Дело «Укроборонпрома»: все против всех

902

Пока националисты забрасывали плюшевыми свиньями, администрацию президента парламентская комиссия по вопросу разворовывания в вооруженных силах пыталась изучить резонансное журналистское расследование, которое крышевали практически все силовики. Впрочем, заслушивание отчетов ситуацию не прояснило и силовики-антикорупционеры обвиняли друг друга и пытались самоустраниться.

Вновь в эпицентре скандала оказалось и Антикоррупционное бюро Артема Сытника, которое долгое время пыталось сформировать себе имидж честного и независимого. Напомним что согласно журналистскому расследованию член СНБО Олег Гладковский, его сын, а также директор «Укроборонпрома» создали коррупционную схему и вывели из украинской оборонки четверть миллиарда гривен. Выяснилось, что они организовали поставки контрабанды деталей из России, а также закупали их в украинских частях по завышенным в несколько раз ценам. Кроме того журналисты выяснили что представители правоохранителей, в том числе НАБУ за взятки закрывали уголовные дела против связанных с Гладковским руководителей фирм.

Заседание комиссии фактически начал Иван Винник – нардеп от БПП, который включил старую пластинку, вспомнив о неких старых фактах нарушения в оборонных заказах до 2014 года, когда распродавалась военная техника. Пытаясь отвлечь внимание от президента, он подверг критике Юлия Тимошенко, Анатолия Гриценко и припоминал продаж «С-300» в 2006 году, а также какие-то старые постановления правительства. Причем, по словам Винника, «попередники» украли гораздо больше, чем нынешняя смешная сумма в 250 млн. грн. Комиссия, заслушивавшая отчет, оказалась достаточно крупной. Помимо руководства НАБУ пригласили также генпрокурора и главу САП, руководителя счетной палат «Укрборонпрома» и заместителя главы СБУ. В заседании принял участие и сам журналист, организовавший расследование Денис Бигус, который впрочем, практически все время молчал.

Многие должностные лица делали вид, что результаты расследования для них вовсе не являются сюрпризом. Так, например, Сергей Пашинский, возглавляющий Комитет по безопасности и обороне просил показать фрагмент заседания, когда он в 2016 году рассказывал о 130 заявлениях в правоохранительные органы по поводу преступлений в оборонке, а также требования НАБУ и ГФС проверить «Укроборонпром». Руководитель САП Назар Холодницкий заявил, что во всем виноваты в НАБУ – якобы там саботировали дела. По сего словам еще в 2017 году САП передала в НАБУ переписку с упоминанием и сына Олега Гладковского, и других лиц, причастных к коррупционным схемам. Причем, по словам Холодницкого из НАБУ нее пришло никакого ответа. При этом то, что материал действительно отправлен, подтвердил и военный прокурор Анатолий Матиос. В материалах было 87 листов переписки и данные материалы были приложены к открытому НАБУ производству. Также, по словам Холодницкого, в 2016 году в НАБУ разнимались расследованием поставок на Харьковский бронетанковый завод заказов от ряда предприятий, среди которых и фирма Гладковского «Оптимум спецдеталь». Впрочем, глава САП отмечает, что в НАБУ спустили это дело на тормозах, призвав бесперспективным, а детектива, который его вел, и вовсе уволили. Тем не мене Холодницкий признал что и сам не узнал бы об этих материалах, если бы их не опубликовали журналисты.

Затем выступал Юрий Луценко, который также заявил что в данном деле виновато лишь ведомство Сытника. К тому же генпрокурор отметил что «Оптимум спецдеталь» – не единственное предприятие, а в реестре дел зафиксировано 480 правонарушений, которые причинили оборонке убытков на 350 млн. грн. По его словам, указанные в расследовании журналиста фирмы занимают лишь 3% от общего объема поставок «Укробонронпрома». Что касается дела Гладковских, то Луценко отметил, что прокуратура должна была расследовать лишь уклонение от уплаты налогов и мошенничество в рамках подследственности. Что касается коррупции, то, как сказал генпрокурор, это дело НАБУ, а коррупционными действиями правоохранителей должно заниматься ГБР. По словам Луценко, еще в 2017 году в НАБУ были отправлены десятки страниц переписок с телефона собственника «Оптимум спецдетали» с упоминанием фамилий всех фигурантов, но там это спустили на тормозах.

В ответ Сытник заявил, что НАБУ не получало материалов с перепиской и заявляет что и сам узнал о причастности Гладковского к фактам коррупции из журналистского расследования. Он также запросил у генпрокурора передать ему материалы, если таковые имеются. По словам Сытника, сразу после публикации расследования по опубликованным папкам было открыто производство, и детективы сейчас изучают материалы. Кроме того он допустил что может отстранить ряд сотрудников, которые упоминались в связи с причастностью к делу. Впоследствии вся комиссия критиковала лишь Сытника, а затем Винник совершенно неожиданно заседание закрыл. Очевидно, продолжение поиска виноватых продолжится лишь на следующем заседании парламентской комиссии.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org