Что стало причиной отстранения Власенко
18 июля, Печерский районный суд отстранил защитника Тимошенко — народного депутата Сергея Власенко от судебного процесса по газовому делу. Теперь права Юлии защищают четыре адвоката: два украинских и два зарубежных. Что стало причиной отстранения и чем может закончиться этот скандальный процесс в интервью «Известиям в Украине» рассказал СЕРГЕЙ ВЛАСЕНКО.
Вас отстранили от защиты Юлии Тимошенко. Скажите, что сейчас происходит в зале суда и почему вы позволили себе довольно резкие высказывания в адрес судьи?
Я скажу вам даже больше. Меня не просто отстранили, меня вывели из зала суда. А я просто пытался отстоять наши права. Судья требовал от Юлии Тимошенко ответы на его вопросы. Но согласно 263 статье Уголовно-процессуального кодекса она может не отвечать. Это ее право. Когда ситуация вышла за пределы разумных границ, я напомнил, что Юлия Владимировна имеет право не давать ответы. Судья же начал кричать о моем удалении. Я сказал, что за нарушение порядка предусмотрен штраф, а не какое-либо другое наказание. Эти мои слова он расценил как неуважение к суду и удалил меня из зала. Кроме того, судья был недоволен, что я отстоял право Тимошенко не вставать, когда она отвечает на вопросы судьи. Это абсолютно законно. Вставать она должна, когда делает заявление. Отвечать на вопросы она может сидя. В итоге вместо того, чтобы выяснять истину, мы два часа разбирались: должна Юлия Тимошенко стоять или сидеть. Также судью раздражало, что я не обращаюсь к нему «ваша честь», что абсурдно. В законе не прописано, какими словами я должен обращаться к суду.
Это и стало причиной вашего отстранения?
Меня отстранили, потому что я пытался воспользоваться своими правами. На какие-либо нарушения со стороны суда я могу реагировать только оглашением жалоб на действия председательства. Делать я могу это в любой момент. Мне не нужно для этого разрешения.
А кто теперь защищает Тимошенко?
Сейчас права Юлии Тимошенко защищают четыре адвоката. Два украинских: Николай Сирый и Александр Плахотнюк. Еще два человека из американской юридической компании Covington & Burling LLP.
По-вашему стоило привлекать иностранных адвокатов?
Это международная фирма с безукоризненной репутацией. Когда сидит абсолютно безграмотный человек на месте судьи, необходимо с этим бороться. По нашей просьбе они же работают с жалобами в Европейском суде. Они уже готовят материалы. Тем более — они являются экспертами в международном праве. Это очень хорошо, так как ей инкриминируют незаконное участие в подписании международных контрактов.
Скажите, вам оказывается какая-либо поддержка из-за рубежа?
Европейское сообщество давно определилось со своим отношением к этому делу. Тут вопрос не в поддержке, а в позиции. А свою позицию они высказали в максимально жесткой форме — направили резолюцию в Европейский парламент. Меня постоянно спрашивают, какая стратегия нашей защиты. Так вот, отвечаю: наша стратегия — заставить судью соблюдать закон.
Говорили, что на ход дела может повлиять российская сторона.
Эти вопросы не ко мне.
Сейчас против Юлии Тимошенко открыто пять уголовных дел. Последнее касается превышения служебных полномочий, когда она в 2009 году распорядилась отменить для собственника «Криворожстали» инвестиционные обязательства. Сколько еще может быть дел?
Мы с этим делом не ознакомлены. Я знаю, что существует два возбужденных уголовных дела в отношении Юлии Тимошенко. Первое рассматривается в Печерском районном суде и касается газовых директив. Второе находится на стадии ознакомления у защитников и касается двух эпизодов: автомобили для сельской медицины и «киотские деньги». Про другие дела я не знаю. Нас о таком не уведомляли.
Скажите, действительно ли этот громкий процесс может закончиться арестом?
Я считаю, что судья может вынести приговор: арест. Статья, по которой обвиняется Юлия Тимошенко в отношении газовых контрактов, предусматривает лишение свободы от 7 до 10 лет.
Михаил Ильяшев, адвокат:
— Судья имел полное право отстранить адвоката от ведения дела, в случае если он нарушает процесс. Есть основания для такого решения или нет, судья решает самостоятельно. Вывести человека из зала, если тот нарушает порядок и перебивает работу суда, он также может. Подобные решения не обжалуются отдельно. Только в комплексе, если человек обжалует весь судебный процесс.