Предвыборная кампания в Украине

651

Предвыборная кампания в Украине продолжает набирать обороты, и уже сейчас можно проследить стиль той или иной политической силы в борьбе за голоса украинцев. И хоть многие эксперты предрекали выборам-2012 скуку и предсказуемость, уже сейчас на деле имеем нешуточный накал страстей. Особенно это ярко прослеживается в агрессивной тактике коммунистов, которые проводят свою самую дорогостоящую кампанию за все годы независимости.

Другой вопрос – откуда у «партии пролетариев» столько денег, и как наши левые друзья планируют расплачиваться со своими спонсорами за столь щедрый вклад в общее дело под названием «возращение страны народу»?

О том, что коммунисты тратят миллионы долларов на агитацию, Полемика уже писала. Но за полтора месяца ситуация значительно изменилась – коммунистический локомотив набрал еще большие обороты. Поэтому суммой в 50 млн. долларов КПУ явно не обойдется. В ход пошло все. За билбордами «красные» освоили и ТВ, и радио, и печатную прессу. Фактически каждая десятая «джинсовая» (оплаченная - ред.) публикация касается именно деятельности коммунистов.

Идейная составляющая от просто борьбы за русский язык и ностальгии по СССР дошла до популистских по своей сути, но очень агрессивных по форме, лозунгов о возращении стратегических предприятий в государственную собственность и демонтаже капиталистического строя. Относительно еще в недавнем прошлом неискушенные в политтехнологиях коммунисты сегодня централизованно захватывают медиа-пространство, активно используя технологии «серого», «черного» и откровенно грязного PR, при этом особо не перебирая цели и средства. В фокус агрессии коммунистов попадает уже не только «Свобода», но и Королевская, объединенная оппозиция и даже Партия регионов. Коммунисты активно нанимают так называемых ботов для комментирования в интернете, и эту новую для себя технологию применяют до разнузданности нагло.

Особенно это прослеживается в округах, где коммунисты ведут настоящую войну с регионалами за каждый мандат. Причем происходит это там, где власти кровь из носу нужен максимум – на Юго-Востоке. Многие кандидаты от ПР даже откровенно растерялись, думая, что КПУ своих сильных кандидатов поставит в список, а мажоритарка пойдет по согласованию с ПР, но не тут-то было. Симоненко практически всех нынешних нардепов от КПУ послал именно на округа, таким образом, планируется увеличить размер будущей коммунистической фракции дополнительно на 10 штыков.

И если посмотреть на электоральную карту ПР и КПУ, то действительно можно прийти к выводу, что такие кандидаты как Евгений Царьков, Алексей Бабурин, Юрий Гайдаев и другие могут составить весьма неприятную конкуренцию для регионалов, которые на своей вотчине предпочли бы отделаться малой кровью.

Показательными являются два примера. По одесскому округу №139 от ПР идет Александр Пресман, который традиционно считал этот округ «своим». Но КПУ выдвинула по этому же округу эпатажного Евгения Царькова, который имеет очень хорошую узнаваемость и ораторские данные. Пресману придется не то что попотеть, а реально менять концепцию, так как простой песней о русском языке, актуальном для Одессы, уже не отделаешься.

Аналогичная ситуация и на запорожском округе №74. Здесь вообще сошлись два парламентских титана – Ярослав Сухой от ПР и Алексей Бабурин от КПУ. Два действующих нардепа, каждый из которых ни в коем случае не хочет даже думать о проигрыше. Но кому-то все же придется расстаться с креслом в здании под куполом. Поэтому на округе уже идет настоящая война с контрпропагандой, в которой нет места теплым отношениям между Партией регионов и КПУ, царившим в нынешнем созыве. Дружба окончилась.

Из-за подобных метаморфоз предвыборные штабы ПР на местах уже вынуждены были перекроить бюджет и привлечь дополнительные кадры. В регионах коммунисты не менее агрессивны, чем в Киеве. Исходя их этого, на Юго-Востоке мы не увидим технологической мясорубки между оппозицией и властью. Скромные штабы объединенной оппозиции здесь скорее имитируют политическую деятельность и втирают очки центральному руководству. Народу придется выбирать между схожими программами КПУ и ПР. Коммунисты подкупают обожающий популизм электорат своей агрессивностью и радикализмом, власть – стабильностью с надежной примесью админресурса. Исход в подобном противостоянии может быть самым разным.

Симоненко с товарищами серьёзно расправил крылышки – роль «золотой» акции в парламенте с функцией «приди – проголосуй» его уже не устраивает. Аппетиты и амбиции явно выросли. На это сыграло несколько обстоятельств. Во-первых, объективное разочарование во власти толкает определенную часть электората ПР в объятия «борцов с олигархатом». Во-вторых, регионалы рассорились с Россией, а Кремль не привык терять контроль над ситуацией. Кроме того, в бизнес-среде сформировался целый сегмент тех, кто не вошел в планы власти - в силу тех или иных обстоятельств. Одни являются прямыми конкурентами на рынке для видных бизнесменов из самой ПР, другие – успели выйти из милости украинского руководства. И тут подворачивается вариант с коммунистами, которые мало того, что отщипнут кусок электората у власти, так еще и свое представительство в парламенте заметно увеличат по сравнению с прошлой каденцией. Именно подобная комбинация мотивов и привела к тому, что коммунисты сегодня для политических спонсоров являются весьма и весьма интересной инвестицией. Никакой идеологии здесь нет и в помине - ведь свою «антиолигархическую» риторику коммунисты ведут за деньги олигархов.

