Бригадир строителенй утверждает, что с ним не расплатились за ремонт здания Днепропетровской Городской прокуратуры
Описываемый случай служит ярким примером того, как из отдельного эпизода вырисовывается картина тяжелой болезни нашей экономики и социальной сферы. Приступая к работе над материалом, мы и не предполагали, что в результате нам придется поставить под сомнение не только эффективность нашей налоговой и пенсионной системы, но и соблюдение прав человека в растрижды демократическом украинском государстве.
Договор дороже денег?
В Агентство обратился бригадир строителей Николай Шуйдин с жалобой на работодателя, который «кинул» на деньги его бригаду. Пикантность ситуации в том, что ремонтные работы, за которые ему, якобы, недоплатили кругленькую сумму в 122,8 тыс. грн. Николай проводил в весьма влиятельном государственном учреждении – днепропетровской городской прокуратуре.
Впрочем, главным Подрядчиком выступал не сам наш клиент, а некий Юрий Гордиенко, напрямую общавшийся с Заказчиком. Его-то и обвиняет Шуйдин в «кидалове».
- Сам я облицовщик, специалист по граниту, – рассказывает Николай, – и хотя на данном объекте работали люди и других специальностей, львиная доля сметы приходилась именно на облицовку гранитом. Я согласовывал с рабочими их трудозатраты и расценки, а с Гордиенко – общую стоимость работ.
Не будучи искушенными в тонкостях строительных производственных отношений мы были нимало удивлены, узнав, что никакого официально оформленного договора между Подрядчиком и Субподрядчиком не существовало. Не было официальных смет, актов выполненных работ и даже элементарных расписок в получении денег. Все, что смог предъявить Николай – несколько накладных на закупку гранита от различных поставщиков и черновики расчетов трудозатрат и расходных материалов. Более того, оказалось, что Шуйдин даже не знает, какую фирму-подрядчика представляет Гордиенко и где он вообще работает. Знает лишь, что «катается» на новеньком черном джипе.
По словам Николая, в какой-то момент Гордиенко стал задерживать выплату зарплаты и, чтобы сохранить коллектив и закончить объект, Шуйдин был вынужден расплатиться с бригадой своими деньгами. Однако когда стройка завершилась, ранее согласованной суммы Николай от Гордиенко не получил. Тот сказал, что деньги, предусмотренные «бюджетом» израсходованы.
За подтверждением изложенных выше фактов мы обратились непосредственно к рабочим-облицовщикам, которых Николай с трудом «выдернул» с очередного объекта. Но те повели себя, похоже, отнюдь не так, как хотелось бы бригадиру. Двое даже встали и ушли, не пожелав разговаривать вообще.
- Свои деньги мы получили, – неохотно заявил один из «шабашников» по имени Юрий. – Часть нам отдал Шуйдин, часть сам Гордиенко, но чьи деньги отдавал Николай, свои или Заказчика, мы не знаем, и знать не хотим.
- Да Шуйдин – человек, который не возьмется за работу, пока не заложит в смету персонально для себя столько же, сколько получит вся его бригада вместе взятая! – заявил нам Юрий Гордиенко, – Он недобрал лично свое и теперь «гонит волну».
Тем не менее, когда дошло до разговора Подрядчика и Субподрядчика (в нашем присутствии), Гордиенко все же не отрицал, что недоплатил Шуйдину. Правда, он стал ссылаться на то, что Николай, де, завысил стоимость работ, т. е. по результату оказалось – сделанное такого не стоит. Настораживало то, что Юрий, на первый взгляд демонстрируя полную открытость, отказался и нам назвать свою фирму, принявшую подряд у Заказчика, мотивируя это нежеланием «светиться» в прессе. Далее между участниками конфликта разгорелся спор об объемах, расценках, стоимости материалов и других частностях.
К сожалению, нам пришлось признать, что при отсутствии письменного договора аргументы как той, так и другой стороны мало чего стоят. Теперь, чтобы подойти к решению задачи, возможно, необходимо было бы проследить финансовые потоки от Заказчика к Подрядчику. Забегая вперед, скажем, что сам Заказчик – городской прокурор Виктор Федосеевич Ступа – говорить на эту тему категорически отказался. Однако именно после звонка к нему на связь с нами моментально вышел Гордиенко, которого мы уже собрались искать, что называется, «с собаками». Впрочем, из разговора с Юрием, не удалось выяснить, были ли у него подписаны какие-либо официальные документы с Заказчиком (госучреждение!). Но ведь такую ситуацию должно отслеживать Контрольно-ревизионное управление (КРУ), куда мы и обратились за комментариями.
