Депортация крымских татар. Трагическая страница истории или инструмент политических манипуляции?
В этом году исполнилась 72-я годовщина со дня начала депортации крымских татар. Это трагическое событие коснулось всех и каждого в семье крымских татар, ведь с территории крымского полуострова было депортировано порядка 183 тысяч представителей крымских татар. В наше время тема всяческих мистификаций вокруг «сталинской депортации» остается актуальной. Более того, на фоне нынешних политических событий в Украине «крымско-татарский вопрос» и особенно вопрос депортации превратился в удобный инструмент идеологии и пропаганды в руках украинского правительства и лидеров запрещенного в Крыму и РФ Меджлиса. Или они действительно переживают за судьбы крымско-татарских семей? Так и хочется спросить: «А где ж вы сердобольные были раньше, все эти 25 лет?»
Историю, причины и последствия депортации крымских татар все активнее искажают, политизируют и преподносят ее так, как наиболее выгодно тем или иным политическим силам. Чтоб убедиться в этом, достаточно прочитать любую интерпретацию, например, с российского и украинского источника. Мнения будут сходиться только в том, что депортация действительно была и ее последствиями стала массовая гибель крымских татар. Истинные причины и обстоятельства насильственного переселения, указанные в одних источниках разительно отличаются от других.
Тема притеснения представителей крымско-татарского народа избита и не нова, но именно она на протяжении уже почти двадцати пяти лет существования независимого государства Украина, служит не только способом привлечения электората в предвыборных компаниях украинского парламента и президентов, но и рычагом воздействия на действующую власть. И прежде чем проанализировать решение «крымско-татарского вопроса» в составе Украины все же стоит провести небольшой экскурс по истории депортации крымских татар 18-20 мая 1944 года.
Изгнание крымских татар. Измена Родине или опасения Сталина?
Во время Великой Отечественной войны (кому удобнее – Второй мировой войны) было осуществлено несколько депортаций и крымские татары не единственная нация, пострадавшая от «сталинского террора». Спустя два месяца после вторжения гитлеровских войск на территорию СССР указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Волжская немецкая автономия. 367 тысяч немцев было депортировано: Коми, Сибирь, Казахстан, Алтай. В конце марта - начале апреля 1944 года Наркоматом внутренних дел СССР была проведена операция «Чечевица», в ходе которой были депортированы по разным подсчетам около 650 тысяч представителей чеченского и ингушского народов. Причина была аналогичная крымско-татарской депортации – коллаборационизм.
Подтверждены ли факты массового коллаборационизма среди крымско-татарского народа или единичные случаи раздувались и продолжают раздуваться пропагандой? Стоит отметить, что крымские татары были не одиноки в своем сотрудничестве с нацистскими захватчиками. В числе коллаборационистов были и россияне, и украинцы, и белорусы, и молдаване, и поляки, и даже евреи.
Некоторые современные историки, отдельные СМИ и не совсем объективные журналисты в настоящее время пытаются убедить в том, что случаи коллаборационизма в годы ВОВ были единичны, а Иосиф Сталин инициировал кровавую депортацию, так как боялся влияния соседней прогерманской Турции на крымско-татарское население полуострова. Иначе, как бредом эту версию не назовешь, поскольку на момент депортации крымских татар, в 1944 году вопрос вступления Турции в войну на стороне стран Оси (гитлеровская коалиция) даже не рассматривался. Поэтому так называемое влияние Турции абсолютно ни при чем.
Нужно учитывать тот факт, что взаимоотношения крымских татар и советской власти были некоторое время достаточно лояльными. В 1921 году была образована Крымская АССР, где крымские татары были признаны коренным населением, составлявшим на тот момент около трети всего населения Крыма. Крымским татарам были даны широкие права на развитие собственной культуры: открывались музеи, библиотеки, театры. Крымско-татарский язык получил статус государственного. Но в начале 30-х годов прошлого века ситуация в корне изменилась. В стране началась коллективизация. Естественно многие крымские татары (как, впрочем, и представители других национальностей) не желали отдавать в созданные колхозы нажитое тяжким трудом имущество, порой с оружием отстаивая свои права. Такие протесты, безусловно, были жестко подавлены, а участники раскулачены и отправлены на север страны. Не прошел стороной крымский полуостров и голодомор 1932-1933 гг. о котором тоже ведутся активные исторические спекуляции. Во время «чисток» в 1937-1938г были арестованы и расстреляны представители крымско-татарской интеллигенции. Эти обстоятельства вне всяких сомнений повлияли на дальнейшее отношение крымских татар к советской власти. Однако стоит помнить, что аналогичная политика проводилась по всему Советскому Союзу ко всем советским гражданам.
