Александр Волков продолжал “отмывать” деньги через мертвый ”Прайм-банк”

801

test1412565382Нацбанк в ноябре 2014 года прекратил работу небольшого Прайм-банка, который обвиняется в «отмывании» денег. К банку неоднократно в течение 2013-2014 годов применялись санкции, но он продолжал работать. В центробанке заметили, что теперь операции по конвертации валюты «перетекают» в крупные банки, поэтому предупреждают их об угрозе применения санкций.

В рамках борьбы с банками, которые являются участниками конвертационных центров, НБУ в пятницу признал неплатежеспособным уже третье подобное учреждение – Прайм-банк. «При осуществлении надзора за деятельностью банка относительно соблюдения законодательства по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, регулятор неоднократно выявлял факты нарушений законодательства по вопросам финансового мониторинга», – сообщили в Нацбанке.

В 2013-2014 годах к Прайм-банку пять раз применялись санкции. «Однако финучреждение не принимало соответствующих мер. В частности, по результатам проведенной регулятором в сентябре 2014-го внеплановой проверки выявлены факты осуществления банком масштабных операций с наличными средствами в национальной и иностранной валюте, что несвойственно банкам четвертой группы, и определены клиенты, которые постоянно совершали финансовые операции по снятию этих средств в значительных объемах», – говорится в сообщении НБУ.

Попытка противодействия В Прайм-банке не были готовы к решению НБУ. «С утра мы попробовали войти в банк, а там была группа «братков». Они попытались препятствовать нам, начали блокировать наших людей в отдельном помещении. Мы думали, что девяностые уже давно прошли. Сейчас банк уже под контролем, и мы должны начать работу согласно штатному расписанию», – рассказал заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физлиц Андрей Оленчик.

Сложность ситуации в банке признавали его аудиторы. «Обращаем внимание на тот факт, что на дату составления этого заключения (27 марта 2014-го. – Ред.) ситуация, сложившаяся в Украине, где банк ведет деятельность и несет риски, имеет признаки экономической нестабильности. Финансовое состояние контрагентов, операции с которыми несут риски для банка, в условиях рисков колебаний не является стабильным и предсказуемым», – говорится в отчете компании «Финком-Аудит».

Отличился банк даже собственным «маски-шоу» — 22 мая в киевском отделении №1 Прайм-банка на улице Киквидзе. «Около 10 людей в штатском закрылись в отделении банка и никого не впускают и не выпускают. Час назад мы вызвали милицию, но она не приехала», — заявляла агентству «Интерфакс-Украина» зампред правления банка Людмила Трухан. Позже стало известно, что следственные действия в отделении Прайм-банка проводили сотрудники СБУ.

По словам Андрея Оленчика, Прайм-банк – это банк члена фракции Партии регионов Александра Волкова. «Сам банк – типичный конвертационный центр. Для собственников наш приход был неожиданностью, и они таким образом пытались что-то сделать», – объяснил топ-менеджер.

По данным банка, акционерами учреждения являются 11 юрлиц, доля каждого не превышает 10%. Владельцем 100% акций одного из основателей Прайм-банка – ООО «Студия “Арт-Деко”» является супруга Александра Волкова Мая Борисовна Волкова, а ООО «Критика М» – дочь депутата – Александра Александровна Волкова. Примечательно, что все 11 акционеров-юрлиц зарегистрированы по одному адресу в Киеве: ул. Предславинская, 34б. По данным ГФС, этот адрес является адресом массовой регистрации 429 компаний.

Среди акционеров Прайм-банка также были два физлица: Виктор Ластовицкий (2,97%) и Евгения Левенец (2%). Они входят в партию «Демократический союз», которую ранее возглавлял Александр Волков. Получить комментарии у менеджмента банка в пятницу не удалось.

По данным НБУ, на 1 июля 2014 года по размеру общих активов банк занимал 135-е место (482,4 млн грн) среди 173 кредитных учреждений. Депозитный портфель банка составлял 174,2 млн грн, из них 63,6 млн грн – средства физлиц. Кредитный портфель – 192,4 млн грн.

Круговорот «обнала»
Прайм-банк стал третьим учреждением, в которое временная администрация была введена из-за нарушений законодательства по финмониторингу. До этого из-за операций «обнала» пострадали Грин Банк (см. «Стирка закончилась») и АктаБанк (см. «Нацбанк остановил утечку»). Как сообщал FinMaidan, 1 октября на встрече НБУ с крупнейшими банками и представителями силовых ведомств регулятор подтвердил свое намерение бороться с конвертационными центрами. Под его вниманием находится десяток банков.

При этом в связи с выводом мелких учреждений с рынка операции по «отмыванию» средств начали перетекать в крупные банки. «По результатам проверки два крупных учреждения уже были оштрафованы, а с их руководством проведут профилактические беседы. В будущем Нацбанк обещал ужесточить наказание за подобную деятельность вплоть до штрафа на сумму операций», – сообщил один из участников встречи (см. «Гривну связали с милицией»). «НБУ регулярно направляет запросы по анализу операций по снятию наличных средств. Также регулярно поступают разъяснения и рекомендации по анализу финансовых операций клиентов банка», – рассказала начальник отдела мониторинга финансовых операций главного офиса и контроля Укрсоцбанка Елена Пихтина.

В нескольких крупных банках журналиста FinMaidan заверили, что тщательно контролируют все операции. «У нас давно выстроена четкая система антифрода и финмониторинга, которая позволяет мгновенно определять подозрительные операции и блокировать их до выяснения правомочности транзакции. Финмониторинг базируется как на всех нормах украинского законодательства, так и мировых принципах борьбы с «отмыванием» преступных доходов», – сообщили в пресс-службе ПриватБанка.

Особое внимание уделяется новым клиентам. «Учитывая нестабильную ситуацию в стране, банк усилил внутренний контроль за идентификацией и верификацией лиц, которые открывают счета в банке. До открытия счета физическому лицу банк проверяет предоставленные документы, изучает репутацию лица, устанавливает финансовое состояние и уровень риска клиента», – отметила Елена Пихтина. Если документы вызывают сомнение, то вся информация передается работникам службы финансового мониторинга и банковской безопасности для проведения детальной проверки.

По материалам: ord-ua.com