Жандармерия в Украине: Налоговая и Нацбанк устанавливают свои правила игры

652

Владимир Матвиенко, который был самым первым главой Нацбанка, рассказывает о том, почему Нацбанк страны не может сегодня банковский сектор эффективно регулировать и что на самом деле произошло в 2008 году с Проминвестбанком.

Матвиенко сегодня чуть ли не легендарная личность. С 2008 года о нем мало что было слышно. Ведь именно тогда он продал свое детище и ушел с поста председателя правления ПИБ. Хотя в здании на ул. Институтской можно посмотреть его фото. Он был в 1991 году назначен главой новосозданного в стране Национального банка. Так что можно сказать, что именно с Матвиенко начинается банковская история страны и её денежная история. Эта система до сих пор использует наработки своего первого председателя. Это и двухуровневая структура банковской системы, и валютная реформа, и система безналичных расчетов.

Наследие Матвиенко

После того, как Матвиенко покинул НБУ, он использовал некоторые свои наработки при внедрении ПИБ. Это дало возможность данному банку стать одним из основных кредиторов в экономике страны. Долгие годы ПИБ занимал позиции в тройке самых крупных украинских банков. А по ряду показателей он и вовсе занимал первую позицию лидера.

Проминвестбанку удалось пережить многие банки. Он даже сумел устоять в период кризиса 1998 года. Но с наступлением 2000-х все же сбавил обороты, так как не смог устоять натиску банков новых. Это переместило ПИБ на 11 место в рейтинге. Но при этом кредитный портфель банка оставался на уровне 3,3% всех кредитов системы, так что банк по праву назывался системным.

Но с осени 2008 года с банком стали происходить удивительные истории. До сих пор Матвиенко считает, что на грани банкротства его банк оказался в связи с к корыстными целями депутатов, а также в результате того, что НБУ отказался предоставить рефинансирование. Разрядить очереди из вкладчиков удалось сократить только за счет временного моратория, а также благодаря продаже российскому Внешэкономбанку.

До сих пор бывший глава Нацбанка не может простить поведение некоторых своих коллег. Также не любит он и СМИ, ведь атака информационная на банк осуществлялась с их помощью. Но все же сейчас он решил сделать исключение и ответить на некоторые вопросы.

В отношении Нацбанка Матвиенко высказывается не очень лестно. Он отмечает что и сегодня Нацбанк работает по заложенной когда-то схеме и сохранилась двухуровневая система. Но в целом по мнению первого главы Нацбанка главный банк страны стал машиной, использующей полицейские методы. Это стало наблюдаться в 2000 году с момента принятия закона «О банках и банковской деятельности». Сейчас Нацбанк ограничивает работу банков, вводит временные администрации, то есть стал неконтролируемым надзирателем. Матвиенко уверен, что систему надзора сейчас нужно менять полностью, но полной уверенности в том, что она станет лучше, нет. Сейчас в стране все процессы коррумпированы, а сам Матвиенко никакие поборы не может терпеть.

На вопрос о современных действиях Нацбанка, направленных на развитие банковской системы страны Владимир Павлович отвечает, что все, что сейчас происходит направлено против экономики Украины. Он не поддерживает ликвидность банка, а только лишь осуществляет контроль. Даже средства привлеченные другие банки получают под высокие проценты. Назвать эти действия работой во благо страны нельзя.

Скажем кризису НЕТ

Разговор плавно перетек в общение о банковском кризисе 2008 года. Владимир Павлович отрицает кризис. Он говорит, что на самом деле никакого банковского кризиса и не было. Все, что происходило это ширма, необходимая для руководителей, которые планировали нажиться на ситуации. Нацбанк в свою очередь отказал банкам в выдаче кредитов под активы, так что и его политика была гнусной. Это и привело к панике на валютном рынке, да и к панике в банковской системе в целом. Устоять тогда удалось не всем.

Основная ошибка заключается в том, что Нацбанк не согласился выполнять функцию кредитора. Причем Матвиенко не верит в рассказы об отсутствии денег у главного регулятора. Для подтверждения он предлагает оценить те суммы прибыли, которые Нацбанк перечислят в казну ежегодно.

Разумеется, разговор не мог не зайти о Проминвестбанке, который был первым пострадавшим от кризиса в 2008 году. По какой причине он пострадал? Матвиенко рассказывает, что ему предложили банк продать. На это предложение он ответил отказом. Поэтому и была создана паника среди вкладчиков Донецка. Среди провокаторов Владимир Павлович отмечает и депутатов, и даже чиновников НБУ. Временная администрация в банке была введена незаконно. Причем среди администрации был человек, основная работа которого заключалась в том, чтобы разбазарить имущество. Во многом ситуация зависела от главы Нацбанка. В те годы им был Владимир Стельмах. Его попросили выделить только на полгода 10 миллиардов гривен под активы ПИБа, а обещано было только 7 миллиардов. Но и их не перечислили вовремя. К ответственности за случившееся никого не привлекли. Были названы имена чиновников Службой безопасности Украины, но дальше этого дело не пошло. Да и в голове не укладывается, как могло государство допустить падение банка, являвшегося одним из основных кредиторов экономики страны.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org