Добровольные защитники украинской державы превращаются в её могильщиков

876

В Украине может произойти военный переворот, который совершит батальон «Айдар», считает столичный прокурор Сергей Юлдашев, называя его серьезной «внутренней угрозой» для государства и общества. В ответ бойцы «Айдара»пообещали прокурору, что тот больше не сможет спокойно ходить по улицам Киева и вообще должен уматывать в Россию вслед за Януковичем.

Это далеко не первый и наверняка не последний случай, когда т.н. добровольческие батальоны вступают в жесткую конфронтацию с властями и правоохранительными органами. Когда-то сформировавшись для защиты конституции, демократии и территориальной целостности страны, они теперь всё реже занимаются своими прямыми обязанностями - то есть участием в АТО. Теперь у них очень много дел в тылу, где они всё чаще выступают в качестве выразителей воли «истинных патриотов Украины». На своё усмотрение устанавливая «справедливость», верша самосуд над неугодными и решая, что кому должно принадлежать, явно претендуя на роль эдакой альтернативной, «теневой» власти…

Патриотический беспредел

На территории своей дислокации в Луганской области батальон «Айдар» имеет неоднозначную репутацию среди местного населения. Кстати, это вообще единственная военная часть, название которой там знает каждый – уж слишком часто она у всех на слуху. Уже в августе вокруг «Айдара» разразился скандал о похищениях людей. В октябре скучающие бойцы батальона занимались «перевоспитанием» местных жителей: задержали и продержали у себя 10 днейдвух молодых людей, вывесивших у себя на балконе российский флаг (что не запрещено законом, в отличие от действий «Айдара»), затем такая же участь постигла депутата горсовета Северодонецка.

«Айдар» получил скандальную известность и за пределами Донбасса. В Запорожье  его бойцы пытались захватить алюминиевый комбинат,  якобы для недопущения его порезки на металлолом, в результате чего для его освобождения прислали спецназ «Сокол». А в Киеве сослуживцы командира «Айдара» Сергея Мельничука, избранного недавно депутатом Верховной Рады, напали на якобы следивших за ними сотрудников СБУ, отобрав у них служебные удостоверения и аппаратуру…

Но скандалы сопровождают деятельность и других добровольческих формирований. Так, во время внеочередных парламентских выборов в подсчет голосов на 59-м избирательном округе (Донецкая область) грубо вмешались«Правый сектор» и батальон «Донбасс-1», поддерживавшие одного из кандидатов. А затем бойцы этого же батальона в ультимативной форме дали центральной власти «полгода на реформы», угрожая в противном случаевоенным переворотом.

Не угомонятся и бойцы бывшего батальона «Шахтерск», не так давно расформированного за многочисленные нарушения закона и неподчинение командованию. Войдя в состав нового батальона «Торнадо», они стали наезжать уже не на рядовых граждан, а на местную власть: так, группа вооруженных бойцов батальона ворвалась в кабинет городского головы Запорожья, гдепотребовала от него решить их жилищный вопрос.

Нехорошую репутацию имеет батальон «Азов», сейчас расширяющийся в целый полк. На всю Европу он ославился своей эмблемой с руническим знаком, привнесенной туда национал-радикалами, из которых состоит костяк этого батальона. А вот по словам Олега Ляшко, до половины его бойцов могут быть «ранее судимыми». Это одно из самых одиозных добровольческих формирований, умудрившееся даже поссориться с самим Коломойским из-за своих чрезмерно профашистских лозунгов и выходок.

На их фоне совершенно безобидным выглядит батальон «Прикарпатье», вся вина которого заключалась в массовом бегстве с фронта. Правда, с оружием в руках, и теперь отдельных бойцов этого батальона милиционеры отлавливают по квартирам, где они хранят целые арсеналы…

«Рубай його, хлопці!»

Проблема, с которой столкнулась сегодня Украина, для неё далеко не нова. Она периодически возникала еще в лихие казацкие времена, а особенно остро встала в период Гражданской войны 1917-21 годов, когда и получила свое название Атаманщина.

Как и в наши, тогда в Украине всё начиналось с отрядов самообороны, стихийно формировавшихся в провинциях  - одни для защиты революции и свободы, другие для поддержания порядка, третьи в качестве «возрождающего казачества». Затем возникли сотни, батальоны, курени и полки «украинской державы», после каждого разгрома которой разбегающиеся по лесам и оврагам, превращающиеся в «повстанцев». Свои «повстанческие армии» собирали и лидеры этой державы, не признававшие или желавшие занять в ней руководящее место.

