Что грозит политическим элитам?

863

В последнее время Владимир Зеленский активно использует СНБО как инструмент политики, однако ближе к концу марта механизм дал сбой. На повестке было наложение санкций на 19 компаний, и санкции все же были введены и все из-за одного голоса.

Предложение Зеленского не поддержали сразу четыре члена Совбеза. Само обсуждение также проходило не без проблем. Изначально против высказывались председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков, генпрокурор Ирина Венедиктова, вице-премьер Алексей резников и министра внутренних дел Арсен Аваков. Они высказались о том, что сами санкции необоснованны и уточнили, кто является бенефициарами данных компаний. Если это граждане России, то против них нужно вводить персональные санкции. В итоге решение принималось минимально допустимым количеством голосов и то ситуацию спас вице-премьер-министр цифровой трансформации Михаил Федоров, которого в Совбез Зеленский ввел буквально в тот же день. Без его голоса СНБО впервые мог отвергнуть инициативу Банковой.
В СМИ уже появилась информация о том, что компании, попавшие под санкции связаны с бизнесменом Павлом Фуксом, хотя официально в Совбезе такую информацию не подтверждали, да и сам Фукс их опроверг. Стоит отметить, что в политике он замечен не был, а к власти лоялен. Фукс – представитель Харьковщины и там он поддерживает и.о. харьковского мэра Игоря Терехова, который к слову наладил неплохие отношения с офисом президента. Да и никаких претензий ни в правовом плане, ни по связям с Россией Фуксу не предъявлялось. С другой стороны его бизнес партнером является Игорь Котвицкий, кстати он относится к сфере влияния Авакова, как впрочем и Терехов. И в этой плоскости все больше похоже на атаку Зеленского на Авакова.

Многие поначалу сомневались что Зеленский подпишет указ об этих санкциях, но он с этим вопросом не затягивал. Фактически политологи усмотрели в этом определенный сигнал для политической элиты. Примечательно, что фигурантов на Банковой отнесли к пророссийским силам. Под этим соусом можно с легкостью продавить уничтожение любого бизнеса, которое поддержат и на Западе. В последнем же случае ни к агрессору, ни к политике привязать объекты невозможно, следовательно, вопрос решался чисто в экономической плоскости. Это явно удивило все политические элиты, так как теперь достаться может любому. Если, например Зеленский захочет ввести санкции против Ахметова и его бизнес-империи, то одномоментно будут закрыты все его каналы, отобраны лицензии на добычу ресурсов, и Ахметов разорится. Даже несмотря на то, что отношения с Банковой он наладил довольно тесные, теперь уже исключать нельзя ничего.

Также эксперты отметили то, что санкции не подержал даже Разумков, хотя фактически он представляет пропрезидентскую силу в парламенте и должен руководствоваться какой-то общегосударственной линией, которую задает президент. Однако он демонстративно отказался поддерживать однозначные решения СНБО. Сам орган впрочем тоже оказался в кризисной ситуации. если некоторое время политические вопросы с легкостью решали без оглядки на правовые нормы, то в экономической плоскости все оказалось не так просто. Данилова сразу заподозрили в некоих договорняках по устранению конкурентов, а Зеленский волей или неволей рискнул единством команды. С продолжением подобного курса могут зародиться гораздо более острые конфликты уже внутри самой власти. Более того, не исключен и открытый бунт против Зеленского, отдельных представителей его команды или олигархов. Якобы собирались отменить закон о санкциях, используя КСУ, однако и такой возможности теперь не будет, так как Зеленский отменил указ президента о назначении Тупицкого, чем фактически парализовал КСУ. И хотя это решение в правовом смысле крайне спорное, суд в любом случае уже заблокирован и на все обжалования уйдет масса времени. В свое время Виктор Янукович и Петр Порошенко проводили похожую политику без оглядки на мнение элит и при первой возможности против них объединялись все. Янукович получил союз всех своих врагов во время майдана, а Порошенко – перед президентскими выборами. Подобные действия без оглядки могут раскачать и позиции Владимира Зеленского.

Тем не менее, все еще действенным остается Верховный суд, где уже оспариваются все последние решения. Если будет признана незаконность введения этих санкций, то вводить новые станет бессмысленно, так как очевидно что они будут временными до решения суда, после чего последует выплата компенсации. Так что в ближайшее время именно Верховный суд станет решать, будет ли управление страной открытым и законным или же оно будет осуществляться указами с Банковой.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org