Азов раздора: как конфликт в проливе рыбу ловить мешает

635

Декабрьский конфликт между Россией и Украиной в Керченском проливе, когда корабли ВМСУ были захвачены и отбуксированы в Керчь, принес не только военное положение на месяц и политические последствия, но и серьезные ограничения для рыбаков. Торговым судам проход в принципе открыт, с военными же все гораздо сложнее. Если бы этим все и ограничилось, то простые граждане, живущие в приазовском регионе, не сильно бы опечалились. Однако тот пограничный конфликт принес головную боль для приазовских рыбаков.

Примечательно, что до 2017-2018 гг. отношения между Украиной и Россией никак не затрагивали рыбный промысел в Азове. Более того – он даже вырос в 2016 году на 90%. Статистика указывает, что в среднем за год украинские рыбаки добывают в Азовском море до 36 тонн рыбы. Речь идет о тех видах рыбы, которые добываются промышленными объемами. Многие другие виды рыбы стремительно сокращаются – пеленгас, камбала, судак и другие, осетровых и вовсе осталось считанное количество, причем ловить из запрещено законами и в России, и в Украине. Но для браконьеров законы не писаны – практически во всех приазовских поселках в меню местных ресторанов можно найти запрещенные виды морских обитателей, причем подают и даже во время нереста. Понемногу браконьерствуют как отдельные люди, так и целые предприятия.

Браконьерство зачастую проходит как оформленное в виде научной программы от исследовательских институтов рыболовства – исследователи заказывают лов в научных целях, так как своих судов у них нет в отличие от промысловиков. Однако по таким «научным программам» рыбы вылавливается во много раз больше, чем нужно для исследования. В природной прокуратуре и рыбоохране прекрасно об этом знают, однако все причастные структуры получают от этого откаты и взятки. У таких контор бизнес полностью налажен, и конфликт их затронул в меньшей степени, нежели честных рыбаков.

Каждое рыболовецкое предприятие имеет свои рыбные места в Азове, однако после того как Крым был отобран Россией, зачастую рыбные места оказались «за границей». Еще в 2017 году рыболовецкие предприятия без проблем ловили рыбу там, где привыкли, причем как рыбаков с украинкой стороны, так и с Крыма, не трогали пограничники с обеих сторон. В лучшем случае досматривались документы без особых придирок. Однако после задержания судна «Норд» между российскими и украинскими пограничниками начался конфликт с выяснением отношений. Все это отразилось на простых рыбаках. Но даже в такой ситуации они научились договариваться с пограничниками, предлагая несколько ведер рыбы. В 2018 году пограничники стали требовать гораздо больше – порой чуть ли не сотню килограмм. Как украинские, так и российские пограничники организовали на рыбаках целый бизнес. Так, например, российские стражи границы, подходя к рыбакам, требовали, чтобы с ними «поделились рыбкой». Крымские рыбаки также жалуются что «украинские пограничники в мегафон требуют от предателей рыбы». Фактически был организован пограничный рэкет.

Всем известно, что Азовское море является общим, запрещено лишь заходить в пятикилометровую прибрежную зону, чтобы не лишиться баркаса. Так было до осени 2018 года, теперь при малейшем подходе к Крыму в пределах 12 миль российские пограничники действуют бесцеремонно. Нередки случаи, когда они отбирают рыбу даже в крымских территориальных водах. Впрочем, рыбаки жалуются, что украинские пограничники поступают так же. Рэкетирам неважно у кого отбирать рыбу. В основном артели занимаются ловом бычка, хамсы и тюльки, но некоторые ловят камбалу, а она стоит гораздо дороже, так же как, например, судак и кефаль. В случае если вдруг попадется осетр или севрюга – его естественно не выпускают, а загружают поглубже в трюм, забрасывая хамсой. За осетра можно выручить до 2000 грн. у перекупщика, а за икру могут добавить еще несколько тысяч грн. Однако в случае если с таким уловом задержит рыбоохрана или пограничники, то могут выписать штраф до сотни тысяч. Местные рыбаки не считают браконьерством пару сотен кило камбалы или осетров, несмотря на запрет. В сокращении численности рыбы они винят государство, которое ставит дамбы и плотины.

На сегодняшний день Азовское море уже не является таким «общим», каким было ранее. Более того в Киеве все чаще звучат призыв в одностороннем порядке разорвать договор об использовании Азова, подписанный еще в 2004. При расторжении этого договора проблем будет гораздо больше, причем не только для рыбаков, которые лишатся возможности ловить рыбу в 12-мильной зоне. Проблему рыболовства придется заново обсуждать на двухсторонних переговорах. Естественно уменьшение. Естественно снижение объемов промысла скажется положительно на морcкой фауне, но жители прибережных поселков и рыбацкие предприятия, которые десятилетиями живут только за счет этого, потеряют источник дохода.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org