Данные по вакцинации в Украине

1 016

Vaktsinatsiya — Добрый день! Скажите, Елена еще не появилась? — Нет. Я Вам говорила, звоните к ее начальнику. — Я бы с радостью, но он тоже не отвечает. Это выглядит так, будто Вы намеренно саботируете предоставление информации? — Ничего мы не саботируем, — возмущается голос в телефоне. — Мы здесь едва ли не единственные, кто отвечает на звонки, все только нам и звонят, работать никогда, — жалуется собеседница. Целыми днями звонят … Начальник точно есть, я сегодня видела. Пожалуйста, не звоните сюда больше, я вам ничем помочь не смогу.
За два с половиной месяца до этого разговора мы направили в Минздрав запрос для получения данных о детских прививок.

Об актуальности информации говорить не приходится — и. о. министра Ульяна Супрун еще в начале 2017 заявила, что вакцинация — вопрос национальной безопасности Украины. Популярный среди украинских мам доктор Комаровский постоянно подчеркивает, что в Украине катастрофическая ситуация с вакцинацией. Но это все слова. А нам, как data-редакции, хотелось видеть цифры.

Открытые данные, которые можно проанализировать, найти в них подтверждения или опровержения таких заявлений, поискать интересные корреляции.

22 августа 2017. Мы попросили в Минздраве максимально подробную информацию за последние годы: сколько всего есть детей определенной возрастной группы, сколько вакцин на эту группу закупили и сколько препаратов остались неиспользованными. К этому можно добавить охват, количество официальных отказов по каждой вакцине, данные по наличию / недостатка с разбивкой по годам и вакцинах, сколько детей получают прививки вовремя, а сколько с опозданием.

Пока мы ждали ответ, СМИ сообщали о вспышке кори и запрет детям, не получившим прививку, посещать сады и школы в Одесской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. Каждую неделю увеличивалось количество сообщений о распространении кори в стране.

11 октября 2017. Пришел ответ с примечанием «Приложение на 79 листов».

Получить от чиновников ответ без отказа — редкая удача в работе data-журналиста. А если это не просто какой-то пресс-релиз или набор юридических терминов, а целых 79 листов данных — это уже почти счастье.

То есть, все выглядело слишком хорошо, чтобы быть правдой. И действительно, примечание о предоставлении листов была, а вот самих листов не было.

Мы позвонили по указанному в ответе телефону, но безрезультатно. Человек на больничном, а кроме нее никто не знает, что там и как.

25 октября 2017. Нам же удалось «выловить» Елену.

Представительница МЗ извинилась, сказала, что в министерстве проблема с почтовым сервером, поэтому, наверное, ответ не прикрепилась. Она также пообещала, что направит приложение со своей личной почты.

В тот же вечер пришла повторная ответ, но на этот раз оказалось, что файлы битые — цифры размером на страницу, никакие манипуляции с документом не помогли привести это к нормальному виду.

Все последующие попытки поговорить с Еленой были неудачными. «Она на больничном. Нет, еще не вышла. Простите, я не знаю, когда она будет », — подобные ответы приходилось слышать по несколько раз в неделю. Где-то на второй неделе голос в трубке дал телефон начальника Елены и попросил звонить ему. Но телефон начальника тоже не отвечал.

Подавать в суд за непредоставление информации не хотелось, ведь информацию нам бы отправили. Просто через какое-то странное совпадение в Минздраве не работают телефоны, е-мейлы и некоторые специалисты …

13 ноября 2017, отчаявшись получить необходимые данные официальным путем, мы решили обратиться к знакомым из команды реформаторов, работающих в Минздраве. Звонили разным людям около месяца.

Все, к кому мы писали или звонили с просьбой помочь, обещали сделать, что смогут, помочь в предоставлении информации. Но могли они, наверное, немного, ведь на контакт больше не выходили.

Между тем СМИ сообщали об угрозе реальной эпидемии кори: В Запорожской области уже 220 человек заболели корью, Десять учеников из Прикарпатья попали в больницу, в Луцке зафиксировали вспышку кори среди детей, на корь в Украине заболели 2381 человек, двое детей умерли.

И. о. министра Ульяна Супрун в многочисленных интервью и комментариях подчеркивала необходимость своевременной иммунизации.

13 декабря 2017 нам сообщили, что в Минздраве наконец заработала электронная почта, а также сервис ссылки запросов через сайт. Поэтому мы решили направить повторный запрос. Потому возвращаться к разговору о несвоевременно отправленную нечитаемым ответ, который вроде бы надо просто переслать, уже нет смысла.

На этот раз нам ответили вовремя, в течение 5 дней, однако сообщили, что Минздрав не является распорядителем информации, поэтому запрос будет перенаправлен в регионы.

С 21 декабря 2017 начали приходить ответы из областных департаментов здравоохранения (далее ДОУ), но здесь нас ждала новая проблема. Связать их в некую единую исчерпывающую базу данных по стране невозможно. Ведь большинство областей ответила только на те вопросы из запроса, которые были для них более или менее удобными.

