Антикоррупционный суд – суд, который «дожал» МВФ

2 221

Хотя закон о Высшем антикоррупционном суде фактически вступил в силу еще 14 июня, тем не менее, для того чтобы создать правовую базу для отбора судей и начала работы самого суда потребовался еще один законопроект. Положение о нем было прописано в первом законе. Второй документ сразу же подал в парламент президент, однако депутаты долгое время не могли его принять. Несколько раз законопроект не могли даже включить в повестку дня, а в МВФ уже стали волноваться и намекать что без антикоррупционного суда транша не будет.

Порошенко тем временем опубликовал целую статью в газете «Вашингтон Пост», где описал свою борьбу с коррупцией. По его словам Украина движется к построению европейского государства и принятие закона о ВАКС является первым шагом в этом направлении. В самом же начале он объявил себя главным борцом с коррупцией, а свою борьбу начал с мая 2014 года. Затем президент кое-как попытался обозначить главные помехи в борьбе с коррупцией, среди которых корыстные интересы и популизм и снова же объявил препятствием бывших регионалов Януковича и олигархов. Нетрудно догадаться каких именно олигархов писал в своей статье Порошенко. Не забыл он упомянуть и очистку банковского сектора с национализацией крупнейшего банка, который «отмыл» 5,5 млрд. долларов. В первую очередь это касается Игоря Коломойского, который сейчас проживает в одной из европейских стран, а также Дмитрия Фирташа, который также в опале. Под конец президент сделал вывод, что успел провести больше реформ, чем их принимали за все годы независимости.

Закон о запуске ВАКС все же удалось принять, и 26 июня он был подписан. Тем не менее, сроки создания Высшего антикоррупционного суда все еще под вопросом. Главным в законе указывается, что антикоррупционный суд должен быть создан за год, при этом отбор в судьи должен проводиться в течение девяти месяцев. Для того чтобы начало работы ВАКС выпало хотя бы на весну 2019 года вспомогательный закон нужно было принимать немедленно. Кроме того основной закон о ВАКС для самих депутатов оказался чуть ли не ящиком Пандоры. Лишь после голосования нардепы обнаружили в законе те нормы, о которых вовсе не знали. Так, например, нардеп Егор Соболев заявил, что в документ в последний момент внесли правки про апелляцию, и эти правки спасают от правосудия всех коррупционеров, уже находящихся под следствием. Так все дела антикоррупционного бюро и САП, переданные в существующие суды до начала работы ВАКС должны быть там же и завершены, чтобы не передавать их в апелляционную палату ВАКС. Парламент, по словам Соболева, не поддерживал такую норму, а общественники-антикоррупционеры заявляют что эта норма амнистируют высших коррупционеров, по которым уже ведутся дела, а это серьезное изменение прежних договоренностей да и самого текста закона непосредственно перед голосованием. В тексте, который приводился в ВР, такой правки не было. Впрочем, даже в таком виде для начала работы антикоррупционного суда потребуется еще много времени. Хотя Порошенко заявляет, что стремится запустить его работу как можно быстрее, в то же время подчеркивает, что от него этот процесс не зависит.

Общественники-антикоррупционеры считают, что ВАКС точно не заработает до президентских выборов, так как это никому не нужно – ни власти, ни оппозиции. В лучшем случае он начнет работу в апреле 2019 года, а первые приговоры против высших чиновников мы сможем увидеть и вовсе через 2-3 года. В правозащитной организации «Транспаренси Интернешнл» уже заявили, что окончательные решения в делах НАБУ будут перенесены еще на несколько лет. Получается что на рассмотрение в первой инстанции апелляции в случае поступления в ВАКС только новых дел потребуются годы. Кроме того, закон об антикоррупционном суде устанавливает порядок привлечения к ответственности и увольнения судей по той же схеме, что и в случаях с обычными судами, то ест по решению Высшего совета правосудия, а он, как известно, полностью контролируется президентом. То есть, пойдя на компромисс с западными партнерами и допустив решающий голос западных экспертов при назначении судей на Банковой все же сохранили в руках инструмент расправы над уже избранными судьями, которых в случае чего смогут с легкостью увольнять и привлекать к ответственности. На Западе похоже это момент еще не заметили, хотя в Венецианской комиссии пообещали внимательно изучить текст закона.

В целом же хотя Запад и одобрил принятие закона, все же там считают, что внесение поправок необходимо. Со стороны МВФ остается требование повысить цены на газ, а также сбалансировать бюджет. В СМИ появились первые сведения, которые называют утечкой из Фонда – по меньшей мере, предлагается увеличить цены на газ для населения и предприятий «Теплокоммунэнерго» вдвое и уравнять их с ценами для промышленности, а мировые цены на газ растут постоянно. Также актуальным остается требование МВФ выдерживать в условленных границах дефицит бюджета. В Минфине и Минсоцполитики уже объявили, что могут с осени поднять минимальную зарплату до4100 гривен, но в то же время уже сейчас бюджет постоянно не выполняется, и образуются дыры. В МВФ категорически против увеличения социальных расходов. В украинском бизнесе витают идеи по замене налога на прибыль налогом на выверенный капитал, однако в МВФ выступают против такого предложения, считая, что это еще больше увеличит дыру в бюджете. В итоге западные партнеры ставят достаточно жесткие условия для украинских властей в предвыборный год. Помимо запрета на рост социальных расходов требуют еще и повысить тарифы, а оба этих пункта катастрофически бьют по рейтингу Порошенко. В итоге президенту просто не оставляют иного выбора кроме как затягивать время и демонстрировать лояльность и имитировать действия по борьбе с коррупцией, как это вышло с законом об антикоррупционном суде. На Банковой не теряют надежды получить очередной транш.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org