С вторжением гитлеровской Германии в Советский Союз в ряды Красной Армии были мобилизованы около 20 тысяч крымско-татарских призывников, но по мере приближению к Крыму линии фронта начались массовые дезертирства крымско-татарских красноармейцев. Согласно данным докладной записки заместителя Наркома внутренних дел Ивана Серова на имя Наркома НКВД Лаврентия Берии, практически все 20 тысяч крымских татар дезертировали и в дальнейшем перешли на сторону противника. Из числа крымских татар за время войны были сформированы различные батальоны и даже дивизии, сражавшиеся против Красной армии. Одним из наиболее известных был Татарский горно-егерский полк СС, сформированный в 1944 году из числа крымских татар.
В сохранившихся и дошедших до наших дней архивах сохранилось достаточно материалов подтверждающих активное сотрудничество крымско-татарского населения с немецкими оккупантами. Наиболее трагичным примером такой службы вермахту является концлагерь «Красный» под Симферополем, где под руководством немцев и пособничестве местного населения, в том числе крымских татар были замучены около 15 тысяч предполагаемых партизан, подпольщиков и членов их семей.
В архивах и записках очевидцев сохранились также записи о том, что крымские татары хлебом-солью встречали гитлеровские войска в Крыму. Сразу же началось формирование крымско-татарских мусульманских комитетов. В январе 1942 г. состоялось заседание Симферопольского мусульманского комитета, на котором присутствовали офицеры вермахта и представители татарских общин. Один мулла выступая, заявил буквально следующее: «Наша религия требует нашего участия в священной войне рядом с немцами, поскольку победа для крымских татар означает не только уничтожение советской власти, но и дает возможность жить по нашим религиозным и моральным обычаям». Лестно отзывался о гостеприимстве крымских татар и генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн, утверждая, что татары видели в немцах освободителей и защитников религиозных обычаев и культуры.
Депортация крымских татар – необходимость во благо государства или месть Сталина?
Вскоре после освобождения крымского полуострова от фашистской оккупации, Иосиф Сталин подписал Постановление Госкомитета Обороны Советского Союза, согласно которого многие крымские татары обвинялись в измене Родине, массовом дезертирстве, переходе на сторону врага, участии в карательных отрядах, пособничестве фашистам, диверсионной деятельности и т.д.
Силами войск НКВД численностью около 32 тысяч практически все крымско-татарское население было депортировано в восточные и северные части Советского Союза. Во время следования к местам спецпоселений погибло по официальным данным погиб 191 человек. После демобилизации были всланы на спецпоселения и те военнослужащие из числа крымских татар, которые самоотверженно воевали в рядах Красной Армии. Лишь несколько случаев известно, когда офицеры крымско-татарского происхождения не были высланы на спецпоселения, но высланы за территорию Крыма – это дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, легендарный летчик-ас и одногрупник Амет-Хана по летной школе Эмир Усеин Чалбаш, летчик-истребитель.
По сути, среди депортированного крымско-татарского населения коллаборационистов не было, ведь часть пособников успела отступить вместе с немецкими войсками, а те кто по каким-то причинам не успел покинуть Крым, был арестован или уничтожен войсками НКВД. В числе депортированных крымских татар оказались преимущественно старики, женщины и дети. В 1967 году указом Президиума Верховного Совета Советского Союза было подтверждено, что признание всего крымско-татарского народа немецкими пособниками было необоснованно, а в 1989 году сама депортация, унесшая жизни почти половины переселенцев, была признана незаконной и преступной.
Вопрос депортации крымских татар, как инструмент политического воздействия
Без преувеличения можно утверждать, что внимание украинских политиков к крымско-татарскому народу за все годы независимости Украины, в том числе и всех предыдущих Гарантов, устремлялось только во время предвыборных кампаний и когда по требованию Мустафы Джемилева крымские татары устраивали акции протеста. Истинное отношение к крымско-татарскому народу показала украинская власть в лице Виктора Ющенко, который обещал крымско-татарскому народу законодательно реабилитировать их, но дальше обещаний дело не зашло. Если не считать подарок Мустафе Джемилеву депутатского мандата от «Нашей Украины».
Нынешний президент и по совместительству кум Виктора Ющенко, Петр Порошенко тоже использует «крымско-татарский вопрос» в целях политических манипуляций. К примеру, 18 мая Гарант фривольно заявил, что будет инициировать вопрос о создании в Крыму крымско-татарской национальной автономии. Заявляя, о предоставлении крымским татарам широких прав на создание суверенной автономии и права на самоопределение, Петр Порошенко создает де-юро на территории Крыма государство в государстве, что-то вроде «крымско-татарского Ватикана». Но де-факто, это государство не может существовать, так как крымский полуостров не контролируется Украиной. Делая такие заявления, Петр Порошенко просто старается столкнуть крымских татар с местной властью, усугубить конфликт и добиться усиления санкций в отношении России со стороны Запада, от которых «выиграет» Украина. О том, что ждет крымских татар, которых он фактически толкает на совершение актов экстремизма, Петр Порошенко не думает. Ведь для украинской власти «крымско-татарский вопрос» – это очень удобный инструмент для решения собственных проблем.
Дмитрий Калина
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org