Антикоррупционному суду быть?

921

Одним из главных требований митингующих у стен парламента является создание антикоррупционного суда. Для запуска этого процесса народные депутаты должны принять соответствующий закон, но таких законопроектов нет, и президент не спешит вносить их на рассмотрение. К тому же еще недавно он открыто выступал против создания отдельных судов для коррупционеров, ссылаясь на отсутствие европейской практики, да и на Банковой говорят, что можно вполне обойтись антикоррупционными палатами в действующих судах. Но уже в октябре прознав о требованиях протестующих, президент внезапно сменил риторику и теперь он на словах как бы поддерживает создание подобного органа.

Стоит вспомнить, что в рамках судебной реформы еще в прошлом году был принят закон о судоустройстве и статусе судей, которым предусматривается создание отдельной системы судо, занимающейся исключительно антикоррупционными делами. Данная норма в ходе судебной реформы была внедрена по требованию МВФ, но при этом она все равно не работает, так как до сих пор не принят закон, регулирующий деятельность антикоррупционных судов. Хотя необходимость создания таких судов действительно существует для того, чтобы замкнуть систему антикоррупционных органов. Впрочем, и они создавались властью отнюдь не по собственному желанию, а под давлением Запада. Это специализированная прокуратура, НАБУ, национальное агентство по предотвращению коррупции.

О необходимости создания антикоррупционных судов регулярно заявляет руководитель НАБУ Артем Сытник. По его словам, существующие суды часто саботируют коррупционные дела. Он считает что если осенью принять соответствующие законопроекты, то к лету следующего года такой суд может не только появиться, но и приступить к работе. Впрочем, в меморандуме, подписанном с МВФ, указано, что антикоррупционные суды должны приступить к работе до конца марта 2018 года.

На рассмотрение в Венецианскую комиссию уже направлено два законопроекта. Первый проект закона об антикоррупционных судах составлен представителями «Батькивщины», «Самопомощи». Другой проект представлен Сергеем Алексеевым из БПП, его документ предусматривает внесение изменений в закон о судоустройстве и статусе судей для того чтобы создавать антикоррупционные палаты. Впрочем, комиссия совсем недавно отклонила оба законопроекта. Причем президентский документ подвергся критике именно за желание подменить антикоррупционные суды антикоррупционными палатами при обычных судах. Депутатский вариант документа не прошел по причине угрозы политизации конкурса для судей этих судов. По мнению эксперта из Венецианской комиссии необходимы дополнительные защитные механизмы, которые обеспечили бы возможность независимой процедуры назначения судей от законодательной и исполнительной власти. Также в выводе указывается, что судей, которые будут заниматься рассмотрением дел о коррупции высокого уровня должны выбирать в рамках и тремя формальными членами БПП – Мустафы Найема, Сергей Лещенко и Светланы Залищук прозрачного процесса. Крайне важным является то, чтобы эти судьи были нормально защищены от неправомерного внешнего и политического влияния, от любого воздействия на их безопасность и независимость.

Оба законопроекта уже были отозваны авторами, чтобы дать рассмотреть президентский вариант, однако, похоже, это будет не скоро. Петр Порошенко заявил что соответствующий законопроект, за который депутаты должны будут отдать голоса, необходимо подготовить всем нардепам от всех фракций в ходе совместного обсуждения, а он лишь подаст его на рассмотрение от своего имени. По мнению Порошенко, депутаты вполне могли бы разработать документ в пределах трех недель. Принять же соответствующий закон об антикоррупционном суде можно успеть до конца года. Очевидно, что данный сценарий совсем не реалистичен, тем более что новый законопроект также нужно успеть отправить на рассмотрение в Венецианскую комиссию. Сами депутаты считают необходимость в антикоррупционных судах неоднозначным вопросом. Коалиции в принципе готовы подчинить фракционным решениям, в то же время некоторые депутаты считают, что принятие отдельных антикоррупционных судов будет означать, что остальные получаются коррупционными. При этом в новые суды нужно набрать только новых людей через открытый и прозрачный конкурс. Нехватку профессионализма судьи смогут наработать в процессе, так как у действующих опыт совсем не тот, который требуется для борьбы с коррупцией. К тому же им нужно не бояться вызовов, так как придется рассматривать коррупционные дела высших чиновников.

Впрочем, есть и определенные риски того, что новые суды создадут якобы идя навстречу народу, а использовать будут для суда неугодных власти. Потому необходимо предусмотреть в законодательстве возможность превращения в необъективную институцию.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org