Бизнес уходит из страны

737

Украина продолжает переживать состояние тяжелого экономического положения. Резко упал уровень жизни простых украинцев, повышены тарифы на коммунальные услуги, чуть было не произошел очередной обвал национальной валюты, золотовалютные резервы пусты наполовину, а тут еще и бизнес уходит в тень. А тот, который не смог защититься в сложившихся условиях, и вовсе прекращает свое существование. С таким трудом восстановленное после развала СССР отечественное производство снова может престать существовать в Украине. Местные компании просто закрываются, теряя рынки сбыта своей продукции и не выдерживая непосильного налогового бремени.

Как итог, количество работающих в Украине компаний, причем, как местных, так и иностранных, владельцы которых в свое время решили инвестировать свои капиталы в Украину, резко сократилось за последние два с половиной года. Причиной этого стали вовсе не политические взгляды предпринимателей, которые теоретически могли бы не сойтись в понимании правильности или неправильности вектора политического курса взятого пришедшей после революции достоинства властью. Самая главная проблема кроется в создании всех условий для того, чтобы страна потеряла всякую инвестиционную привлекательность. Для того чтобы бизнес в Украине из категории «перспективных» перешел в категорию «рисковых» предприятий. Для того чтобы заниматься бизнесом могли только те, кто имеет хорошие связи и гарантии в определенных кругах, то есть преимущественно олигархат и приближенные к нему структуры. Средний же и мелкий бизнес просто оказались задавленными или поставленными на грань выживания, как это уже проходила страна в пресловутых девяностых.

Что же касается, заграничных инвесторов, которых в последнее время так усиленно призывает приходить в Украину президент Петр Порошенко, то последних очевидно пугает не только бесперспективность ведения здесь каких-либо дел, но и всепоглощающая коррупция. Последняя, по мнению некоторых игроков рынка, по-прежнему исходит из самых верхов украинской власти. И даже если предположить, что этот процесс руководству страны не подконтролен, и власть не создает каких-либо ущемляющих честный бизнес условий специально, то в этом случае инвесторы видят неспособность власти контролировать ситуацию. А как следствие, ни один инвестор не может быть до конца уверенным в том, что в случае возникновения проблем законодательство Украины позволит защитить попавшие в беду капиталы. Поэтому процент желающих рисковать своими деньгами, вкладывая их в украинский бизнес, приближен к самому минимальному значению.

Это является одной из важнейших причин того, что иностранные предприятия продолжают покидать Украину во все более массовом порядке. Очень ярким показателем этого можно назвать массовое закрытие ряда финансовых учреждений, некоторые из которых имеют мировое имя, а также уход инвесторов из украинского энергетического сектора. Последнее и вовсе может вызвать серьезное удивление, ведь энергетический сектор – отрасль крайне прибыльная, и те, кто может позволить себе вкладывать в него средства, практически гарантируют себе колоссальные прибыли. Вот только последнее утверждение применимо, вероятно, к любой другой цивилизованной стране, но, похоже, что только не к Украине. В случае с ней мы дошли до того, что, по словам Яна Тейлора, который возглавляет одну из ведущих в мире нефтетрейдерных компаний Vitol с голландско-швейцарской пропиской, западные инвесторы на данный момент не готовы вкладывать свои средства в энергетический бизнес в Украине.

Заметно снизили свою активность и компании, которые еще совсем недавно строили грандиозные планы по добыче сланцевого газа на территории Украины, отмечает информационный портал job-sbu.org. Несмотря на то, что часть этих производств уже запущена и вроде бы, функционирует, разработка новых месторождений крайне пассивна. Здесь либо инвесторы имеют определенные опасения либо пережидают время, надеясь на изменения условий, которые позволят чувствовать себя более спокойно, чем на данный момент.

Ту же самую картину можно наблюдать и в других отраслях, куда вообще инвесторы рисковали вкладываться до 2013 года. Остальные же ниши, занятые местными предпринимателями, «горят» ничуть не меньше, чем самые прибыльные отрасли. Одно только сельское хозяйство за последние годы заметно пришло в упадок. Резко сократилось количество предприятий, занимающихся производством продуктов питания. Причина этого так же очевидна – это потеря основных рынков сбыта. Ведь украинская продукция кроме внутреннего потребления была ориентирована на российского покупателя.

Это не удивительно, поскольку качество украинской продукции всегда ценилось среди россиян, а вот европейцам, как оказалось, не понравилось. Не понравилось вовсе не потому, что стандарты там выше, а потому, что своей продукции там предостаточно. Напротив, сокращение производства в Украине, где еще вчера многие именитые торговые марки перестали быть на слуху у покупателя, позволило заполнить опустевшие прилавки товарами стран Восточной Европы. По сути, это говорит о том, что заходить в Украину европейским производителям вовсе необязательно, достаточно лишь экспортировать сюда свою продукцию. Логично, что от такой схемы украинская казна практически не получает налогов. Это в свою очередь, заставляет власти ужесточать их для тех, кто еще остается в украинском бизнесе. А еще заставляет это делать Международный валютный фонд, который в качестве очередного условия для предоставления Украине нового кредитного транша, потребовал от властей Украины исключить всяческие налоговые поблажки для украинских предпринимателей всех уровней.

Номинально это шоковая терапия, которая должна отсеять всех слабых игроков, и привить бизнесу стойкий иммунитет. По сути, устранение всех, кто может составить хоть какую-то конкуренцию транснациональным компаниям, которые по прогнозам некоторых экспертов, уже готовы занять украинский бизнес. По прогнозам скептиков украинский бизнес сектор банально может быть отдан западному капиталу за долги, вернуть которые Украина просто может оказаться не в состоянии. Недаром еще одно условие МВФ, к которому совсем скоро могут присоединиться и другие инвесторы, заключается в подготовке к началу распродажи украинских предприятий, продолжающих до сих пор оставаться в собственности государства, многие из них, кстати, являются стратегически важными объектами. Подтверждением того, что эта кампания обязательно стартует, служит распродажа госсобственности, которая активно проводится уже сегодня. В частности это один из промышленных гигантов Украины – Одесский припортовый завод, новые владельцы которого будут диктовать условия бизнес-сектору целого региона и не только.

Так что в скором времени бизнес в Украине может ожить, вот только получать доход от него будут уже вовсе не украинцы и даже не местные олигархи. Не случайно последние, вероятно, чувствуя опасность, вновь активно ударились в рейдерские захваты в надежде «приобщить» как можно большую производственную сеть, что похоже остается единственной гарантией остаться в украинском бизнесе в ближайшем будущем.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org