Большая приватизация: как олигархи готовы страну поделить

1 060

Новые обещания президента Порошенко вновь удивило общественность – он заверил, что уже через несколько месяцев начнется новая волна массовой приватизации. Впрочем, эксперты считают, что это будет новый всплеск борьбы олигархов за оставшуюся государственную собственность. Эта борьба обещает быть жесткой, а это не только отпугнет западных инвесторов, но и обесценит и без того не слишком дорогие активы.

Неделю назад проходило заседание Национального совета реформ, руководил им сам президент, который отметил, что вопрос приватизации является очень важным для экономического роста Украины и привлечения инвесторов. В итоге Нацсовет одобрил закон о приватизации. По заверениям президента власть имеет желание и политическую волю для проведения приватизации объектов государственной собственности, причем хочет провести это эффективно на конкретной основе согласно новому законодательству, которое даст возможность участвовать в этом процессе отечественным и иностранным инвесторам.

Правительство успело подготовить законопроект о приватизации, согласно которому на объект продажи в Украине будет распространяться британское право – это даст возможность инвесторам прибегать к помощи лондонского арбитража. То есть любой спор можно будет решать в лондонском суде. Таким образом, по заверению премьер-министра Гройсмана это станет защитой прав инвестора. Правительство будет настаивать на принятии этого законопроекта. Необходимо еще 5-7 решений для начала экономического роста, считает премьер. Получается, что своими заявлениями руководство страны по факту признало, что сегодня в Украине права инвесторов не защищены и ради этого придется обращаться к помощи иностранных судебных институтов. Кроме того разработанный законопроект по сути признает верховенство права другого государства над национальным, а это также противоречит украинскому законодательству. Впрочем, эксперты считают, что даже сдача национальных позиций не заставит иностранных инвесторов становиться в очередь. Никакие международные суды не помешают нескольким десяткам титушек в камуфляже и с политическими лозунгами «отжимать» любые предприятия и блокировать торговлю.

Многие эксперты уверены, что зарубежные инвесторы не заинтересованы в приобретении украинских предприятий, потому что прекрасно осведомлены о ситуации на Украине. Независимо от того, насколько проработаны законы, они ни в каком виде не выполняются, потому вложение денег является риском, а тем более вкладывать серьезные деньги в большие предприятия никто не хочет и это не зависит от того, какие законы будут приниматься. Правительственная реклама новых законов вряд ли переубедит инвесторов. Стоит отметить, что одобрение закона о приватизации в свете реформ носит лишь формальный характер. Данный Совет не имеет отношения к реформам, в эту организацию входят представители администрации президента, Верховной Рады и правительства. Свои совещания они оформляют в качестве пиар-акций, рассказывая о несуществующих реформах. Неважно будет закон или нет – в стране по законам никто не живет, и инвесторы на это вряд ли поведутся.

Эксперты также убеждены, что защитить права инвесторов в нынешних условиях попросту невозможно, ведь государство даже не в состоянии защитить собственную границу. Так, например, 10 сентября пара сотен вооруженных людей захватили погранпункт. Как инвесторы могут быть убеждены в том, что будет защищен, например, банк с иностранным капиталом, который можно заблокировать и замуровать? Даже предусмотренное законом право обращаться в международный суд гарантий не дает, ведь решаться споры будут долго, а все это время бизнес будет заблокирован. По сути, не имеет смысла обращаться к международному арбитражу притом, что в стране все решается несколькими олигархами и руководителями. Так было, например, с ОПЗ, вокруг которого устраивали скандальные акции, снижающие его привлекательность. В государстве имеется несколько группировок на стороне разных олигархов, и они выясняют отношения между собой. И где гарантии что пришедшему иностранному инвестору не перекроют газ, считает доктор экономических наук Сергей Якубовский. Закон предусматривает, что если компания сотрудничает со страной-агрессором, то будут применяться санкции, однако на Западе прекрасно осознают ситуацию. Ведь почти все европейские банки имеют филиалы в России, то же самое касается и многих компаний. В свою очередь в европейских компаниях часто присутствует европейский капитал. Таким образом, можно вводить санкции или отжимать собственность любой европейской компании в Украине.