Кто же эти люди? Начать здесь стоит, наверное, с Константина Григоришина – украино-российского бизнесмена и давнего донора коммунистов. Покинувший Компартию Леонид Грач в одном из интервью заметил, что Григоришин инвестировал в КПУ не менее 10 млн. долл., но, думаю, эта цифра реально в разы больше. Григоришин – бизнесмен с очень неоднозначной репутацией. Сегодня он один из самых богатых людей в России, но ему не безразличны и активы на родине, которые он планирует расширять.

Судя по всему, в том числе и с помощью украинских коммунистов, которые должны стать мощной опорой для лоббизма бизнеса Григоришина в будущем парламенте. Ключевым интересом бизнесмена является энергетика, в частности облэнерго, которые сегодня столь активно скупает Ринат Ахметов. Также стоит отметить, что Григоришин ярый сторонник реприватизации ряда стратегических объектов. Вот только, если коммунисты их на плакатах «хотят» отдать народу, то у Григоришина более меркантильные планы. Существует и другая версия, относительно роли олигарха в предвыборной кампании КПУ. Якобы Григоришин является посредником между КПУ и Кремлем, что отображается, в том числе, и в вопросах финансирования рекламной кампании партии Симоненко. Естественно, это момент чрезвычайно закулисный и сложно доказуемый. Но если посмотреть на крайне радикальные программные положения КПУ, касающиеся сотрудничества с Россией (русский язык, ТС, ЕврАзЭС), то в голове держать подобный сценарий все же стоит. Окончательно его подтвердить или опровергнуть мы сможем только после выборов.

Не меньше чем с Григоришиным, финансирование КПУ связывают с нынешним главой Таможенной службы Украины Игорем Калетником. Но здесь расчет максимально прагматичный. Для Калетника важно сохранить свой пост, поэтому сотрудничество с коммунистами для него стоит свеч. Неудивительно, что добычливый Калетник получил гарантированно проходное седьмое место в списке КПУ, а не был отправлен покорять мажоритарный округ, как его более известные, но зато менее денежные, коллеги.

Среди финансовых доноров КПУ называют и братьев Суркисов, у которых, действительно, для этого может быть свой мотив. Суркисы являются теми бизнесменами, которые успешно сделали себе капитал в 90-е, но теперь уверенно теряют позиции на фоне новой элиты, имеющей огромные аппетиты, в том числе, касающиеся и их бизнеса. Уже не секрет, что братья Суркисы часто были замечены с лидерами КПУ в неформальной обстановке, в том числе, и в присутствии Константина Григоришина. Поэтому весьма обоснованно можно предположить, что для двух зажиточных братьев финансирование КПУ – способ поддерживать свой пока еще крепкий статус в жестоком мире бизнесовой конкуренции и получить лоббистов в парламенте.

Не отстает в желании поддержать свои некогда твердые позиции в бизнесе и старый друг Виктора Ющенко – Игорь Тарасюк. Владелец знаменитой «Нашей Рябы» также фигурирует среди спонсоров Симоненко, который в этом году просто-таки нарасхват среди бизнесменов второго эшелона. Интерес Тарасюка – агропромышленный комплекс, где ему необходима политическая протекция, которую могут обеспечить коммунисты при формировании большинства с регионалами. Все просто. Бизнес, ничего личного.

Немалую роль в накачивании КПУ денежными купюрами играют и местные предприниматели, самостоятельно неспособные договориться с властью. Их клиенты – кандидаты от КПУ по мажоритарным округам. Здесь поле деятельности тоже широкое. Есть наработанные связи, кадры – все то, что потенциально могло сработать на регионалов. Но…Не договорились. Да и места в парламенте наперечет.

Все это сегодня позволяет политическим «пролетариям» чувствовать себя довольно уверенно. Финансовые тылы прикрыты, концепция выдержана в лучших традициях советского нафталина, потенциальных избирателей – масса. Увы, популизм – штука, на которую украинцы очень падки. Другой вопрос, понимают ли они, что за тысячами билбордов, рекламных роликов и газетных заголовков стоят миллионы долларов, которые их избранникам придется отрабатывать? А отрабатывают у нас всегда на народе. Пользуются милостью олигархов все. Но это те спонсоры, которые уже интегрированы в партийную модель. КПУ же, нахватавшись денежных мешков, рискует не проглотить их бизнес-интересы. Отчего в горячке будет сдавать один принцип за другим.

Пока в нашей стране будет доминировать желудочная рефлексия, требующая колбасы и зрелищ, мы пожизненно будем ходить по кругу, наступая на популистские грабли. Наши люди хотят верить в сказку. В то, что вернется СССР, в котором и трава была зеленее, и солнце ярче светило. В то, что им действительно отдадут страну. Но как же глупо верить в то, что это сделают те, кто одной рукой, сжатой в кулак, жестикулирует в революционном стиле, с пеной у рта доказывая порочность украинского олигархата, а другой – у этого же самого олигархата берет деньги на финансирование собственной предвыборной кампании.

К сожалению, в Украине идеологические партии всегда будут ничем иным, как бизнес-проектами, в которые более или менее выгодно вкладывать деньги. Люмпенизированное общество всегда дробится на полюса. Сегодня рентабельно вкладывать в левые партии. Завтра, глядишь, поднимутся акции правых партий.

Пока сливки со всей этой истории снимают коммунисты, которые воспользовались тем, что их политическая «фишка» сегодня банально лучше продается. Но только удача может и отвернуться. Вдруг наш народ не так безнадежен?

По материалам polemika.com.ua