Движение «Честно». Конфликт гражданского общества, оппозиции и здравого смысла

456

Вся прошлая неделя прошла под знаком споров обиженных народных депутатов с активистами движения "Честно ".Суть аргументации и контраргументации обеих сторон уже неоднократно становилась темой многочисленных сюжетов, статей и постов в социальных сетях.

Итак следует остановиться на том, что, кажется, не привлекло внимания – ни участников конфликта, ни его комментаторов.

Прежде всего, непонимание вызывает эмоциональность позиции, которая была занята народными избранниками, которые были недовольны результатами мониторинга. Конечно это касалось преимущественно оппозиционеров, для которых эти результаты удостоверяли неутешительный факт – в случае, если применять к ним формальные критерии движения "Честно", они не сильно отличаются от своих оппонентов из провластного лагеря.

Можно не соглашаться с этими критериями , считая, что активисты ошиблись с избранной ими методикой сравнения депутатов. Можно считать, что эти критерии являются равноценными, отстаивая собственную позицию, что твой личный оттенок серого намного более светлый чем тот, что есть у другого.

Но в любом случае, для наших оппозиционеров явно не худшей стратегией будет их обычное поведение –возражение любой собственной вины и встречные обвинения в сторону оппонентов.

К сожалению, в условиях, когда административный и медийный ресурсы на полную используются партией власти и ее сателлитами, единственным возможным партнером в борьбе за выживание остается гражданское общество. Какими бы недалекмим, по мнению конкретного депутата, не были бы представители этого гражданского общества и их критерии честности – других просто нет.

И в то время, когда народные избранники от оппозиции затевают поединок с активистами, которые их "несправедливо оценили", – они собственноручно роют себе могилу.

Полностью подобные претензии касаются и "защитников честности". По меньшей мере некоторых из наиболее страстных защитников.

Следует заметить, что в гражданского общества просто нет других политиков, которые готовы вести с ними хотя бы такой диалог. И превращая рациональную дискуссию в обмен оскорблениями, они также цементируют тот режим, за которого любая общественная активность не будет иметь никакого смысла. Конечно, если она вообще будет возможной в ближайшей перспективе.

Активисты должны понять, что эти оскорбления являются свидетельством очень радостного факта – оппозиция их слышит. В отличие от власти.

Оппозиционеры должны понять: оскорбление – это не то, что от них ожидает гражданское общество. В отличие от власти.

А тот, кто провоцирует конфликт или реагирует на провокацию, сознательно или бессознательно действует наперекор интересам как оппозиции, так и гражданского общества. Потому что для обеих сторон единственно возможным выходом является конструктивный диалог.

Можно понять активистов движения "Честно", которые хотят, чтобы депутаты голосовали лично и декларировали свои достатки.

Можно понять и народных избранников, которые ощущают себя некомфортно на одном ступени с записными коррупционерами лишь из-за того, что пропускали заседание комитетов и не предоставили своей декларации.

Но только если стороны сделают шаг навстречу друг другу – это может привести к успеху. Активисты смогут добиться от депутатов поведения, которое является более адекватным статусу представителя народных интересов. Депутаты смогут создать критерии, которые больше будут отвечать реальности – и исправить ошибки в досье, которые были составлены представителями движения.

Другая черта этого конфликта, которая является интересной, но явным образом презренной комментаторами, – это сам характер критериев.

Никакой из них не касается основной деятельности парламентариев – законотворчества.
Фактически, для активистов главным остаются лишь вопросы того, насколько добропорядочным гражданином является депутат, и то, насколько добросовестно он выполняет свою работу.

То, за какие законы голосует депутат, при этом фактически остается без внимания. То есть, депутат, который прошел все фильтры движения, но поддерживает возможность госзакупок без процедуры тендера, или языковой закон Кивалова-Колесниченко – тем не менее, остается образцом депутатской добропорядочности.

Удивительно, но простая истина о том, что главной целью деятельности народного избранника есть именно создание хороших законов для собственного государства – пренебрегли и сами народные избранники. Вместо того чтобы делать ударение на этом просчете активистов – депутаты начали доказывать, что они на самом деле намного "честнее", чем показалось представителям "Честно".

Кажется, что сама суть парламентской работы как таковая неинтересна ни общественным активистам, ни самим депутатам.

А последнее, согласитесь, уже совсем тяжело объяснить.

Такое впечатление, что нам абсолютно не важно, каким образом депутаты собираются решать проблемы, которые встают перед государством. Главное, чтобы люди были добрые. А страна... Ну, как-то само оно уладится.