В итоге свой «повстанческий отряд» был в каждом уезде, а по степи туда-сюда летали целые армии отчаянных рубак с неопределенной политической позицией. Народ шел в эти отряды весьма охотно, особенно ветреная молодежь и желающие «наказаковать» добра сельские бедняки. Именно эта Атаманщина привела в 1919 году к возникновению более шестидесяти республик, враждовавших друг с другом. Когда местные лидеры обзаводились парой сотней сабель или власть в уезде брал «повстанческий полк», то у них сильно обострялось стремление к полному суверенитету, дающему им полную вседозволенность и безнаказанность.

С помощью «повстанцев-самостийников» в декабре 1918-го Петлюра взял Киев и установил свою Директорию. Однако, ограбив город, большинство этих отрядов менее чем за месяц снова разбежались по своим уездам – их атаманы торопились стать там губернаторами и городскими головами. Другие атаманы поссорились с Петлюрой и объявили ему войну. Собственно говоря, именно поэтому Директория, имевшая в своем распоряжении не более 35-40 тысяч солдат наспех собранной регулярной армии, не смогла удержать власть: сначала она рассорилась со своими «боевыми побратимами», а затем не смогла их приструнить.

Нужно заметить, что «повстанцы» были довольно грозной силой (особенно махновцы), создававшей серьезные проблемы не только Петлюре. Их действия заставляли в 1918 году австро-германскую армию держать значительные силы на территории Украины, в 1919-м они сорвали наступление ВСЮР на Москву, в 1920 помогли взять Крым, а затем устроили такое ожесточенное сопротивление Красной армии, что продолжили Гражданскую войну в Украине еще на год…

Руина начинается?

Проблема выходящих из-под контроля добровольческих батальонов стала настолько серьезной, что ею озаботился уже не только прокурор Киева, но и сам президент Украины, высказавшийся за их расформирование и перевод в состав Вооруженных Сил в качестве обычных армейских подразделений.

Интересно, что Арсен Аваков хотел бы забрать все эти батальоны под крышу МВД. Таким образом, на фоне вставшего ребром вопроса «как прекратить махновщину?» два стоящие у власти клана стараются полностью подчинить себе этот ценнейший силовой ресурс. С одной стороны – команда Порошенко, с другой – «Народный фронт» и стоящий за ним Коломойский, который и без того контролирует несколько батальонов, но, вероятно, хочет заполучить их все.

Президент, возможно, просто хочет избавиться от этих батальонов, растворив их в ВСУ, ведь армейские части пока что не выказывают неповиновения, не пытаются заменить собой власть на подконтрольных территориях, а их командиры не лезут в депутаты. Армия всё ещё находится в правовом поле и лояльна главнокомандующему. А старый проверенный способ борьбы с мятежными подразделениями – разбросать их по верным полкам и бригадам.

 Таким образом, Порошенко решил бы сразу две проблемы: избавил общество от новых махновцев, а себя – от угрозы военного путча.

Однако ему в этом явно противодействует «Народный фронт», а точнее – Коломойский. Передача батальонов под крышу МВД, последнего силового ресурса его команды (ВСУ, СБУ и Нацгвардия уже под президентом), позволила бы сохранить его под контролем этого второго лица государства, который явно стремится стать первым. И это стремление сильно беспокоит: подумаем логично, зачем губернатору Днепропетровска своя армия – не для того ли, чтобы грозить ею Киеву? А если дело дойдет до крайностей и «армия Коломойского» начнет боевые действия против президентских силовиков? Ведь это просто откроет еще один фронт гражданской войны!

Но и это не самый худший сценарий, поскольку в этом случае «батальоны патриотов» всё же будут кем-то контролироваться и направляться. А вот если они продолжат отбиваться от рук, постепенно превращаясь в легальные ОПГ… Это будет гораздо хуже, чем расцвет «братвы» в 90-е, потому что батальоны не боятся ни ментов, ни ОМОНа, ни власти. А абсолютная безнаказанность может породить чудовищный беспредел…

"Виктор Дяченко"
 from-ua.com