Дело «бриллиантовых прокуроров» Украины. Точку ставить рано

1 228

Расследование скандального дела знаменитых «бриллиантовых прокуроров» продолжается. Уже традиционно все это связано с громкими обвинениями в преднамеренном затягивании или развале дела либо о попытках помешать следствию в установлении всей полноты картины, степени вины обвиняемых и так далее. Вот и в этот раз не обошлось без заявлений о том, что обвинение располагает достаточными доказательствами против столичных прокуроров Александра Корниеца и Владимира Шапакина, которые обвиняются в получении взятки, размер которой, по версии следствия, составляет 3 миллиона 150 тысяч гривен.

Причиной для таких заявлений со стороны бывшего коллеги обвиняемых, экс-зама генпрокурора страны Виталия Касько, стал перенос слушания дела, которое было начато 21 марта этого года. Однако, как стало известно информационному порталу job-sbu.org, в очередной раз суд нашел причины для того, чтобы слушание было отложено. Согласно решению суда оно будет продолжено 10 мая и начнется в 9.30 утра. Такое решение было принято после совещания суда, участники которого договорились о необходимости допроса свидетелей по делу, изучения имеющихся доказательств, а также допроса свидетелей от обвинения и самих обвиняемых.

Читайте также: Луценко не пустили на пост главы ГПУ. Сопротивление системы?

Поводом для переноса стало и то, что свидетелей просто не вызвали на последнее заседание суда, в результате этого, его отложили до 10 мая. Теперь суд планирует осуществить допрос четверых свидетелей, представленных стороной обвинения, в том числе и народного депутата Украины Вячеслава Константиновского.

Что же касается попыток развалить дело, то, по мнению бывшего заместителя генпрокурора Касько, попытки сделать это предпринимаются уже сейчас. В том числе, речь идет о противостоянии на информационном поле, где некая заинтересованная сторона создает вбросы в средства массовой информации. Согласно таким вбросам, до общественности доводится неверная информация о недостаточности доказательной базы против обвиняемых «бриллиантовых прокуроров», о том, что дело разваливается и в скором времени все обвинения с подсудимых могут быть сняты. Вместе с тем, как утверждает Касько на сегодняшний день, следствие располагает достаточными уликами против подсудимых. Наиболее ключевыми из них являются: сам факт взятки в указанном размере, а также обнаружение при обыске суммы в 500 тысяч американских долларов «живыми» деньгами, холодного и огнестрельного оружия (автомат Калашникова) и большого количества украшений, в том числе бриллиантов, благодаря которым дело получило свое неофициальное «бриллиантовое» название.

Другое дело, что на следствие оказывается всевозможное давление, целью которого является ослабление первоначальной хватки, намеренное отстранения от дела тех, кто его начинал и имел к нему отношение. Так, из генеральной прокуратуры уже были уволены сам Касько, и его коллеги Опанасенко и Сакварелидзе. Особенным успехом тех, кто намеревается вставлять палки в колеса следствия, считается отлучение от дел Сакварелидзе. По сути, вся та команда, которая начинала дело, оказалась за бортом, поэтому с точки зрения принципиальности уже существуют серьезные опасения того, что дело будет доведено до логического конца, к тому же с учетом всевозможных помех.

Вместе с тем, такую настойчивость Касько и его коллег многие склонны считать вовсе не особо трепетным отношением к выполнению своих служебных обязанностей. По мнению многих экспертов, дело «бриллиантовых прокуроров» было раздуто искусственно и стало такой себе образцово-показательный поркой, которую руководству ГПУ пришлось провести, дабы отбиться от обвинений в коррумпированности собственных рядов. Прежде всего, такие обвинения в последнее время звучат со стороны запада, в спонсорской помощи которого заинтересована Украина. Тем не менее, по заявлениям отдельных западных политиков Украина недостаточно борется с проявлениями коррупции, в том числе и в правоохранительных органах и ГПУ. Все это уже неоднократно вызывало нарекания со стороны запада и создавало повод для опасений по поводу получения следующих траншей от МВФ. А еще борьба с коррупцией является одним из главных требования к Украине на пути возможного присоединения ее к Евросоюзу.

Таким образом, по мнению части общественности прокуроров Шапакина и Корниеца арестовали исключительно для того, чтобы показать Европе то, какой бескомпромиссной может быть украинская генпрокуратура даже по отношению к собственным сотрудникам. Таким образом, подсудимые выступили в роли сакральных жертв борьбы за чистоту рядов. Между тем, по имеющимся предположениям на их месте мог оказаться кто угодно из сотрудников ГПУ, ведь разговоры о том, что генпрокуратура пронизана коррупцией практически насквозь, ходят уже достаточно давно, и наверняка часть из них может иметь под собой вполне реальные основания.

Поэтому и все громкие заявления по поводу попыток развала дела и создания информационной дезинформации, по мнению сторонников этой версии, также являются показательной акцией, которая обыгрывается только для того, чтобы держать марку в глазах западных партнеров. Вполне возможно, что следствие и в самом деле затягивается намеренно, а дело разваливается буквально на глазах. Впрочем, такую версию можно рассматривать как попытку ввести общественность в заблуждение, и заставить поверить в банальность этого, казалось бы, резонансного дела или скрыть нечто, что может скрываться за выяснениями отношений на самом деле. О том, что это может быть заявляют сторонники третьей версии, утверждающие, что дело «бриллиантовых прокуроров» – это результат войны между претендентами на право добычи днепровского песка.

Стоит напомнить, что один из обвиняемых уже делал заявление о том, что в действительности стал жертвой борьбы с незаконной добычей песка в с. Погребы, Киевской области, с которой, якобы и начались уголовные преследования Корниеца и его коллеги. По утверждению Корниеца, во время проверки офиса одной из фирм, в нее прибыл нардеп Константиновский, которого суд планирует допросить 10 мая этого года, после чего связывался с Скварелидзе, возглавившим дело «бриллиантовых прокуроров», а ныне уволенным из Генпрокуратуры.

Вместе с тем, словам Корниеца о его честных намерениях верят не все, намекая на то, что и сам он неким образом замешан в этом деле, то есть мог иметь определенную выгоду от закрытия одной из конкурирующих фирм по добыче песка. Здесь же вспоминаются и утверждения о том, что понятия ГПУ и коррупция практически неразрывны, поэтому последняя версия в глазах общественности, сегодня выглядит наиболее правдоподобной из всех возможных. Впрочем, возвращаясь к словам Касько об информационных вбросах, данную версию было бы неправильно как исключать, так и принимать за основу.

В действительности именно в обязанности судей и входит установление истины, какой бы она не оказалась на самом деле. Следующее заседание суда хоть и состоится в следующем месяце, но вряд ли поставит точку в деле «бриллиантовых прокуроров». Практика показывает, что публичные дела, как правило, затягиваются. Особенно это заметно в последнее время, ведь за последние два года, почти ни одного громкого дела так и не было доведено до логического завершения.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org