Эх, налоги!
- В нашу компетенцию не входит контролировать средства, расходуемые органами власти, – сообщила нам заведующая отделом правовой работы областного КРУ Анна Черненко. – В основном мы занимаемся школами, больницами, словом, теми, кто на обыденном языке именуется «бюджетными организациями». А для того чтобы проверить, например, Областное управление внутренних дел нам нужны полномочия, делегированные их профильным министерством. То же касается и прокуратуры. Именно министерствам и выделяются деньги на хозяйственные нужды властных структур. Разумеется, мы можем привлечь экспертов, которые придут на место, оценят объем выполненных работ и предположительные затраты. Но фактически к их услугам мы прибегаем крайне редко. Собственно, мы работаем уже «по факту», а расходы таких организаций обязательно проходят через Государственное казначейство.
- Вообще-то контроль над нарушением трудового законодательства возложен на Государственную комиссию по труду, – заявил начальник Областного управления по труду и социальной защите Владимир Семенюк. Но сейчас им тоже не хватает ни полномочий, ни физических возможностей. Получается, что реальные права проконтролировать незаконный найм, – а, по сути, это все равно, что пресловутая «зарплата в конвертах», – имеют только налоговая милиция и другие правоохранительные органы. Кстати, то, что предприниматели «прячутся в тень», отнюдь не удивительно. Сейчас начисления на фонд заработной платы составляют около 37%. Это много. В свое время губернатор Юрий Ехануров приблизительно оценил общую зарплату, официально выплачиваемую жителям области, и объем покупок, совершаемых населением. Вторая цифра оказалась почти вдвое больше. Спрашивается, откуда люди берут деньги? Вопрос почти риторический.
- Да, налоги велики, – говорит начальник пресс-службы Областной государственной налоговой администрации Владимир Претыскач. – Но закон пока еще никто не отменял. А вот проконтролировать использование «черного» труда, особенно в строительной отрасли – задача практически невыполнимая. Даже если на стройке поймали человека без трудового договора, работодатель, в принципе, может сказать: «Да кто это такой?! Я его вообще не знаю!». И доказать что-либо будет невозможно. Остается лишь спросить «шабашника»: «А сами-то вы о чем думали, когда нанимались на работу без соответствующих документов? К слову, а вы вспомнили хотя бы о том, что когда-нибудь придется выходить на пенсию?».
Тут мы столкнулись с еще одной важной проблемой. Как оказалось, со слов Владимира Претыскача, даже если ты заработал деньги без трудового соглашения, но честно задекларировал их в налоговой, это отнюдь не добавит тебе страхового (пенсионного) стажа. Налоговая инспекция и Пенсионный фонд не обременены никакими обязательствами друг перед другом, все, что взимает налоговая, поступает в местный бюджет. Иными словами, налог, заплаченный с задекларированных средств, никак не учитывается в ПФ. Оформлять отношения с этой организацией нужно отдельно и по весьма специфичным правилам.
- Законом предусматривается заключение договоров о так называемом добровольном страховании, – сообщили нам в Жовтневом отделении Пенсионного фонда. – То есть, если за вас не платит фирма-наниматель, то можете платить за себя сами. Но такой договор заключается минимум на год и ежемесячный взнос не может быть менее 300 грн, а в случае, если пропустите хоть один месяц, то договор аннулируется. Кстати, переплачивать тоже невыгодно. Вы получите несколько больше минимальной пенсии, но не настолько, чтобы в старости «окупить» сделанные затраты.
Создается впечатление, что в данной ситуации куда выгоднее завести депозитный накопительный счет в банке.
Мы не рабы! Мы- крепостные!
