Николаевские насильники внегласно приговорены к смерти

806

Несколько дней назад в большинство исправительных учреждений Украины пришли "малявы" примерно одинакового содержания с требованиями учинить расправу над этими парнями.
ОТКУДА РАВНОДУШИЕ?

- Я не верю, что крики Оксаны никто не слышал, - говорит мой собеседник, местный житель Ростислав Князев.

Мы в субботу утром беседуем с ним возле той самой стройки, на которой обожженную и изнасилованную Оксану Макар обнаружили милиционеры. А вызвал наряд около 9 утра единственный человек - Олег Найда. Сам он на стройку зайти побоялся. Что же касается остальных жителей района, они постарались не заметить умирающую девушку. Хотя крики ее слышны были в домах по соседству. В этих домах даже кошачье мяуканье слышно - звукоизоляции никакой.

- Меня, когда возле этой проклятой стройки избивали ногами и грабили, прохожие делали вид, что ничего не замечают. Менталитет у нас такой. И пока это каким-то образом не сломать, все будет продолжаться, - продолжает Князев, а я думаю, откуда взялось это чудовищное равнодушие - и милицейское (о нем писали), и обычных людей…

Чтобы найти ответ на этот вопрос, ровно через неделю после трагедии я прошел весь маршрут Оксаны - от кафе "Рыбка" до стройки, мимо квартиры Максима Присяжнюка, где ее насиловали. Опять была пятница, те же люди, что и неделю назад расслаблялись и куролесили в ночном городе.

НЕ АНГЕЛ

Читая в криминальной хронике или прессе: "Познакомились на дискотеке в увеселительном заведении", невольно представляешь окруженный мягкими диванами танцпол, запах дорогого парфюма, экзотические коктейли. Все это - не про николаевское кафе "Рыбка". Заведение расположено на территории местного рынка. Контингент - продавцы, грузчики, гопники... И проститутки, продажную любовь предлагающие за бесценок - народ в "Рыбке" небогатый - и вид имеющие соответственный. Драки, кстати, с битьем посуды, крушением мебели и последующим появлением милиции в "Рыбке" обычное дело.

- Эта девушка, Оксана, бывала здесь часто, - рассказывает бармен Ирина*. - Таких у нас называют "динамщицы". Знакомятся с молодыми людьми, строят глазки, гуляют за чужой счет, намекая на продолжение, а под конец незаметно исчезают. Оксана приходила чуть ли не каждый день, почти всегда одна. Я лишь пару раз видела ее с подругой.

Оксана - не ангел, но в том, что она флиртовала и отдыхала за чужой счет, некоторые не видят ничего дурного. Здесь так многие делают. Беда в том, что на этот раз ей попались не простаки, а настоящие хищники.

Кстати, Максима Присяжнюка и Артура Погосяна в кафе тоже считают завсегдатаями. Но о Погосяне говорят только хорошее. Добрый, веселый, душа компании…

- А вот Максим Присяжнюк не такой, - продолжает Ирина. - Пока трезвый - нормальный, а как выпьет, становится свиньей. Всем доказывает, что он элита, белая кость, унижает собеседников… Девушкам от него доставалось, не терпел от них возражений, мог оскорбить, ударить.

А вот Евгения Краснощека здесь видели всего дважды - 6 марта и в вечер, когда троица издевалась над беззащитной девушкой.

- Я его сразу приметил, - говорит официант Виталий*. - Потому что здесь все постоянные клиенты, чужих практически нет. А на этого Евгения все сразу внимание обратили - в первый свой приезд сидел мрачный, ничего не заказывал - только кофе - и все всматривался в посетителей, будто искал кого-то. В следующий раз я увидел его уже с Погосяном.

В тот пятничный вечер Оксана пришла в кафе как обычно одна. Уже немного выпив, села за столик рядом с барной стойкой и заказала крепленое пиво…

…В милиции утверждают: девушка собиралась ехать ночевать к подруге. Приятели предложили проводить, в квартиру Присяжнюка заманили обманом и, возможно, подсыпали ей что-то в спиртное.

