Борьба с коррупцией набирает обороты

560

Своими постоянными напоминаниями Запад так и не смог добиться от Порошенко отмены декриминализации статьи о незаконном обогащении. Хотя альтернативные законопроекты и предлагались, но дело до них так и не дошло. Теперь в ближайшее время не исключено появление нового закона, который введет уголовное преследование за незаконное обогащение. В последние дни работы прежнего созыва парламента соответствующий законопроект внес Владимир Зеленский. Вероятно, этот документ должны были рассмотреть на внеочередном парламентском заседании, однако депутаты не собрались. Теперь для нового парламента этот законопроект может войти в число первых на повестке дня. Причем учитывая, что у «Слуги народа» большинство – его вероятно примут. Ранее существовавшая уголовная ответственность за незаконное обогащение была забракована Конституционным судом. Взамен Петр Порошенко представил свою версию законопроекта, хотя его вариант был значительно недоработан и по словам экспертов, трактовка незаконного обогащения была представлена так, что доказать в суде вину коррупционеров было бы невозможно. В итоге парламент даже не стал рассматривать президентский законопроект.

Пока шла президентская избирательная кампания, Зеленский не раз вспоминал эту тему и критиковал Порошенко, заявляя, что тот прикрывает коррупционеров из своего окружения. Также Зеленский пообещал, что в случае победы займется восстановлением этой нормы в числе первых. Эксперты рассмотрели предложенный им документ и также сделали неутешительные выводы. Новый документ, предложенный Зеленским, дает возможности лишать имущества и сажать в тюрьму практически любого. Таким образом, власти смогут контролировать неугодных чиновников. В то же время документ предусматривает ряд лазеек, с помощью которых приближенные к власти коррупционеры смогут избегать ответственности. К законопроекту прилагалась пояснительная записка из офиса президента, где указывалось, что Украина обязалась в меморандуме с МВФ ввести уголовную ответственность за незаконное обогащение. Из-за того что Конституционный суд отменил прежний закон получился своеобразный пробел, который сделал бесполезным систему электронного декларирования. Последняя к тому же может использоваться для легализации активов.

Новый законопроект предлагает вводить ответственность от 5 до 10 лет лишения свободы для чиновников, у которых стоимость имущества превышает законные доходы более чем на 12 тысяч необлагаемых минимумов. В уголовном и административном праве в качестве базовой используется ставка не 17 грн., а 960,5 грн. Таким образом, общая сумма имущества чиновников не может превышать 11,5 млн. грн. Если имущество превышает размер прожиточного минимума в 5600 раз, то его будут конфисковывать. Ответственность разделяется и напрямую зависит от стоимости активов. Так, к примеру, при имуществе, если его сумма превышает 11,5 млн. грн. наступает уголовная ответственность, а при стоимости активов более 500 прожиточных минимумов будет проводиться взыскание по гражданскому иску с конфискацией. НАБУ будет изучать имущество госслужащих приобретенное ими за три года. Причем рассматривать эти дела будут не местные суды, в Высший антикоррупционный суд. Законопроект предлагает суду использовать для вердикта аргументы той стороны, которая окажется более убедительной, причем нигде не говорится о законности сбора доказательной базы. В целом документ усиливает криминализацию вместо декриминализации, а также убирает презумпция невиновности. Эксперты даже не исключают, что закон может вступить в силу задним числом, так как не предусматривается нулевая декларация с которой велся бы отсчет. С другой стороны эксперты отмечают, что новый документ не так уж строг к коррупционерам и может применяться избирательно. Так закон предполагает распространение на тех, кто выполняет функции государства или местного самоуправления, перечисленных в перечне с 1 ст. 3 Закона о предотвращении коррупции. Список небольшой в нем далеко не все перечислено, к тому же из него периодически убирают некоторые должности. Так, например, Порошенко, чтобы вывести из-под удара Филатова, убрал администрацию президента. Почему-то Зеленский решил также не распространять гражданскую конфискацию на все субъекты декларирования и привести в порядок их перечень в законе. Ведь коррупция есть и в госбанках, на «Укрзализнице», в «Нафтогазе» и в других государственных предприятиях, однако этот закон на них не распространяется. К тому же госпредприятия всегда могут выйти из-под действия закона, проведя перерегистрацию. Есть и много лазеек куда входит и оценка активов, вопрос кто и как будет определять их стоимость. К тому же часто коррупционеры записывают имущество на третьих лиц. Законопроект предполагает считать, что чиновники могут приобретать собственность, не только оформляя ее на себя, но и в пользование третьими лицами, однако не указывается, что является пользованием.

Оп мнению экспертов, чтобы заниматься антикоррупционным законодательством нужно будет внести изменения еще и в Конституцию. Прежде всего, ввести переходный период и презумпция невиновности для отдельных лиц. Затем потребуется ввести второй период после искоренения основной массы коррупции. Ведь получение квартир, денег, машин относится в основном к коррупции низшего и среднего звена. Высшее звено не берет взятки машинами или наличными – там оплата идет через назначения на должности, доступы к тендерам, лоббирование различных вопросов через таможню и многие другие схемы. причем именно в верхах и находится основная коррупция, угрожающая государству и подрывающая экономику на миллиарды долларов. однако именно этой коррупции президентский законопроект не касается.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org