Результат наших изысканий оказывается весьма неутешительным. Получается что, по крайней мере в строительной отрасли, работать «по белому» не выгодно ни наемным рабочим, ни самим нанимателям. Даже если заказчиком является государство, как в данном случае, – дела это не меняет. («В принципе, я мог заключить с рабочими официальные договора, – сказал нам Юрий Гордиенко, – но тогда их зарплата была бы значительно ниже из-за необходимости платить налоги. Бюджет то фиксированный!»). В разговоре с нами «шабашники» неоднократно упоминали, что если бы они требовали законной процедуры найма, то с ними просто никто бы не хотел иметь дело и они остались бы без работы. Кстати, внешнеполитическая ситуация сегодня такова, что в ближайшем будущем можно ожидать наплыва дешевой рабочей силы из Китая и Вьетнама, что только усугубит положение. Такие тенденции уже наблюдаются.
Далее. Похоже, у нас нет ответственных инстанций, которые смогли бы эффективно защитить наемных рабочих в их незавидном, почти рабском статусе. Даже весьма неуклюжие пенсионные законы наталкивают на мысль, что государству просто невыгодно «плодить пенсионеров». А в профсоюзе строителей нам откровенно завили: все, что они могут сделать в данной ситуации – это проводить разъяснительную работу о незаконности и кабальности работы без договоров («В нашем профсоюзе «шабашников» нет! – наивно сообщили там).
Задумаемся и о том, что «шабашники» заняты не только на строительстве. Так, известны примеры массового «черного найма» в сельском хозяйстве. Рассказывали даже, что один фермер, нанимая рабочих, вычитал из их зарплаты пособие по безработице, которые те должны были получать по линии службы занятости. Если обобщать еще шире, то каждый из нас может оказаться перед необходимостью вступать в «неуставные» трудовые отношения. Что поделаешь, если приходится жить в эпоху «развитого неофеодализма»?
Что же можно порекомендовать в этом случае? Сразу скажем, что мы отнюдь не призываем уходить от налогов. Доходы следует честно декларировать и платить отчисления в казну. Стоит, по возможности, наладить отношения и с пенсионным фондом, либо подумать и подобрать себе подходящую депозитную программу в банке, либо в страховой фирме.
А чтобы избежать «кидалова» при найме на работу можно, по крайней мере, попытаться заключить с нанимателем разовый трудовой договор и заверить его у нотариуса. При выполнении взаимных обязательств такой документ может в дальнейшем и не понадобиться, но в случае конфликта – вполне сгодится для предъявления в суде, а также, если вы вняли нашим призывам, для оформления декларации о доходах. В случае же устного соглашения постарайтесь хотя бы, чтобы оно заключалось при свидетелях, которые смогут подтвердить факт совершения сделки.
Что же касается конкретного случая Шуйдина и Гордиенко, то для урегулирования конфликта сторонам, возможно, следует прибегнуть к услугам третейского суда. А впредь – как огня избегать подобных «липких» ситуаций.
Днепропетровское Агентство Журналистских Расследований, «Горожанин», 10.03.2011
Кстати
В процессе расследования мы обратили внимание и еще на один нюанс. Как упомянул в разговоре Юрий Гордиенко, финансирование работ на объекте производилось из нескольких источников. В то же время среди накладных, предъявленных нам Шуйдиным, фигурирует четыре документа, помеченных загадочной аббревиатурой из семи букв. По словам Николая, закупка гранита производилась за счет средств некоего фонда содействия одному из городских силовых ведомств, не имеющих прямого отношения к прокуратуре. О создании подобных «милицейских» фондов и драконовских методах их наполнения неоднократно упоминала пресса. Между тем, существует Указ президента Ющенко о запрете создавать подобные «фонды» при госструктурах.
Одним словом, такие «смешанные» схемы финансирования почти наверняка создают благоприятную среду для должностных злоупотреблений, а возможно и коррупции. Но это уже тема для другого журналистского расследования.
Был случай
Спецслужба расплатилась коньяком
Как сообщил нам Николай Шуйдин, его бригада давно работает в городе и облицовывала гранитом такие объекты как вестибюли главных корпусов ДНУ и КБЮ, VIP-зал аэропорта, центральный вход УСБУ, часовню и памятник погибшим милиционерам, обзорную площадку парка Шевченко, жилой комплекс «Башни» и даже один президентский спецобъект Виктора Януковича.
- Всегда с нами расплачивались честно, – рассказывает Николай, – Правда, однажды одна из спецслужб вместо денег «подогнала» фуру коньяка. Но мы и этим остались довольны. А вот, чтобы так бессовестно «кидали» – это впервые…
ajr.org.ua