Два года после майдана. Революция оказалась напрасной?

956

Следствием любой революции должно стать качественное изменение общества и его ускоренное развитие. А что принесла Украине революция достоинства? Появились ли какие-либо улучшения в стране за последние полтора года?

Итак, наиболее весомыми изменениями можно считать замену, по крайней мере, верхушки власти, утрату части территории вместе с населением, троекратное падение национальной валюты, а также значительное сокращение доходов населения. Перемены конечно серьезные, но отнюдь не положительные. Ко всему этому можно добавить всевозможные переименования улиц, населенных пунктов и снос памятников, а также появление полиции, «победившей криминал». Вот и все, о чем можно сказать, описывая результаты Евромайдана. После этих сомнительных достижений украинская революция сошла на нет, а те, кто заварил всю кашу, уже давно приступили к решению личных вопросов.

Попытка полного изменения власти оказалась несколько бестолковой. Массовую люстрацию едва не распространили не только на донецких, но и на всех подряд, а для того, чтобы превратиться в патриота достаточно было надеть вышиванку. Ради такого простили даже ядреное коммунистическое прошлое, как тому же Турчинову, отмечает информационный портал job-sbu.org. Впрочем, в результате таких люстраций некоторые донецкие все еще остаются при серьезных полномочиях, однако большинство из них уступило места другим кланам - винницким и днепропетровским. О том, что на майдане призывали убрать олигархов, забыли чуть ли не через месяц после тех событий. В свою очередь через олигархические СМИ в эфир пошли сказки про олигархов-патриотов. Стоит задуматься - ведь уже здесь скрыто противоречие, ведь олигархи не могут быть патриотами, так как это криминально-коррумпированные бизнесмены, зарабатывающие на благосостоянии своей родины и выкачивающие из нее деньги. Олигарх просто не может быть патриотом.

Впрочем, после выборов править на своих вотчинах остались и прежние князьки, знакомые всем еще со времен Кучмы. Так называемые активисты майдана поначалу удачно пристроились, а решив свои вопросы, впоследствии разбежались даже по заграницам. Но так сделали не все – некоторые уже стали формировать свои кланы и даже смогли сработаться с люстрированными чиновниками, используя их связи. В целом революция оказалась лишь политической, для банальной замены одной партии другой. Как бы ни называли прошлую и нынешнюю власть, будь то режим Януковича, Порошенко, хунта и тому подобное, это не меняет сути тех, кто был и есть у власти. Ведь между ними нет никаких качественных различий, кроме кричалок для толпы. Нельзя сказать, что ушел кровавый режим, и наступила настоящая демократия. С другой стороны демократию никто и не прогонял. Ничего не изменилось, и методы управления остаются старыми. Все видят все те же злоупотребления властью, имитацию борьбы с коррупцией, разворовывание бюджета даже когда от него почти ничего не осталось. Те же бывшие не отстранены от власти, а называются теперь оппозицией, работают в парламенте, возглавляют местные администрации.

Произошли ли какие-либо изменения в экономике? Безусловно. Катастрофическое падение производства и рост цен заметили все. Можно отметить и существенное снижение курса гривны. Причем надежды на то, что в Украине в будущем произойдет экономическая революция нет никаких. Да и какими они могут быть, если государством теперь по факту и напрямую управляют именно олигархи? О соотношении доходов верхов и низов никто и не заикается. Никаких вопросов по социальным услугам, образованию, медицине и жилью не поднималось, и на самом Евромайдане все ограничилось лишь патриотическими кричалками. Примечательно, что такие изменения как раз и нужны всем украинцам, но их никто не требовал.

Можно ли сказать, что свое получили хотя бы национал-патриоты? Вряд ли, ведь украинская нация стала как никогда разобщенной, и украинцев у власти все меньше. Когда представители радикальной партии и свободовцы ломали памятники, считая, что в этом заключается революционность, во власти все больше концентрировались не этнические украинцы, а зарубежный политический секонд-хенд. Первые месяцы эйфории довольно быстро прошли. Парады в вышиванках, жутко напоминающие советские демонстрации, стали превращаться в показушный фарс.

Может быть, целью майдана была пресловутая евроинтеграция? Но и на этом поприще вряд ли можно отметить какие-либо успехи, кроме тех, что Украина не присоединилась к Таможенному союзу и, несмотря на огромные потери, на этом евроинтеграция и закончилась. Уже весной 2014 года страна стала безразлична Западу. Формально Ассоциация была подписана, но до сих пор не заработала, безвизовый режим так и не введен. Если трезво смотреть правде в глаза, то его никогда не введут. Каждый раз в Европе придумывают новые поводы, чтобы это отсрочить. Но если присмотреться, то в действительности никакого желания у ЕС открывать границы перед дешевой рабочей силой, да еще и в условиях гигантского наплыва беженцев нет. Украинцев в Европе видеть попросту не хотят. Даже беженцев из Сирии через силу принимают на ПМЖ и пособие, а вот квалифицированные специалисты из Украины, которые хотят честно поработать, а то и вовсе посмотреть мир, для Евросоюза совершенно неинтересны. Подобные двойные стандарты определенно видят и сами украинцы. Впрочем, теперь Евросоюз уже не считают таким идеальным.

Главная проблема кроется в том, что революция не заканчивается свержением власти, за ней должен идти длинный шлейф качественных преобразований, а свергая старую власть, нужно предложить достойную новую, а не подбирать политических неудачников. Если старая власть ради показухи занималась минимальными «покращеннями», то новой никакие перемены и вовсе не нужны. Ведь народ ничего не требует. Быстро исчезли все активисты Евромайдана, ведь, как известно, цели таких революционеров – не улучшать страну, а найти для себя теплое место и обеспечить безбедную старость. Оказалась ли эта революция революцией достоинства? Наверное, да, потому что достоинство увы не эволюционировало, а окончательно деградировало.

Впрочем, есть и один полезный урок, который Евромайдан преподал украинцам. Он научил тому, что власть можно менять силой и огнем. Поэтому когда-нибудь все повторится в третий раз, правда тогда он будет в корне отличаться от первых двух, и на этом майдане уже не будут требовать безвизовый режим, не будут ломать памятники, а будут выдвигать совсем другие требования. И отношение к чиновникам будет гораздо более жестоким, чем это было при Януковиче. Власть могла бы попытаться избежать третьего майдана, изменив свою политику и делая хоть какие-то шаги навстречу народу. Однако как ни странно именно власть пытается отправить Евромайдан в анналы истории, а не продолжать воплощать революцию в жизнь.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org