БЮТ и ПР – кто в Раду, кто в тюрьму

801

Попадание в парламент может стать настоящим спасением для некоторых кандидатов в депутаты. Можно с уверенностью сказать, что депутатская неприкосновенность является настоящей мечтой для тех, то стоит в стороне от честности, а для некоторых неприкосновенность – это единственный шанс. Однако в истории есть примеры, когда парламентарии лишали неприкосновенности своих коллег. Впервые такой случай произошел еще во времена СССР. Депутатской неприкосновенности лишили знаменитого диссидента Степана Хмару в 1990 году. Затем уже во времена независимой Украины иммунитета лишили двух экс-премьеров, а также двух народных депутатов в последние годы по уголовной статье пошел еще один известный депутат – Виктор Лозинский. Давайте посмотрим, кто же еще стал изгоем из касты небожителей.

Степам Хмара попал в милицию в результате драки, в которой был замечен 7 ноября 1990 года. В день, когда в Советском Союзе последний раз праздновалась Октябрьская революция. Все произошло на Крещатике в подземном переходе. Именно там Хмара со своими сообщниками подрался с милицейским полковником Григорьевым. В результате Хмару обвинили в организации нападения на милиционера, и тогда еще советские парламентарии лишили его неприкосновенности. До весны 1991 года Хмара пребывал в Лукьяновском СИЗО, после чего его временно освободили из-под стражи. В тюле 1991 года он отказался прибыть в суд, который постановил доставить его силой. Бывший нардеп вместе со своими 27 соратниками заперся в номере одной гостиницы. Для штурма был вызван ОМОН со слезоточивым газом, и в результате из гостиницы Хмару вынесли на руках. Судебный процесс впервые в Украине показывали в прямом эфире, однако приговора так и не дождались. В августе 1991 года председатель украинского парламента Кравчук амнистировал строптивого депутата.

Следующим депутатом, попавшим в поле зрения правоохранителей, оказался весьма влиятельный донецкий бизнесмен Ефим Звягельский. В1993-1994 году он исполнял обязанности главы правительства. Ему предъявили обвинение, связанное со злоупотреблением в «Дамиана-банке». В качестве эпизодов фигурировал, например, контракт о продаже греческой фирме стратегических запасов украинского авиакеросина. Кроме того, Звягельского обвинили в том, что еще в 1993 году он участвовал в конвертации валюты из госбюджета, украв, таким образом, 8 миллионов долларов. В 1994 году он сбежал в Израиль, где и получил паспорт этого государства, поэтому неприкосновенности его лишили заочно. Когда страсти вокруг его махинаций поулеглись, в марте 1997 года он вернулся в Украину и в данный момент баллотируется по спискам Партии регионов под номером 9.

Следующей «жертвой» Фемиды стал Павел Лазаренко. В 1997 году против премьер-министра Лазаренко было возбуждено уголовное дело, связанное с хищением госимущества в особо крупных размерах. Согласно сведениям американской юстиции, с 1992 по 1998 год Лазаренко украл как минимум 326 миллионов долларов, и вывел их в западные и американские банки. В 1998 году Павел Иванович сбежал из Украины и был задержан в Швейцарии, однако под залог в 3 миллиона долларов его отпустили. Далее в 1999 году он бежал в Нью-Йорк, где его арестовали за нарушение безвизового режима. В ответ на обращение с просьбой предоставить политическое убежище его арестовали по обвинению в коррупции, мошенничестве и отмывании денег. В 2001 году начался суд по его делу, и в результате Лазаренко признали виновным о 29 пунктам. Суд назначил тюремный срок 108 месяцев, а также штраф 10 миллионов долларов. 1 ноября 2012 года Лазаренко выйдет на свободу.

Затем неприкосновенности лишили и депутата, охотящегося на людей. 16 июня 2009 года Виктор Лозинский вместе со своими сообщниками - прокурором Головановского района Горбенко и начальником районного управления милиции Ковальским - отправился на охоту, где застрелили местного жителя. В результате Лозинского осудили на 15 лет лишения свободы, а его подельники получили 9 и 5 лет. Весной 2012 года апелляционный суд Киева сократил срок Лозинскому на 1 год.

Совсем недавно Конституционный суд принял решение, в соответствии с которым теперь практически любого народного депутата могут подвергнуть уголовному преследованию. Подобные прецеденты уже случались, однако, на сегодняшний день, учитывая политическую конъюнктуру и влияние Партии регионов на судебные органы можно сделать вывод, что больше шансов отправиться за решетку имеют депутаты от оппозиции.

Пока еще повезло депутатам Парубию и Павловскому – они находятся на проходных 42 и 19 местах в списках Объединенной оппозиции. Однако им могут светить вполне реальные сроки, и теперь получение мандата стало для них настоящим спасением. В частности Павловскому инкриминируют хулиганство с использованием лазерной установки, которой он высвечивал на Майдане Незалежности надпись «Юле – волю». Парубий проходит по более серьезному обвинению – в частности он бросал в спикера дымовые шашки, участвовал в драках и порвал рубашку депутату Колесниченко. По этому е таблетку проходит депутат Юрий Грымчак. Указанные события происходили 27 апреля 2010 года, когда ратифицировались харьковские соглашения. Из этой троицы рискует стать непроходным лишь Грымчак. Неоднократно конфликтовал с украинским законодательством и Андрей Шкиль. Одиннадцать лет назад во время акции «Украина без Кучмы» он организовывал массовые беспорядки и пытался штурмовать президентскую администрацию, в результате чего попал в СИЗО. Весной 2002 года он получил депутатский мандат, а тогдашний состав Верховной Рады не дал разрешения привлекать его к уголовной ответственности. В то же время 18 его сообщников получили различные сроки заключения. Позднее дело Шкиля возобновили в 2007 году, когда он сложил депутатские полномочия. Следующее дело на него завели 6 мая 2011 года, когда он устроил ДТП, выехав на встречную полосу. В результате аварии пострадал лишь сам Шкиль. В ходе следствия выяснилось, что он управлял автомобилем в нетрезвом состоянии, однако это дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления, впрочем, теперь все зависит от воли власти, и любое дело могут возобновить.

Есть и ряд других возобновленных дел против оппозиционеров. Например, фигуранты по делу ЕЭСУ, фактически сообщники Тимошенко Болюра и Шабо оказались в настоящей зоне риска. И места в списке – номера 86 и 91, что гораздо хуже, чем у Грымчака. Кроме того, на сегодняшний день дело ЕЭСУ для власти имеет большее значение, чем беспорядки во времена «Украины без Кучмы» или дымовые шашки в парламенте. Болюра обвиняется в укрывательстве налогов и разворовывании госсредств. В 2003 году дело закрыли, но в 2011 закрытие отменили, и вероятно будут рассматривать вновь. Так что теперь срок может стать вполне реальным, а это до 12 лет тюрьмы. Бывший гендиректор ЕЭСУ Евгений Шабо также был арестован в Турции в октябре 2002 года, однако в 2003 году его освободили в связи с закрытием дела. Окончательно обвинение с него было снято в 2005 году, но теперь дело также возобновили.

Информационно-аналитический портал job-sbu.org