АНДРЕЙ СЕМИДИДЬКО: «К визиту силовиков нужно подготовиться заранее»

481

Руководитель Антирейдерского союза предпринимателей ежедневно получает пять-шесть звонков от представителей разного уровня бизнеса с просьбами помочь разобраться в ситуациях, связанных с корпоративными конфликтами или неправомерными действиями чиновников. Зачастую речь идет о силовых захватах. Союз уже пять лет оказывает выездные услуги «самообороны» для бизнеса, а наш собеседник лично участвовал не в одном конфликте с силовиками.

Правы ли предприниматели, создающие резонанс вокруг обыска компаний правоохранительными структурами, ведь последние выполняют свою работу?
— УБОП или спецподразделение «Сокол», штурмующие офис предприятия, которое занимается продажей футболок, — это падение уровня и того же «Сокола», и того же УБОП. То же и со штурмом «Эпицентра» СБУ и спецподразделением «Альфа». Это неадекватные действия, непропорциональные угрозе. Силовые спецподразделения в виде сотрудников «Сокола» или «Альфы» должны использоваться для физзащиты сотрудников правоохранительных органов или же для поимки особо опасных преступников. Привлечение их для захвата предприятий, где работают люди, не вооруженные и не удерживающие заложников, это непропорциональные действия. Надо понимать, что это психологическое давление на предпринимателей.

Как вы советуете действовать собственникам и руководителям, когда в компаниях начинаются «маски-шоу»?
— К визиту силовиков нужно подготовиться заранее. Наш пятилетний опыт показывает, что нас приглашают, когда офис уже разгромлен или находится в состоянии захвата и штурма. Как в поговорке: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. За все время нашей деятельности было только около семи обращений от предприятий среднего бизнеса, которые сказали, что хотели бы провести аудит корпоративной безопасности. Остальные 800 случаев, в которых мы участвовали за это время, — это уже тушение пожара, а не предупреждение его. Зачастую у руководства нет даже номеров телефонов адвокатов, которые готовы оперативно выехать на место. Но ведь нет ничего проще, чем, общаясь с друзьями-предпринимателями, которые сталкивались с чем-то подобным, заранее узнавать у них контакты тех адвокатов, действия которых оказались эффективны. И постепенно создавать свою мини-базу.

Что еще подразумевается под предварительной подготовкой?
— Мы объясняем предпринимателям, что учредительные документы, первичная бухгалтерия, основная печать в условиях нашей страны не должны храниться на предприятиях, потому что их сразу же изымут при проверке. Их можно хранить в банковских ячейках, передавать на адвокатское хранение. Пока прибывшие служащие истребуют эти документы, у предпринимателя появляется временной лаг. Следующее — пароли от доступа к своему счету в банке. Их лучше продублировать с рабочего компьютера на флешку, собственный домашний компьютер или домашний компьютер бухгалтера. Нужно разобраться с документами, оптимизировать структуру собственности, даже производственных активов: помещения — на одной фирме, бумаги — на второй, компьютеры — на третьей, а средства производства — на четвертой. Наконец, с сотрудниками нужно провести небольшой инструктаж о том, что делать, если на фирме — «маски-шоу». Один идет закрывать входную дверь и вешает табличку «Закрыто», второй набирает хозяина... Таких мелких простых способов обезопаситься — множество. Достаточно пригласить юриста, который поможет оформить все грамотно, тогда собственник в течение месяца приведет свои дела и документы в порядок. Ведь, если мы играем с «окку­пантами», то по их правилам — недружественным. А мы видим отношение власти к себе — раз ты зарабатываешь деньги, то уже виноват. Нужно готовиться заранее, понимая, что времена благоденствия прошли.

Как работает группа быстрого реагирования, если к вам обращаются за помощью в ходе штурма?
— Мы уже отработали такой механизм в Киеве, это своего рода «скорая помощь» во время захвата. Но следует понимать, что такая группа не работает в дежурном режиме — она формируется за час-два-три, пока мы соберем тех, кто в нее входит. А это не только правозащитник. Власть пока еще реагирует на камеру и журналистское удостоверение, поэтому выезжает и представитель СМИ. Обычно, чтобы защитить оператора и юриста, их сопровождают один-два человека, обеспечивающие безопасность. Это либо бывшие сотрудники правоохранительных органов, либо бойцы, которые входят в штат охранной фирмы.

Каков алгоритм действий такой группы на месте захвата?
— Специалисты начинают выяснять, почему здесь находится физзащита или спецподразделение: на основании чего, кто дал распоряжение, направление на проверку? Кто руководит операцией? Затем фотографируют и снимают на камеру все документы, которые им предоставляют. Если кто-то хамит, «подавляют» его, фиксируя все на камеру. Начинают связываться с руководством тех, кто приехал с проверкой. Мы — члены общественных советов разнообразных правоохранительных органов. В общем, каждый раз это точечная работа. Группа находится на месте около трех часов. В это время предприниматели выдыхают: кто-то приехал их спасать.

Во сколько обходится выезд группы защиты?
— Нам часто задают вопросы: платно это или нет? Мы отвечаем, что у нас нет западного финансирования или грантов, мы живем за счет членских взносов. Но когда у наших членов проблемы заканчиваются, они перестают платить и их. А ведь выезд на место штурма — это риск разбить аппаратуру и столкнуться с физическим противодействием. Поэтому подразумевается, что выезд такой группы оплачивается. Цена — $250-300. Из этой суммы около $100 составляют услуги адвоката. В остальном цена привязана к видеоаппаратуре — на основании стоимости выезда телеканала на место событий без обязательства попасть в эфир.

Спрос на такие услуги среди малого и среднего бизнеса растет?
— К сожалению, растет. Это востребованная малым и средним бизнесом услуга. В крупном бизнесе появляются влиятельные адвокаты, собственники задействуют свои связи. А средний бизнес становится основным заказчиком такой помощи. Ведь еще в прошлом году такого беспредела с силовиками в масках не было.

Вы можете спрогнозировать реакцию предпринимателей на активизацию проверок с применением силы?
— Я верю в принцип «свій до свого по своє». Сейчас задача малого и среднего бизнеса — объединяться с себе подобными, создавать звенья единомышленников, чтобы в случае чего предприниматель мог сделать один звонок, и ему на помощь приехала группа под­держки. Тогда никакие группы быстрого реагирования со стороны им не будут нужны. Это должна быть тихая, молчаливая, но серьезная и сильная договоренность.

По материалам vd.net.ua