Чтобы понять ошибочность такого подхода, не надо далеко ходить. Нам может помочь замечательный пример Венгрии.

Там депутаты является просто образцом честности по критериям движения. Но страна отчаянными темпами превращается в авторитарный режим. И хотя этим новостям из ЕС на фоне долгового кризиса отводится не так уже и много внимания, наивысшие брюссельские чиновники не скрывают того факта, что Будапешт стал истинной проблемой, и в ближайшее время к нему могут быть применены жесткие санкции.

На данный момент, Брюссель заморозил финансовую помощь стране за то, что парламент сделал деятельность национального банка зависимой от воли венгерского премьера Виктора Орбана, чтобы тот мог и дальше перераспределять финансовые потоки по собственному усмотрению. И прежде всего, для выполнения своих популистских обещаний, которые наносят экономике Венгрии серьезный вред.

Не меньшее беспокойство вызывают притеснения независимых СМИ и конституционная реформа, которую принял парламент, несмотря на массовые акции протеста. Новый главный закон фактически позволяет Орбану узурпировать власть, используя слабость нынешней оппозиции. Последняя успела скомпрометировать себя перед предыдущими выборами, что и привело партию действующего венгерского премьера "Фидес" к власти.

Ничего не напоминает?..

Тем не менее, экономическая ситуация в Украине намного хуже венгерской, что является чуть ли не единственным шансом для наших оппозиционеров перехватить инициативу. Но именно это и будет для них самым большим вызовом, в случае если им это все же удасться.

Отсутствие возможности взять деньги в долг просто не позволит действующему правительства удержать ситуацию после выборов. По самым оптимистичным прогнозам, курс гривны уже в ближайшее время опустится ниже отметки 12 гривен за доллар. Все искусственные механизмы, которые уже сейчас готовятся к использованию ради торможения этого процесса – искусственные преграды на пути денег, как то ограничение на снятие банковских депозитов и проводение валютно-обменных операций, – приведут лишь к ухудшению ситуации. Прежде всего, для обычных людей.

И это – лишь в случае, если дела в мировой экономике будут идти относительно хорошо.
Но вероятность того, что 2012 год войдет в историю как год новой волны финансово-экономического кризиса, весьма высокая.

Возможный выход Греции из Еврозоны и другие проблемы ЕС, падение роста китайского ВВП и потенциальный военный конфликт с Ираном, который может поднять цены на нефть до заоблачных показателей – все это может сыграть роль детонатора для новых проблем. Для экспортно-зависимой украинской экономики эти внешние проблемы будут более чем актуальными. И если такое произойдет, это фактически будет означать смертный приговор для государственных финансов.

Уже сейчас надо понять, что в ближайшем будущем государство будет просто несостоятельно выполнять свои социальные обязательства! Это обречет наших нынешних "покращувачів" на быстрое политическое забвение. Хотя бы потому, что нынешняя политическая элита просто не будет понимать, зачем ей распоряжаться бюджетом, из которого ничего нельзя украсть.

...Казалось бы, при чем здесь начало истории об оппозиционерах и движении "Честно"?
Дело в том, что те, кто претендуют на смену ситуации в стране после своего прихода к власти, и те, кто претендуют на право контролировать чиновников – должны понять следующее:

В условиях экономической катастрофы, с эффективным управлением страной смогут справиться не просто "добрые люди" – а лишь политики с реальной программой решения экономических проблем страны.

И какой бы эта программа не была, она обязательно будет включать в себя болезненные, но необходимые бюджетные сокращения и серьезные структурные реформы, при которых целые когорты государственных служащих будут терять работу. Все это будет проходить на фоне тотального обнищания населения.
И без умения вести диалог с обществом, объяснять причины своих шагов и говорить неприятную, но необходимую правду – эти изменения едва ли станут возможными.

Итак, для того лишь бы пережить шок первых месяцев и лет обвала "после Януковича", политикам, которые претендуют на место альтернативы, уже сейчас надо понимать – как они должны действовать сразу после получения власти. И уже сейчас надо учиться доносить суть этих планов до общественности, изо всех сил стараясь найти общий язык с населением.

А гражданскому обществу уже сейчас надо знать, что от политиков следует требовать не только общих добродетелей, а, прежде всего, конкретной программы действий и ее немедленного внедрения всеми возможными средствами.

И диалог вокруг движения "Честно", к сожалению, подтверждает, что понимания всей сложности ситуации у обеих сторон пока что нет.

И самое худшее в этом то, что времени с каждым днем остается все меньше.

По материалам: pravda.com.ua