно другим мотивам. Либо как протестный электорат за оппозицию, либо ввиду отсутствия альтернативы – за регионалов или коммунистов. Показательным примером стали выборы на Киевщине. Никакую «Джинсу» не использовали свободовцы Левченко и Ильенко, которые конкурировали с Герегой и Пилипишиным. Вторые же вложили огромные деньги, заваливая прессу своими новостями. В то же время необходимо отметить, что мониторинг проводился в шести регионах Украины, среди которых Львовская, Донецкая, Харьковская, Сумская области и АР Крым. В этих регионах наблюдается практически полное отсутствие незаангажированных СМИ, которые, так или иначе, работают на собственников, представляющих власть или оппозицию. Кроме того в исследованных областях снижается и профессиональный уровень журналистов. Уровень заказных материалов в марте достигал 14%, в июне он вырос до 20%, а ближе к октябрю перевалил за 30%. Самые высокие показатели заказных материалов отмечены в Сумах – 34%, а также в Харькове – 33%. Львов, Донецк и Крым несколько отстают. Однако следует отметить, что в этих регионах преобладание джинсы было замечено в электронных СМИ. Информационный портал job-sbu.org отмечает, что коммунальные газеты нередко размещают провластную «джинсу» абсолютно бесплатно, то есть местные СМИ отстаивают не интересы общества, а обслуживают местную власть.

Одной из лидеров по рекламным бюджетам была Наталья Королевская. Тем не менее, ее политическая сила набрала менее 2% голосов. Обладатель небольшого бюджета Олег Ляшко смог единолично прорваться в парламент, победив на своем округе. Избирательную кампанию он проводил преимущественно с выездами по округу и в Фейсбуке.

Мало какому избирателю понравится если он придет на встречу с кандидатом, а вместо реального человека увидит биллборд, рядом с которым будет стоять аудиоаппаратура, вещающая запись с обрывками политической агитации. Такому мало кто поверит. Телевизионные ролики, обещающие и убеждающие, уже давно не приносят должного результата. В то же время использование социальных сетей является одним из видов взаимодействия с аудиторией.

Популярность в Фейсбуке можно получить лишь при непосредственном контакте с читателями. Нужно отвечать на комментарии, завоевывать симпатии каждого человека и даже ставить лайки. Отличительной чертой социальных сетей является прозрачность. Пользователи без труда отличат, кто сделал новую запись на странице –лично политик или нанятый им работник. Если политикам будет лень общаться с электоратом, то электорату будет лень за них голосовать. Также получилось и в этот раз. Виртуальным политикам люди не поверили. Нынешняя избирательная кампания была основана на бомбардировке рекламой и раздаче пакетов с гречкой. Однако такие политические технологии уже уходят в небытие. Королевская также пыталась вести агитацию в Фейсбуке. На ее странице регулярно появлялись сухие выдержки из пресс-релизов, ссылки на партийный сайт и постановочные фотографии. Похоже, что политтехнологи Королевской воспринимали соцсеть как еще одну газету, куда можно помещать «джинсу», причем еще и бесплатно.

Несколько спорным примером стало появление в Фейсбуке Сергея Тигипко. Его страница неплохо выполнена с точки зрения дизайна и привлекает немало поклонников. Азаров также любит появляться в Интернете, но чужими руками. Подобные факты помешали регионалам получить уверенную победу. Очевидно, что каким бы красивым не был костюм – разговаривать вместо кандидата он не может. В то же время положительным примером является страница в Фейсбуке кандидата от «Батькивщины» Виталия Яремы, который победил в 212 округе. Он лично отписывается на своей страничке и общается с посетителями. Точно так же поступают Владимир Арьев и Олег Ляшко, а также другие мажоритарщики, победившие на выборах. Конечно, каждый из этих кандидатов уже обладает своим политическим весом, и ранее успел показать себя на митингах, на телевидении и в партийной деятельности. Тем не менее, под их постами гораздо больше положительных комментариев, чем на холодных бездушных страницах виртуальных политиков.

Согласно данным аналитиков в 2000 году в Украине было около 200 000 тысяч пользователей Интернета. Уже в конце 2011 года это количество увеличилось до 15,5 млн. человек. Такой огромной аудитории более ем достаточно для проведения в парламент любой партии с внушительным результатом.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org