Из рассказа самой девушки ясно, что, после того как она на квартире выпила за знакомство, ей стало плохо и она потеряла сознание. В этот момент садисты начали по очереди ее насиловать.

- Во время одного из половых актов, - говорит наш источник, - она очнулась и стала кричать. После, - это так задержанные рассказывают, - стала всем троим угрожать милицией. Они якобы испугались и начали ее душить. Что было после - вы знаете…

"ЕСЛИ БЫ НЕ ШУМИХА В ПРЕССЕ…"

…Пока задержанные по подозрению в изнасиловании и попытке убийства Оксаны Макар Евгений Краснощек, Артур Погосян и Максим Присяжнюк содержатся в ИВС (изолятор временного содержания. - Авт.) центрального района Николаева. Но по закону, после того как всем троим будут предъявлены окончательные обвинения, их должны перевести в СИЗО, где они должны будут ждать приговора суда. И с этого момента могут начаться проблемы.

- Мой хороший знакомый, который уже 15-й год сидит, говорит - на общей хате (в камере. - Авт.) ни один из них месте себе не найдет, - говорит мне николаевец Жора "Писарь". - Пусть молятся помереть раньше.

В николаевской милиции эту информацию неофициально подтверждают. "Во всем виновата шумиха, которую раздула пресса", - говорит мой собеседник.

- У нас из-за этого очень большие сложности. Есть обоснованные подозрения, что с обвиняемыми постараются свести счеты еще до вынесения им приговора. Вначале думали, что во всем виноват отец пострадавшей, который по нашей информации отбывает наказание в местах лишения свободы, но проверка показала, что он тут ни при чем. Тут криминальные авторитеты постарались. Несколько дней назад в большинство исправительных учреждений Украины пришли малявы (письма от находящихся на свободе бандитов. - Авт.) примерно одинакового содержания с требованиями учинить расправу над этими парнями.

* Имена изменены.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мать Оксаны Татьяна Суровицкая:

- Люди писали мне письма поддержки через Интернет. А девочка, которая создала фонд помощи, даже начала получать угрозы. Нам помогло то, что у меня близкие люди работают на телевидении и происшедшее получило огласку, и люди собрались на улице с акциями протестов… Сейчас я с ужасом думаю: если бы не поднялся шум, все бы просто замялось! А моя дочь продолжала бы лежать в николаевской больнице.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Параллельные миры

В любом городе, тем более в таком большом как Николаев, есть два параллельных мира. В одном люди вечером в пятницу спешат с работы к семейному ужину и за столом вместе обсуждают планы на выходные. В другом по вечерам люди собираются в заведениях, вроде "Рыбки", чтобы, "залив глаза", в лучшем случае упасть потом в постель не раздеваясь. А в худшем - "куражиться" и "беспределить". Эти миры редко соприкасаются, хотя физически находятся в одном и том же месте. Кафе "Рыбка" - почти в центре Николаева, квартира Присяжнюка тоже. Темная и неосвещенная улица, по которой отморозки вели девушку в свое логово, а потом тащили ее, уже изнасилованную и задушенную, сжигать на стройку - как мостик между мирами. Утром и днем здесь многолюдно - кратчайший путь из жилого квартала к автобусной остановке. Так что крик изуродованной Оксаны, конечно, слышал не только Олег Найда, но и десятки, может, даже сотни других николаевцев. Только никто не обратил внимания на эти звуки, доносящиеся из параллельного мира.

На вопрос, который открыт по-прежнему - как же получилось, что милиция выпустила под подписку о невыезде двух мажоров, причастных к чудовищному преступлению, несмотря на все оправдания милиции и проходящую сейчас в Николаеве служебную проверку по линии МВД, ответ мы знаем. Попробовали не заметить еще одно ЧП в мире дешевых кабаков, неосвещенных улиц и грязных квартир… Потому что ЧП подобного рода, может, и не такие зверские - драки, поножовщина, изнасилования - происходят в нем регулярно, и концов обычно не сыщешь. Чего же морочить себе голову очередным "глухарем"? Только закон ведь один для обоих миров. И справедливость тоже... И этот случай - история Оксаны Макар - доказывает - так может быть.

По материалам kp.ua