Что мешает Нацагентству по предотвращению коррупции?

1 048

90На днях в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции проходили обыски. Следователи проводили их у заместителя главы агентства Руслана Радецкого, его обвиняют в фальсификации каких-то документов, о которых прессе не сообщалось. Лишь через некоторое время стало известно, что эти документы относятся не к непосредственной работе Радецкого в агентстве, а свидетельствуют о том, что якобы он подавал поддельные документы в Киевскую квалификационную комиссию адвокатуры, для того чтобы получить свидетельство для занятия адвокатской деятельностью. Почему для этого потребовалось обыскивать его рабочее место в агентстве – непонятно. Сам же Радецкий утверждает, что подобные мероприятия являются прямым вмешательством в работу агентства, которое занимается проверками деклараций, и кто-то тщательно пытается заблокировать эту работу.

Впрочем, обыск в кабинете Радецкого вряд ли можно назвать чем-то нарушающим качество работы агентства, на которое возлагалось немало надежд, и которое должно было стать самым эффективным антикоррупционным органом. НАЗК создавали фактически под контролем западных партнеров и тогда много говорили о том, что с коррупцией будут бороться более активно. Но затем власть постаралась сделать так, чтобы все, что касается этого агентства, носило фиктивный характер и никакой антикоррупционной деятельности не велось. Не секрет что властьимущие очень опасаются всего, что может повлиять на их доходы. Это явно видно по тем сведениям, которые они указывали в декларациях, это четко отображает отношение к происходящему. Кроме того стоит напомнить, что Радецкий фактически конфликтует с главой агентства Натальей Корчак, обвиняя ее в блокировании проверок электронных деклараций. Также полномочный член агентства Руслан Рябошапка и вовсе добровольно сложил свои полномочия в результате конфликта с Корчак. На данный момент в НАЗК осталось лишь три уполномоченных члена, несмотря на то, что из должно быть пять. Осталось отстранить всего одного, чтобы важнейший антикоррупционный орган прекратил свою работу. Но и то, что сейчас происходит в НАЗК, тоже не является антикоррупционной деятельностью. Ведомство фактически не может заниматься проверкой деклараций чиновников, проверять их расходы и финансовые отчеты партий.

Вокруг агентства чуть ли не с момента его создания постоянно возникают скандалы. Конкурсный отбор многие подвергают сомнению, и единый государственный реестр деклараций был запущен без сертификата системы защиты информации и даже сейчас работает с перебоями. Впрочем, Корчак возлагает вину полностью на разработчика системы, хотя ее работой недовольны все, даже глава правительства Владимир Гройсман. Последний даже предлагал Корчак добровольно уйти в отставку и заявил, что глава независимого антикоррупционного органа является бестолковой и бездеятельной. Но сама Корчак считает, что как раз такая работа является эффективной и в отставку уходить не собирается, о чем и прямо заявила в своем интервью. Некогда она была преподавательницей Арсения Яценюка, потому такие заявления, несмотря на конфликт, вполне может делать. Ведь ни ВР, ни правительство практически не могут ее уволить. Это признает и министр юстиции Павел Петренко. Столь странная ситуация вынудила его представить новый законопроект, с помощью которого можно было бы назначать руководство НАЗК. К тому же в Минюсте отмечают, что ситуация является крайне тупиковой, притом что в ведомстве должны проверить более 100 000 электронных деклараций за 2015 год, а за прошлый год их скопилось уже около миллиона.

В ходе работы Корчак выписывала себе премии по 200-300 тысяч гривен, не забывая и о лояльных к ней сотрудниках. Данный инцидент вызвал возмущение в парламенте, но никак повлиять на работу агентства невозможно. Сама же Корчак обвиняет во всех бедах неугодных подчиненных. Так, например, остановка проверки деклараций случилась по ее мнению из-за внутреннего конфликта, а виноват в этом Радецкий, который должен был этим заниматься. Последний в свою очередь заявляет, что проверять декларации мешает руководство, которое не голосует за нужные решения, несмотря на то, что они готовятся согласно законодательству. А из-за прошедших обысков он и вовсе считает, что результаты проверок могут аннулировать.

Ранее в оппозиции Корчак были Рябошапка и Радецкий, тогда как Александр Скопич, уполномоченный член агентства, ее поддерживал. При равных голосах отправить в отставку главу ведомства было невозможно, несмотря на то, что этот вопрос периодически поднимался на заседаниях ведомства. Теперь и вовсе членов агентства осталось трое и перевес на стороне Корчак. Если же Радецкий будет отстранен от работы или же подаст в отставку добровольно, то в НАЗК не будет кворума. Агентство не сможет принимать решения, обрабатывать декларации и заниматься кадровыми вопросами.

Такими сложностями в работе агентства пользуются политики и чиновники, которым сейчас удается припрятывать сведения об истинных доходах. Кроме того блокируются и другие назначения, например в парламенте не состоялись выборы нового омбудсмена по той причине что в НАЗК не проверили декларации трех кандидатов. Как будет работать антикоррупционный орган дальше? Корчак призывает Минюст найти еще двух членов НАЗК. Возможно, в парламенте удастся на ближайшем пленарном заседании принять законопроект Минюста и только в таком случае можно будет запустить работу агентства. Но и тут не все так просто, ведь действия коалиции находятся в полной несогласованности и даже назначение омбудсмена, главы фонда госимущества, членов счетной палаты до сих пор не согласованы. Вокруг этих вопросов идут торги, потому до темы агентства могут вовсе не собраться как минимум до осени.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org