Большинство ответов — сканы из программы «Укрвакцина» (в формате jpeg), без необходимых пояснений относительно содержания тех или иных колонок.

Черкасские чиновники прислали несколько листов картинками в такой низком качестве, что «плывут» при увеличении.

Чернигов продлил срок ответа до 20 рабочих дней из-за того, что «… ответ требует поиска информации среди большого количества данных и привлечения его обработке специалистов медицинских учреждений …».

Ну, что ж, подождем.

Закарпатская область направила статистику по количеству вакцинированных детей без указания информации относительно общего количества детей разных возрастов, без количества отказов, без информации о наличии / нехватки вакцин.

Запорожская область подготовила пресс-релиз с тремя цифрами.

Ивано-Франковская область прислала подробную информацию о прививках. С указанием отказов по каждой вакцине за 2013-2017 гг. С разбивкой по месяцам, отметила плановые и реальные данные по вакцинации.

Хоть кто-то! Спасибо!

Тернополь написал, что «… запрашиваемая информация требует сбора, уточнения и обобщения, распорядителями которой являются врачи общей практики — семейной медицины», и пообещал предоставить информацию в определенные законом сроки.

Подробные данные от Николаевского ДОЗ. К тому же, все данные в форматах word или excel. Спасибо!

Суммы решили ограничиться пресс-релизом на полторы страницы, содержательная часть которой сводится к двум абзацев: «На 20.12.2017 обеспеченность вакцинами лечебно-профилактических учреждений области от годовой потребности составляет БЦЖ — 97,9%, вакциной против гепатита В — 57,2 %, ИПВ 31,6%, ОПС 95,6%, НОВ 54,9%, АКДС 76%, АДС — 128,0%, АДС-м — 110,5%, КПК — 106,6%. Объемы плановой иммунизации ежегодно выполняются в соответствии с количеством полученных централизованно иммунобиологических препаратов и с учетом равномерности их поставок ».

Кировоградская область предоставила данные только по количеству детей разных возрастных категорий. А вот данные по прививкам директор департамента здравоохранения сжал до нескольких предложений: «Процент вакцинации детей до 1 года (вакцинация) против полиомиелита составляет 48,6. Прививки вакциной АКДС (против дифтерии, коклюша и столбняка) детей до 1 года выполнен на 61,5%, детей в 18 месяцев на 54,8%, отказа от прививки данной вакциной составляют каждый месяц от 60 до 266 отказов ».

Черновицкая область дала информацию в виде огромного пресс-релиза с различным содержанием данных по каждому году, подробно решили описать только 2017 год.

Одесская область предоставила данные об охвате и обеспечения вакцинами только за 2014-2016 гг. Действительно, кому нужен тот 2017 — он же только что закончился.

Департамент здравоохранения Киевской ОГА прислал данные только за 11 месяцев 2017 года, а также проигнорировал просьбу предоставить информацию о количестве отказов.

Не исчерпывающий, но информативные ответы предоставили Хмельницкая и Винницкая, Днепропетровская, Львовская, Ровенская и другие области.

По состоянию на 27 января мы не получили ответа от Полтавской, Херсонской, Харьковской, Донецкой и Луганской областей. Также поступили обещанные данные от Черниговской и Тернопольской областей.

На наш вопрос, можно ли получить доступ к данным деперсонифицированного базы Укрвакцины, чтобы провести их качественный анализ, наш знакомый реформатор с Минздравом коротко ответил: «Невозможно. Там совок «.

Интересно, например, то, что Евростат публикует данные об охвате населения вакцинами не только в зависимости от возраста, но и в зависимости от пола и даже уровня образования.

На сегодня в Украине крайне мало качественных данных о здоровье украинский. Единой базой данных по вакцинации является Информация о остатков иммунобиологических препаратов в регионах Украины, закупленных за средства Государственного бюджета. «Украинская База Медико-Статистической Информации» не содержит данных относительно прививок, только по случаям заболевания.

В наших предыдущих публикациях мы неоднократно писали о важности медицинской реформы, проводимой Ульяна Супрун. Вот одна из наших статей.

Без правильно собранных данных невозможно четко определить, что же происходит, и приходится принимать решения, руководствуясь своей интуицией или напутствиями советников. Но такие решения не всегда удачные. Сейчас в Минздраве немало работы, мы это понимаем, но для того, чтобы правильно двигаться, нужна карта местности. А такой картой является правильно собранные данные. К тому же, отсутствие официальных цифр порождает панику и дикие слухи, как это происходит в случае с вакцинацией. Поэтому наладить систему сбора и публикации в открытом доступе данных, связанных с вакцинацией и медициной в целом, не менее важно, чем заставить врачей работать по новым медицинским протоколам.

По материалам: fttc.com.ua