Британские юристы ожидают большой куш от сделок по разблокированию российских счетов в Европе

533

Специализированные юрфирмы ищут поддержки инвестфондов и частных инвесторов, чтобы профинансировать судебные процессы против попавших под санкции российских физлиц и юрлиц. В первых рядах — британские фирмы с историей и репутацией McCue Jury & Partners и Mishcon de Reya LLP.
Суть предложения в том, что инвесторы получат долю от замороженных российских средств, которые в случае успеха в суде будут разблокированы и направлены на помощь украинцам, пострадавшим от российского вторжения. По верхней границе оценок юрфирмы рассчитывают получить доступ к $1 трлн российских средств.

Сооснователь McCue Джейсон Маккью сказал Bloomberg, что пока его компания нацелилась на $200 млрд активов в интересах 50 тысяч украинских беженцев. Партнером проекта назван признанный в России нежелательным ресурс расследований Bellingcat.

Партнер Mishcon Бен Брэндон признает, что попытка такого рода беспрецедентна. “Успех будет зависеть от решительности клиентов, спонсоров и судов, через которые нужно будет протолкнуть процесс”, — говорит он.

Общее препятствие в том, что целевые активы, как правило, разбросаны по офшорам, поэтому исполнение решений судов даже в случае успеха обещает быть крайне сложным. Кроме того, около 20 россиян, включая Михаила Фридмана, Романа Абрамовича и Петра Авена, оспорили в Европейском суде введенные против них санкции.

По меньшей мере один хедж-фонд финансировать иски уже отказался, а несколько семейных трастов изъявили готовность пожертвовать на ведение процессов, но не становиться инвесторами. Не принесло результатов и обращение к украинским миллиардерам.

С другой стороны, опыта в международном сутяжничестве юрфирмам не занимать. В портфеле McCue — недавний иск в США против ливийского военачальника Халифы Хафтара, давние иски против экс-лидера страны Муаммара Каддафи и подготовка коллективного иска к Владимиру Путину в связи со сбитием малайзийского Boeing. Есть у нее и важный профильный успех: выплата $2 млн по иску жертв теракта 1998 года в Оме, Северная Ирландия. От теракта до постановления суда прошло больше 10 лет.

Mishcon же хорошо знакома с состоятельными россиянами: компания в свое время развивала сервис VIP Russia, дававший “репутационную защиту” со структуризацией и защитой активов в интересах российских клиентов. Он был свернут после начала “спецоперации”.

Само по себе коммерческое финансирование судебных разбирательств — заметный и активно развивающийся сектор рынка. По прогнозу Swiss Re, к 2028 году он удвоится до $17 млрд.

Несмотря на то, что это произойдет отнюдь не завтра, сбрасывать со счетов перспективу изъятия российских активов в частном порядке нельзя. Важно, что этот вариант потенциально снимает ограничения, которые мешают конфисковать замороженные активы РФ на государственном уровне. В частном процессе под это можно подвести законодательную базу из разных юрисдикций и областей права, рассчитывает представитель одной из компаний.

По материалам: ukrrudprom.com