Вероятно, Петр Порошенко решил ускорить приватизацию по требованию МВФ, который уже давно настоятельно рекомендует продать государственное имущество под угрозой прекращения сотрудничества. При этом как на Банковой, так и в Верховной Раде отмечается странное поведение – чиновники твердят, что собираются продать почти все имущество и даже подкрепляют заявления принимаемыми документами. Так по плану приватизации на 2018-2020 годы запланировано приватизировать 893 компании. В государственной собственности остается лишь 15 компаний и 363 объекта, по сути обеспечивающие работу государственного аппарата. Еще 359 объектов будут переданы во временное использование частным субъектам хозяйства.

Регулярно отчитывается и Фонд госимущества, который выставляет на конкурс прибыльные активы, но торги почему-то срываются либо покупатель не находится. На 2018 год запланировано что бюджет получит от приватизации 22 млрд. грн. В нынешнем году от приватизации ожидается получить 17 млрд. грн, но за первое полугодие было получено всего лишь 58 млн. В июле так и не удалось продать Одесский припортовый завод по стартовой цене 13 млрд. грн. Ожидается, что до конца года Фонд госимущества снова выставит его на продажу, а вместе с ним будут реализованы контрольные пакеты шести Облэнерго. Среди достижений за этот год ФГИ отметил продажу блок-пакетов «Киевэнерго», «Донецоблэнерго», ДТЭК «Захидэнерго». Приобрела их, что не удивительно, компания Рината Ахметова, которому уже принадлежат контрольные пакеты этих предприятий. В бюджет поступил 1,32 млрд. грн. В последний день лета Ахметов также приобрел 25% акций ДТЭК «Днипроэнерго» и ДТЭК «Днипрооблэнерго», с которых будет получить 1,7 млрд. грн. В то же время не удалось продать 25% акций «Одессаоблэнерго», «Донбассэнего» и «Сумыоблэнерго», так как их никто не захотел покупать. Столь малое количество сделок обусловлено тем что власти специально препятствует продаже чтобы еще больше сбить цену на определенные объекты – они будут проданы в нужные руки по низкой цене. Кроме того, за некоторые активы конкурируют олигархи, периодически блокирующие продажи конкурентам. Ну и не стоит забывать договоренности как, например, с Ахметовым, который планомерно выкупает определенные объекты недорого в обмен на лояльность. Теперь же волна приватизации обещает быть большой. Наиболее ценные активы уже хотят выкупить главные олигархи, которые уже ведут переговоры о ситуативных союзах либо договариваются с властью. Конечно же Порошенко попытается использовать эту ситуацию, чтобы либо переманить кого-то на свою сторону ибо поссорить между собой.

Не стоит забывать, что свою игру ведет и премьер Гройсман, который также договаривается с крупным бизнесом, и наверняка Порошенко попытается ему помешать. Так на один лишь ОПЗ претендуют Коломойский, Фирташ и Григоришин. За пакет энергокомпаний сражаются Григоришин, Кононенко, Фирташ, Ахметов, Суркисы, и Коломойский. Из них Григоришин и Кононенко по сути являются партнерами президента, кроме того президент имеет договоренности и с Ахметовым. Те же, кто не смог найти общий язык с главой государства, а это Коломойский и Фирташ, ощущают постоянный прессинг, утратив часть имущества. Не исключено, что некоторые привлекательные активы будут выкуплены самим Порошенко хоть и не лично, но через подконтрольных олигархов – тех же вышеупомянутых партнеров. Считается что в интересах президента не только ОПЗ и «Турбоатом», но и «Центрэнерго» и государственные банки.

В случае реального начала большой приватизации, которую все никак не начнут, стартует и большой передел собственности среди олигархов. В результате, несомненно, будут ослаблены позиции одних, тогда как другие получат больше предприятий, а заодно и власти. Очевидно, что предприятия, как и ранее, будут выкупаться по очень низкой цене, от чего пострадает бюджет. Но когда у государства останется лишь 15 компаний обеспечивающих его деятельность, делить будет уже нечего, и дальше вероятнее всего начнется передел уже частной собственности.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org