Бывший глава ЦРУ: Россия «бросит вызов» не только Крыму или Украине, но и пойдёт дальше

787

Бывший министр обороны и бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс недавно опубликовал в рубрике «Мнение» «The Wall Street Journal» довольно длинную статью под названием «Putin's Challenge to the West» («Вызов Путина Западу»). В ней он утверждает, что Россия «бросит вызов» не только Крыму или даже всей Украине, но и пойдёт дальше. Почему же? А потому, что Путин, оказывается, «давно обижен» на Запад, сломавший СССР.

Президент России, по мнению бывшего пентагоновского начальника, имеет давнюю обиду на Запад. Он возмущён тем, что Запад победил в холодной войне. В частности, Путин винит Соединённые Штаты в распаде «своего любимого Советского Союза». Этот распад, отмечает Гейтс, Путин именует «худшей геополитической катастрофой XX века».

Свой «список жалоб» В. Путин представил 18 марта — в той речи, где объявил «аннексию Крыма Россией» (англ. оригинал: the annexation of Crimea by Russia). По мнению Путина, Россия была унижена в 1990-е годы: тут и экономический коллапс, и расширение НАТО, куда потянулись страны Варшавского договора, и многое другое, вплоть до нынешних попыток Запада принять Украину и Грузию в НАТО и ЕС. А заодно Путин недоволен тем, что западные правительства, бизнесмены и учёные — ну решительно все поучают Россию, объясняя, как ей вести свои дела дома и за границей.

Роберт Гейтс пишет, что г-н Путин стремится восстановить глобальную мощь и влияние России, а также вовлечь в орбиту Москвы те независимые государства, что ранее были частями Советского Союза. Однако Гейтс полагает, что Владимир Владимирович вовсе не имеет «явного желания воссоздавать Советский Союз». Зато Путин желает создать российские сферы доминирующего влияния: политическую, экономическую, а также укрепиться в области безопасности. Причём у российского президента нет никакого «грандиозного плана или стратегии», но есть лишь «безжалостное стремление». А ещё у него есть «терпение», отмечет экс-министр обороны.

Г-н Путин ведёт «долгую игру», которую он «может себе позволить». Ведь, в соответствии с Конституцией РФ, он может на законных основаниях оставаться президентом до 2024 года, напоминает читателям Гейтс. Сегодня Путин «безжалостно» восстанавливает «порядок» (в оригинале кавычки: "order") в России, не обращая внимания на протесты в стране и за рубежом и устраивая репрессии в отношении представителей «нарождающейся российской демократии».

В ноябре прошлого года, нажав на «экономические рычаги» и показав «политические мышцы», Путин заставил Виктора Януковича остановить украинское соглашение с ЕС. В результате путинский фаворит г-н Янукович «был отстранён от власти», но сам Путин захватил Крым, а ныне мир наблюдает «передвижения военных» на востоке Украины.

Гейтс пишет далее, что, по мнению г-на Путина, Украина важна для Москвы в качестве пророссийского блока не только из-за её размера, но и потому, что в Киеве более тысячи лет назад зародилась будущая Российская империя. Путин не будет удовлетворён до тех пор, пока в Киеве не восстановится пророссийское правительство.

Гейтс пишет, что у Путина — «совершенно иной взгляд на мир, нежели у лидеров Европы и США». Российский лидер «не разделяет почтительного отношения западных лидеров к международному праву, к нерушимости границ, которые, по западному мнению, могут изменяться только в процессе переговоров, надлежащей правовой процедуры и при верховенстве закона».

По мнению Гейтса, Путину безразличны «человеческие и политические права». Если Запад основывается на принципе взаимовыгодных отношений между нациями, то для г-на Путина, отмечает Роберт Гейтс, каждая сделка сулит кому-то потерю. У одной стороны преимущество, стало быть, другая должна проиграть. По мнению Путина, обретение, сохранение и накопление власти — вот суть и смысл игры. Так думает бывший министр обороны США.

Как же может Запад противостоять такому человеку? Оказывается, способы есть.

Запад должен вступить в долгую стратегическую игру, которую Путин ведёт на периферии России, пишет Гейтс. Через западные воздействия россияне должны усвоить, что мировоззрение и цели Путина значительно ослабят и изолируют Россию.

Гейтс предлагает и практические инструменты воздействия на Москву. По его мнению, необходимо снизить зависимость Европы от российских поставок нефти и газа. Кроме того, на Россию следует наложить «по-настоящему» серьёзные экономические санкции. Наконец, союзники по блоку НАТО на границе с Россией должны быть усилены в военном отношении.

Далее бывший глава Пентагона предлагает уменьшить западные инвестиции в Россию. Также он выступает не только против участия России в «большой восьмёрке», но и за исключение её из других международных форумов («предполагающих уважение и легитимность»).

Ну, и конечно, экс-министр обороны напоминает президенту Обаме, что оборонный бюджет США должен быть восстановлен до уровня, предложенного на 2014 год администрацией того же Обамы год назад. Нельзя допустить резкого сокращения оборонных расходов.

Однако до сих пор, отмечает с неудовольствием Гейтс, «реакция Запада была анемичной». Односторонние финансовые санкции США не будут эффективны при отсутствии европейского сотрудничества. Ну, разве что российские банки понесут какой-то ущерб… По мнению экс-министра обороны, разрыв между западной риторикой и действиями, предпринятыми в ответ на агрессию, «огромен, как пропасть». Запад будто подаёт сигнал Путину: если только он не введёт войска в Восточную Украину, Запад не применит никаких дальнейших санкций или карательных мер. Захват Россией Крыма де-факто останется без последствий, пишет Гейтс, ежели не считать пострадавшей от санкций «горстки российских чиновников».

Между тем Р. Гейтс полагает, что никто не хочет новой холодной войны, не говоря уж о военной конфронтации. «Мы хотим, чтобы Россия была партнёром, но это, очевидно, невозможно при руководстве г-на Путина. Он бросил вызов, который не ограничится Крымом или даже Украиной. Его действия оспаривают весь порядок, сложившийся после окончания холодной войны, включая прежде всего право независимых государств присоединяться к тем и делать бизнес с теми, кого они выбирают».

Деятельность Путина, отмечает далее Гейтс, пришлась на самое неблагоприятное время для Запада. Европа слабеет и имеет значительные экономические связи с Россией. США более чем десять лет находятся в состоянии войны, в результате лидеры обеих партий столкнулись с растущим изоляционизмом среди избирателей. Отмечает Гейтс и то, что Крым и Украина находятся далеко, и их значение для Европы и Америки общественность понимает мало.

Бывший министр обороны советует американским лидерам принять на себя «бремя объяснения».

«Агрессивные и самонадеянные действия Владимира Путина», заключает Р. Гейтс, требуют от западных лидеров «стратегического мышления, смелого лидерства и стальной решимости — немедленно».

Как представляется, добавим в качестве комментария, проявлением «стратегического мышления» у западных лидеров было бы желание отказаться от новой холодной войны и от военной конфронтации, которую на самом деле так или иначе проповедует Р. Гейтс. С 2006 по 2011 годы этот человек заправлял всё же не кухней, а Пентагоном. И его рекомендации удушить санкциями Россию, которая якобы собирается захватить не только Украину, но и что-то ещё (не названо), очень смахивают на явное желание развязать новую холодную войну. А уж советы усилить союзников США по НАТО в военном отношении и отменить запланированные сокращения американского оборонного бюджета — не что иное, как очевидный посыл к новой гонке вооружений. А за этой гонкой, как известно, всегда маячит зловещий призрак военной конфронтации, которой мистер Гейтс якобы не желает…

topwar.ru