Антибандеровский закон: Польша осудит украинцев?

619

Много шума в украинских СМИ наделал так называемый антибандеровский закон, а на самом деле это не закон, а изменения к польскому закону об институте национальной памяти. Впрочем, эти изменения привели к шуму не только в Украине, но и в польской Варшаве, причем тема оказалась еще более широкой и затронула взаимоотношения Польши и Израиля. В Тель-Авиве глубоко огорчились введению нормы о наказании тех, кто будет допускать вину Польши в Холокосте и иных преступлениях во время войны. В Израиле считают, что это откровенный запрет обсуждать участие отдельных поляков на стороне фашистов. К тому же уголовное преследование в таком случае будет препятствовать каким-либо обсуждениям военных преступлений на территории Польши.

Но тем не менее, нас гораздо больше интересует ситуация с Украиной. Ведь часть законопроекта, посвященного Украине, оказалась не менее скандальной, а документ между тем уже успели принять и в польском сейме и в сенате. Данный законопроект вносит изменения в первые главы закона об институте национальной памяти. Теперь там упоминаются кроме преступлений нацистского и коммунистического режима и иные преступления против человечества, в том числе украинских националистов и членов украинских формирований, которые сотрудничали с Рейхом. Во второй же статье разъясняется о чем именно идет речь – указывается, что указываются все преступления украинских националистов с 1925 по 1950 гг, террор и иные нарушения прав человека, уничтожение еврейского населения и геноцид граждан польской республики. И хотя данный документ не устанавливает уголовной ответственности, тем не менее, она следует на основании уже существующего польского законодательства.

Фактически польский сейм приравнял бандеровские преступления к Холокосту и преступлениям нацистов. За их непризнание предусматривается штраф или тюремное заключение от 3 до 5 лет. Стоит обратить внимание что данная норма экстерриториальная и позволяет польским судам судить заочно и приговаривать даже на основании заявлений, сделанных за пределами Польши. Естественно по данной норме будут карать не только польских граждан. Самое большое количество сторонников украинских националистов и бандеровской идеологии находится в Украине. Данная норма является ключевой так как сами авторы документы уточняли в пояснительной записке, что таким образом они наносят ответный удар по героизации ОУН-УПА в Украине. Таким образом, польская ответка может распространиться и на украинцев. Лишь формально данный закон не коснется художественных произведений и научных исследований, но терминология прописана так расплывчато, что притянуть за уши под ответственность можно все что угодно. к примеру неизвестно будет ли являться научным трудом работа, написанная не сотрудниками академических учреждений. В Израиле возмутились тем, что ученым-историкам придется теперь избегать скользких тем на всякий случай. Украины же это касается гораздо больше.

Новый закон обвиняет героизацию УПА в оскорблении польского народа, но при этом в нем не указывается считать ли оккупацией пребывание западно-украинских земель в составе Польши. Кроме того закон не запрещает даже символику ОУН-УПА. В любом случае даже столь «расплывчатый» документ наносит ощутимый удар украинско-польским отношениям. Подписание его президентом Польши автоматически перечеркивает договоренности Анджея Дуды и Петра Порошенко о деполитизации международных отношений в вопросах истории. Не стоит забывать что прошлый год и так проходил в перепалках относительно истории. Под конец года агрессия Польши выплеснулась на разрушение украинских захоронений, а Украина запретила эксгумацию польских. Лишь на встрече в Харькове президентам двух стран удалось достигнуть консенсуса и договориться о деполитизации истории. Украине пришлось пойти на уступки, например, отменить мораторий на эксгумацию. Подписание же президентом Польши этого документа фактически аннулирует прежние договоренности и вместо деполитицизации теперь последует наоборот жесткая политизация.

Примечательно, что данный законопроект уже давно лежал в сейме и никто не спешил его принимать. Еще в 2016 году его пытались поднять, но посчитали слишком радикальным. Теперь же ситуация сильно поменялась и то что ранее считалось недопустимым с учетом вреда для взаимоотношений Украины теперь получает широкую поддержку не только польского сейма, но и рядовых поляков. К Украине там относятся все более враждебно, что является для нее очередным звоночком.

Очевидно, польская власть на этом останавливаться не станет. Как же теперь поступать Украине в ответ на подобные выпады? К примеру, израильский кнесид заявляет, что в качестве ответной меры может объявить новый польский закон фактическим отрицанием Холокоста. Для Украины аналогичным ответом могло бы стать расширение полномочий украинского института национальной памяти и соответственно официальное признание Украиной преступлений польской администрации во время оккупации Западной Украины. С другой стороны очевидно что такой путь заведомо проигрышный для Киева. Для выхода из глубокого кризиса украино-польских отношений придется искать нестандартные решения, причем делать это уже сейчас, а не когда украинцам начнут выносить приговоры.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org